Ad astra: феномен ТШТ (часть 1)
Сначала просто замечаешь красивые лица, затем отмечаешь их учениц, запоминаешь их программы, потом понимаешь, что с нетерпением ждёшь появления на соревнованиях именно их спортсменок - и они не обманывают ожиданий. А если в комментариях тебя оскорбили с особым остервенением, то, значит, ты попал в число поклонников (или 'хейтеров') ТШТ. В чем же их секрет? Что они сделали?
Сами того не ведая, они создали современный миф.
Часть 1
ТШТ: современный миф
Современный спорт - спорт больших достижений в эпоху высоких технологий - одно из немногих оставшихся нам ристалищ, где мы ожидаем воочию приобщиться к борьбе, страсти и старомодной победе лучшего, сильнейшего, быстрейшего. Футбол, хоккей, Формула -1 и так всегда были ареной недюжинных битв болельщиков. Но что случилось в последние годы с таким задвинутым на задворки видом как женское фигурное катание?
Часто можно услышать: туда пришли заскучавшие было домохозяйки. В США и Канаде есть понятие "хоккейная мамочка" - матери, привозящие своих детей на тренировки и страстно приобщившиеся к мужскому виду спорта. Так и здесь, весь накал страстей, удивительный даже для бывалых футбольных фанатов, обеспечивают 'тётки в бигУдях' в перерывах между стиркой и готовкой. Всего-то?
В пресловутые 'битвы сковородок' вовлекаются мужья, друзья, дети и даже собачки. Годами трещат клавиатуры, не сбавляя накала любви-ненависти, не щадя никого. Несмотря на устоявшийся консенсус по поводу всех других мастеров-тренеров, ТШТ продолжает будоражить воображение или вызывать негодование. Иррадиация их побед и потерь захватывает всё больше людей и даже организации. Вопреки профессиональной этике высказывают своё мнение иностранные спортсмены, тренеры и, наконец, ISU. Уже не нужны прыжки во второй части программы, потеряли ценность тано и риппоны, всё ещё нельзя прыгать четверной в короткой и, скорее всего, поднимут возраст участниц женского турнира. Не зря с такой надеждой и отчаянием поклонники ТШТ говорят: "Этери ещё что-нибудь придумает", "Не будем смотреть, уйдём к юниорам" и очень надеются, что чудо-команда проведёт своих юных триумфаторов через тернии к звёздам.
В интертекстуальном пространстве современного мира, переполненном тестовыми и визуальными образами всех стилей, сравнявшем высокое и низкое, они выделяются какой-то несовременной сплочённостью, чувством плеча, напоминая старомодное трио/дуо мушкетёров, охраняющих даму. Но их сосредоточенные лица напоминают, скорее, команду Нео, вышедшую на важное задание. Многим поклонникам ТШТ, возможно, ближе сказочный образ трёх богатырей, их благородной дружбы и преданности.
С другой стороны, результаты их работы - программы учениц - тоже становятся легендами, которые обязательно передавались бы из уст в уста, если бы не было Интернета. "Красная балерина", "Девочка-ракета", "Девочка на шаре", "Жар-птица". Чьи ещё программы можно назвать вот так сходу? Может быть, "Сеймей" Юзуру Ханью и то в ассоциации с самим фигуристом, а не хореографом и тренером (я не имею ввиду специалистов или долголетних поклонников других фигуристов, помнящих всё).
Этери и её команде удивительным образом удалось создать современный миф, возродить вечный сюжет вдохновенного мастера/борца, сгорающего на костре собственного перфекционизма и преданности цели. Позабытый элитизм духа пришёл и смешался с массами, вызвав смятение в умах и привычных понятиях.
И, наверное, поэтому так тяжело переживаются уходы учениц и коллег, а вслед им несутся проклятья и ярлыки, из которых "предатель/ница" - самый вежливый. Именно эта болезненная реакция на уходы, воспринимаемые как "предательство" идеалов ли, Учителя ли, дружбы ли, самого себя ли показывает, как глубоко во всех нас - таких современных, скептичных, индивидуалистичных - задеваются какие-то архетипичные, глубинные пласты. Этери и команда, конечно, понятия не имеют о том, что они - создатели мифа и современные Прометеи-Ильи Муромцы. Они и не хотят быть, безусловно, но это тоже часть феномена ТШТ.
Если говорить менее высокопарным языком, то ТШТ выделяется, прежде всего, коллективным стремлением к постоянному совершенствованию и совершенству, несмотря ни на что. Их программы это - визитная карточка таланта и мастерства, помноженного на время и труд (см. реакцию на уход фигуристок к Плющенко).
И их программы - не только набор сложнейших элементов под знакомую музыку. Это почти всегда перекличка нарративов, неясный сюжет, блуждающий от программы к программе, теряющийся, возникающий вновь, нарастающий крещендо, и иногда, к сожалению, пропадающий навсегда после ухода учениц. Именно так ТШТ задал этот сумасшедший виток современному женскому ФК. В какой-то мере, даже в мужском ФК вровень стоят только единицы.
А ещё их учениц любят до умопомрачения. В мире, "лишённом пропорций", ТШТ предложил иллюзию гармонии в беспроигрышном образе юных девочек. Возможно, это бомба, заложенная под их школу. Возможно, долговременная стратегия. И тем сильнее хочется увидеть, как эти девочки, а потом девушки, идут к своей звезде через тернии. И это тоже часть мифа ТШТ - неожиданное для взрослых людей ожидание чуда, вечная сказка о победе добра и красоты, современная вера в бесконечный полёт к звёздам.