Балет, балет: Алина на олимпиаде-18 и её 'олимпийское фуэте'
Фуэте - "виртуозное движение классического танца, исполняющееся как ряд последовательно повторяющихся туров..."
Самая яркая звезда олимпиады-2018 - Алина Загитова.
Не спешите возмущаться. На каждой олимпиаде есть множество спортсменов, которые являются звёздами своего вида спорта: это и многократный, 'многокубковый', многоуважаемый Мартен Фуркад; и настоящие "тягловые" труженики снега с не одной тысячей километров лыжни за спиной; и оранжевые "тюльпаны" сверкающей, как лезвие, дорожки катка, и конечно, "тяжёлые рыцари" маленькой ледовой площадки. Везде есть свои великие герои.
И всё же, она стоит отдельно, 15-летняя покорительница Олимпа. Отдельно, потому что на той олимпиаде она воплощала собой всё самое прекрасное в спорте - красоту, мастерство на пределе возможного, мужество бороться до конца.
Алина-балерина. Не пугайтесь, это только сравнение. Она не балерина. Она – фигуристка, спортсменка, чемпионка. Конечно, фигурное катание – не балет, это спорт с пределами, которые очень трудно достичь и ещё труднее раздвинуть. Этим он напоминает балет с его эфемерной лёгкостью, за которой стоит гигантский труд.
Я не знаток балета, мне просто нравится это искусство, и мне нравится фигурное катание. На мой любительский взгляд, то, что Этери/ТШТ и Алина сделали в фигурном катании двумя программами Алины на ОИ, так и останется в истории ФК непревзойдённым примером спортивного творчества.Творчески продуманными были костюмы, творчески переосмысленными были технические способности Алины и каждый жест, каждый поворот головы был отточен как под кистью или резцом творца.
"Всё начиналось с Фуэте,
Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте..."
(из стихотворения В. Гафта, посвящённого балерине Е. Максимовой)
Алина ступила на свой первый золотой юниорский подиум (сезон 2016-17) из "темноты" бесконечных тренировок, жизни вдали от мамы и папы, ранних подъёмов и езды в тесных электричках метро, из боли переломов, ушибов, растяжений и даже попытки прощания со спортом. Мне думается, Этери остановила Алину не потому, что та принесла цветы (какая-то ничтожная 'мелкость', придуманная злопыхателями), а потому, что понимала, теперь эта безмерно одарённая девочка ("особенная" девочка, по её же признанию) сделает всё, что она может.
А Алиной двигала ещё и такая по-детски трогательная и по-человечески благородная мысль: в одном из фильмов совсем юная Алина говорит, что если будет хорошей фигуристкой, она сможет помогать своей семье... Алина вернулась к Этери и это был первый поворот её фуэте на пути к олимпиаде.
В концу юниорского сезона 2016-17 своими 'фуэте-программами' она смела рекорды и соперниц, чтобы войти в олимпийский год одной из самых сильных, но не самых грозных в силу молодости, фигуристок. К тому же, Женя Медведева тогда была абсолютной претенденткой на золото, даже несмотря на травму и первое поражение от Алины, и мне кажется, что Алина и не была бы чересчур огорчена, если бы проиграла такой именитой фигуристке. И даже позже, уже на олимпиаде, мне подумалось, что Алина в момент объявления оценок была бы счастлива, если бы оказалась второй. В её отношении к Жене трогательно сквозило что-то виноватое и грустное.
И чтобы ни говорили, я думаю, что Этери не гадала и не подгадывала, кто победит. ТШТ просто подготовил им программы по силам и на самом пределе их технических возможностей на тот момент (именно поэтому, по-моему, они меняли ПП Жене). И как опытные тренеры, ТШТ знали, что у олимпиады свои законы и теперь всё зависит от самих спортсменок.
