Спортсмены и тренеры
Японцы: лёд и пламень
Когда-то в одной театральной рецензии я прочитала об игре актрисы Людмилы Поляковой, что когда она на сцене, «сцена Малого скукоживается от громадности её таланта». Я вспомнила эту фразу, когда смотрела выступление Каори Сакамото на этапе Гран При (2019) во Франции.
В тот вечер каток Гренобля, казалось, скукожился от громадности её катания, а лёд плавился от скорости и мощи прекрасной стремительной рыбы ли, поднявшейся из таинственной океанской глуби, свободолюбивой птицы ли, бьющейся в тесной клетке Матрицы. Умножьте это на бесшовный, беззвучный след её словно смазанного маслом конька и технически безупречное (на мой взгляд любителя) исполнение элементов и вы поймёте выражение какого-то тихого восхищённого потрясения на лице её тренера Соноко Накано.
Всё – футуристическая программа, поблёскивающий костюм, музыка, атмосфера - были слиянием мастерства, искусства и ультра-современного технического решения. И растроганное лицо её обычно сдержанного тренера добавляло к этому такое вневременное человеческое измерение.
Канадцы: стихи и проза
Ученики Брайана Орсера - из разных стран. Очень разные, очень известные. И сам он – выдающийся фигурист. Может быть, поэтому в КИКе он производит на меня впечатление необычного тренера: не радуется сверх меры фантастическим результатам, не теряет голову от космических баллов, не сильно огорчается и не сердится при провалах. Какую-бы вдохновенную поэзию, драму, комедию ни творили его ученики на льду, он остаётся милым, понимающим и немного растерянным: такая умиротворяющая, всё объясняющая проза на фоне бушующих страстей и трагедий.
Этери: волна и камень
Её называют снежной королевой, холодной феей, железной леди Хрустального. Стоит у бортика, держит чехлы, провожает, встречает, надевает курточки, сидит в КИКе. Всё как у людей. Всё, да не всё.
Надо ещё знать, что в последние годы именно эта красивая женщина стоит у бортика с самой выдающейся тренерской командой мира, держала и держит чехлы олимпийской чемпионки, серебряного призёра олимпийских игр, чемпионок мира, серебряного призёра чемпионата мира, чемпионок Европы, победителей этапов и финалов Гран При, чемпионок России и прочее, и прочее. Она встречает не просто хорошо откатавших свою программу, а взявших весь пьедестал этих чемпионатов, начиная от юниоров вплоть до пятого места различных соревнований.
И сидит она в КИКе с лицом невозмутимым, отрешённым до равнодушия, серьёзным до боли. Мне оно не кажется таким, как я сейчас описала – я просто повторила привычные упрёки в адрес Этери. После прокатов такого накала, и не одной, а нескольких учениц, когда на кону стоят такие титулы, невозможно прыгать и хлопать в ладоши. И в лице Этери мне каждый раз видится опустошение. Мы ведь не знаем, сколько труда вложено в эти несколько минут и сколько ещё предстоит вложить. На неё каждый день накатываются волны слёз, боли, амбиций, обид и её «каменное» спокойствие и стойкость не могут не вызывать сильнейшего уважения.
Самое беззащитно-радостное лицо у Этери было, по-моему, после выступления Лизы Турсунбаевой на чемпионате мира (2019) в Японии. И это было так понятно: после критики разного толка из-за ухода Жени Медведевой, Алина и Лиза выступили триумфально. Она приняла вызовы и вывела на тот чемпионат двух феноменальных спортсменок с выдающимися программами. И на третьем месте стояла тоже её бывшая ученица!
Возможно, Орсер мысленно снял перед ней шляпу.