Ad astra: продолжение мифа (часть 7). Шах и мат гроссмейстера ФК
Прошло два с лишним месяца со времени начала цикла "Ad astra", написанного после ухода двух учениц Этери Тутберидзе. Эти два с небольшим месяца были наполнены 'шумом и яростью' ожидания сезона, бессмысленного трёпа журналистов-хайпожоров и интернетных ботов, нешуточных волнений болельщиков, поклонников и фанатов российского женского фигурного катания.
Сезон 2020-21 начался. Каким он будет, можно только гадать. Кто принял правильное решение, кто ошибся, пока сказать трудно. Но мы уже увидели первые блики, неясные абрисы, мимолётные образы на контрольных прокатах несколько дней назад. Мы также стали свидетелями безумно красивого хода Этери Тутберидзе, хода, которым она поставила шах и мат своим недоброжелателям, мелким воришкам и незрелым амбициям бывших учениц.
Алина и Женя
Поцелованная богом девочка-искра в красной балетной пачке, победно поднявшись по ступенькам своих незабываемых программ, превратилась в прекрасную девушку на пороге нового оборота её фуэте. Мега-звезда где бы она ни была - на высшей ступеньке спортивного пьедестала почёта, в обычной студенческой аудитории, на рекламных баннерах в культовом карминно-красном цвете Шисейдо, на льду своего хрустального катка или с микрофоном ведущей ледового шоу.
Ясными глазами смотрит она на нас со своего недосягаемого для всех других облака сбывшейся мечты, смотрит на странные битвы ненависти и злобы, на смешные упрёки и обиды, на нелепые призывы и злорадные комментарии. Всё, чего она достигла за два года своей ярчайшей жизни на катке, будет с ней навсегда - и это всё, что ей нужно сейчас помнить. Что она решит через месяц или два, зависит от силы её любви к фигурному катанию. А сила эта может быть такой сокрушительной и такой порой пронзительно-хрупкой, что может растопить и сердце прекрасной снежной королевы катка.
Маленькая упрямая девочка вернулась домой повзрослевшей, испытавшей боль падений и поражений. Озорной, шаловливый чертёнок с глазами оленёнка (такой она мне видится на детских фотографиях и, возможно, осталась в памяти ЭТ) вернулся к Этери фигуристкой, вероятно, усомнившейся в своих способностях преодолевать все препятствия, как когда-то плечом к плечу с Этери. Достигнув всевозможных высоких вершин, к высочайшей Женя пыталась идти без неё...
А потом поняла, что без строгого всевидящего взгляда Этери её звезда так и останется недостигнутой. Если она хочет кататься дальше, ей необходим бесценный багаж, оставшийся от Этери и растраченный на приседания на конёк, на непосильные попытки усложнения, на борьбу с фантомами. И восстановить его сможет только Этери.
Шах и мат
Приняв Женю обратно, Этери снова, как и два года назад приняла вызов, придав новый виток и новый нюанс своему мифу, мифу недосягаемого элитизма духа. В какой-то момент казалось, что интриги и низость, склоки и сплетни, неприкрытое воровство и наглость удручили её дух и утомили творческий порыв. Казалось, что такого рода "ножевые" следы не заживают быстро. Но она вновь явила благородство и верность делу, которому служит столько лет.
Поведение Этери во время душераздирающего выступления Жени приковало внимание ещё до того, как стало известно о возвращении Жени в Хрустальный. Какие бы низко-меркантильные, цинично-деловые, мелко-медийные цели ни приписывали сейчас Этери, одно кажется очевидным - она приняла Женю обратно, в первую очередь, оценив её спортивное упорство на грани самоуничтожения. Похудевшая, потускневшая Женя разительно отличалась от бравирующей напускной весёлостью Жени два года назад. Не осталось в ней и той озлобленности чемпионки, не привыкшей проигрывать и уступать. Остались стойкость и преданность их общему делу. Мне кажется, что Этери была бы не Этери, если бы не приняла это решение.
Я не удивлюсь, если, как и два года назад, Этери совершит волшебное превращение. Лизу Турсынбаеву и Женю, на мой взгляд, объединяют фанатичная работоспособность, завидная целеустремлённость и умение следовать требованиям. А что делать и как требовать Этери знает, как никто другой; не зря в своём интервью на льду она упомянула и физическую, и психологическую реабилитацию. К моменту возвращения к Этери и Лиза, и Женя прошли через нешуточные тернии, а это, как говорится, дорогого стоит.
Этот шаг Этери также недвусмысленное послание Плющенко, усиленно играющему роль истинного тренера, хотя, на самом деле, его новоявленное тренерство чемпионов базируется на откровенном "рейдерстве" (набеге). А чего стоит пародия на образ тренерского трио у бортика! Но если ТШТ были органичны в своей мифической роли как героев блокбастера, так и былинных богатырей (Ad astra", часть 1), то как же вторичны и втройне нелепы у этого бортика яростно жующий жвачку Плющенко, 'новоиспечённая' Ильиных на устрашающих стилетах, которая то в экстазе машет руками, то с не меньшим энтузиазмом льнёт к черногривому красавчику с несчастным лицом.
Фарс и карикатура, своего рода фигурно-катательный слэпстик. А суть тренерства чемпионов заключается как раз не в возможности красоваться у бортика с чужими чемпионами, а в непростом искусстве развивать и совершенствовать умения своих питомцев или возрождать их заново. Брать к себе не чемпионов, а спортсменов на спаде или в самом начале пути, которые "просят пить". Благородство духа против низости и предательства.
Конечно, можно копья сломать, доказывая кто, когда, с какими прыжками пришёл или ушёл от того или иного тренера, но всё же трудно отрицать, что переход переходу рознь. Можно долго идти к болезненному решению; можно постепенно отдалиться от тренера и принять совместное решение; можно поговорить с тренером и уйти, оставшись в нормальных отношениях. И чаще всего принимающий тренер играет в этом процессе второстепенную роль. Но можно и так, как это случилось с переходом части ТЩК к Плющенко - крайне некрасиво.
На мой взгляд, решение Этери это и ответ Косторной. Её очевидный провал на открытых прокатах, двусмысленное интервью с последующим снятием у многих укрепили впечатление заката звезды Косторной, пусть невеликой, но всё же европейского масштаба. И будет весьма интересно, если в конечном итоге Женя окажется выше Алёны в турнирной таблице.
Своим нашумевшим решением Этери вновь возродила сюжет вдохновенного мастера в поисках совершенства и гармонии человеческих отношений, теперь уже со своей ученицей, возвратившейся после долгих блужданий.
фото: Евгений Семенов
no copyright infringement is intended
Далее:
Болеро Камилы Валиевой: энигма
, попали к Этери. в течении
2.5 года у Жени не осталось ничего, чему учила Тутберидзе., кроме своего спортивного характера. Еще одно доказательство того, что Этери видит определенное качество и все остальное для нее не помеха. Я болела за Женю раньше, после перехода было смешно наблюдать за ней. Теперь мне лишь интересно, до какого уровня поднимет Этери обнуленную спортсменку. Уверена поднимет. и правда шах и мат.
" устрашающие стилеты " ++++++++++++