В преддверии олимпиады Алина сделала ещё несколько оборотов своего спортивного фуэте, выиграв почти все старты. И это было совсем нелегко. "Чёрный лебедь" давался ей с трудом. Это была новаторская программа: на грани возможного технически и за пределами вообразимого артистически. Оксана Баюл уже была когда-то эфемерным лебедем на льду, теперь на каток вышла победительная и совершенная, сильная и безудержная фигуристка нового, невиданного раньше поколения победителей - фигуристок Этери Тутберидзе.
Эта программа, конечно же, была сделана с прицелом на ОИ, с особым видением цельного образа фигуристки-балерины на льду. Меня можно поймать на противоречии, напомнив, что строчками выше я написала, что и Жене, и Алине были поставлены равные программы. Да, это были программы, равные их силам в тот момент. Более драматичная и трудная по элементам программа Алины была и более рискованной: в любой момент она могла сорваться с высоты этих сложнейших элементов, а 'закалённая' турнирами Женя все два года была надёжнейшей "ласточкой" ФК.
На арене Каннына и только там (не раньше и не позже) и только между ними (не между тренерами и не между зрителями) должен был завершиться этот поединок воли и выдержки - не мастерства, так как обе были спортсменками экстра-класса. Как тогда писали в зарубежных медиа, это была "императорская битва за золото и королевское сражение за бронзу". А после финала: "a celebration of Russian beauty, precision and grace" ("праздник русской красоты, отточенности и изящества").
В произвольной не было победительницы, случилось редкое событие - 'ничья' в ФК. И только почти мизерная разница в короткой - 1.51 балла... Чей-то триумф и чей-то стимул продолжать борьбу. Женю Медведеву нельзя не уважать за её упорство и стойкость. Я думаю, это - наследие Этери, которое навсегда с Женей, как и множество незабываемых моментов её жизни.
Во второй части "Ad astra" я писала о программе "Дон Кихот": "Если вы когда-нибудь сидели у пионерского костра, то вы помните, как было весело, жарко и не хотелось уходить. С такой жаркой, искристой, весёлой (и тяжелейшей в техническом компоненте) программой появилась Алина в олимпийский год. Я смотрела репортаж зарубежных комментаторов и даже через экран чувствовалось нетерпение, с которым они его вели: горячо -- горячее -- горячее -- и вот он - фейерверк, брызги шампанского, взлёт и победный взмах рукой."
Эту программу до сих пор с ностальгией вспоминают любители ФК: не будет больше 7ми фееричных прыжков во второй части программы, не будет неожиданного исправления сложнейшего каскада с лёгкостью росчерка пера в конце программы, не будет больше таких костюмов.
Шедевры не повторяются, только копируются. И фигуристки не повторяются, они уходят. И поэтому не хочется, чтобы их провожали раньше времени все, кому не лень, или улюлюкали вслед, когда они уходят. Если кто и сможет повторить такого рода феерию радости, задора, какого-то необъяснимого подъёма и воодушевления от возможности это видеть, то только сама Алина.
Она ещё не докрутила своё фуэте... В жизни, открытой перед ней.
"Всё начиналось с Фуэте!
Жизнь – это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте..."
Этот пост написан, чтобы быть незаметной каплей в море поддержки олимпийской чемпионки и других фигуристок.
"Ах, только б не остановиться, /Не раствориться в суете, /Пусть голова моя кружится /С Землею вместе в Фуэте. ... /Ах, только б не остановиться, /И если это только снится, /Пускай как можно дольше длится /Прекрасный Сон мой – Фуэте!" (В.Гафт)
Спасибо Вам ещё и за ровное, спокойное отношение к спортсменам. Этого здесь очень не хватает.
Все сошлось и вот наконец настоящее ФК и мощно и сильно и нежно и восхитительно красиво .И когда после прокатов в Лужниках иностранные специалисты говорили, что Алина достигла полного совершенства , думалось , а что же было в Олимпийский год, уже тогда казалось лучше и краше быть не может.Особенная Фигуристка .
Автор, Спасибо за такой ностальгический пост, все было совсем недавно и давно.
И всем нашим спортсменам желаю только всего самого хорошего, и успехов во всём.
Спасибо, очень хорошо написано !!