5 мин.

Красная балерина Загитовой и телевизионное мифотворчество

Перед лжеолимпиадой в Корее Россия попала в тупиковую ситуацию – что ни сделай, будет все плохо. Не поехать туда в урезанном позорном статусе без флага и гимна – так вообще выбросят из мирового спорта на веки, расценив как дерзкий демарш. А поехать – заведомо проиграешь и будешь лузером и посмешищем.

Так вот чтобы хоть одно золото оттуда привезти, надо было подстраховаться в своем виде фигурного катания, где Евгения Медведева держала безоговорочное лидерство два года. И здесь на беду случилась ее травма, что угрожало золоту, которым можно было бы оправдать эту тщедушную унизительную поездку.

Не веря в восстановление Медведевой к главному старту сезона, ФФКР и Тутберидзе, на которых более всего давил Кремль, решили упрочиться – попросту отдать надбавки в оценках Медведевой ее дублеру Загитовой, развести глупого зрителя, не понимающего, насколько выше в технике и артистизме Медведева, чем дублер. Золото не пахнет, решили они.

Это одно направление действия, можно сказать – объективное.

Но был еще и субъективный момент – конкуренция ученика Авербуха Даниила Глейхенгауза с самим учителем. Даниил Маркович тоже хотел олимпийское золото именно себе, а это в предсезонку мало светило, поскольку Авербух, а не он, ставил произвольную чемпионке Медведевой.

Однако возник хороший повод спихнуть самого учителя с пьедестала – и уж не знаю, каким способом, но, начиная с Контрольных прокатов, на Медведеву вдруг неожиданно стали давить в СМИ и под роликами в Ютубе, что, дескать, надоели ее депрессивные заумные программы, скука. А вот у Алины Загитовой – ее «Дон Кихот» бравурен, задорен, смел, праздничен. Да и катает его юниорка уверенно, в отличие от зазнавшейся звезды.

Действительно, «Дон Кихот» катался второй год подряд и был отшлифован, в отличие от сложных «Январских звезд» Медведевой, вкатываемых постепенно. Но несколько тролей в Сети начали смущать народ и провоцировать: да надоела эта Медведева, давайте нам праздничную Загитову! Тем более что на Контрольных прокатах в Сочи Загитова отбомбила «Дон Кихита» более уверенно, а Медведеву уже тогда начинала мучить нога, усталостный перелом стопы.

В столкновении Медведевой с двухлетней вершины были заинтересованы почти все: Глейхенгауз с «Дон Кихотом», Загитова, ФФКР, на которую давило ИСУ, ведь ротация лидеров – непременное условие привлечения рекламных денег, спонсоров; МОК, который возненавидел Медведеву за ее выступление за России с речью – тоже хотел ее наказать. Ну и толпы болельщиков других катков и фигуристок жаждали избавиться от комплекса неполноценности, столкнув, наконец, непобедимую с первого места.

И только Авербух, сама Медведева, да и ее фан-клубы, незыблемо стояли за нее. Силы, как ни удивительно, оказались неравны по отношению к чемпионке, против которой восстала и собственная нога.

И сразу же Тутберидзе и ФФКР бросились производить «артподготовку» ради Загитовой, расписывая в телевизоре и подвластных СМИ превосходящую технику юниорки Загнитовой. Они раздували из мухи слона, обманывая народ, поскольку техника, «база», Загитовой была выше, чем у Медведевой и Сотсковой на крохотные копейки, которые ничего никогда не решают в фигурном катании. А решают зеленые огоньки в левом углу экрана – судейские надбавки за элементы, тогда это было от -3 до +3 (люфт целых 6 баллов!). А еще и хореографические компоненты, выставляемые тоже произволом судей и «по понятиям». По этим понятиям Загитова не тянула и на 67 баллов, а получила в Пхенчане 74, например это выше, чем у 31-летней Костнер, которая 15 лет зарабатывала себе эти компоненты.

Но СМИ продолжали назойливо твердить о силе Загитовой и о ее уникальном каскаде «лутц-риттбергер», который прыгала впервые в 1993 году Оксана Баюл, олимпийская чемпионка 1994 года.

То есть у Загитовой не было ничегошеньки для ее статуса, который внушали СМИ, давя на судей заранее. Мало того, две ее программы были балетного типа и ни о чем, просто езда из конца в конец катка – никакой темы «Дон Кихота», кроме музыки из балета, Глейхенгауз не передал. Равно как и «Черного лебедя» в короткой программе по американскому фильму о негре-гомосексуалисте. Странная, кстати, роль для девушки Загитовой, мда…

Содрали имидж программ балетного типа у Баюл на олимпиаде 1994 года, выдали это за новшество в фигурном катании, поскольку зритель призабыл уже эту мгновенно исчезнувшую чемпионку из Украины. А потом внушили людям «сокрушительную» сложность программ Загитовой.

Так была «выиграна» олимпиада.

 

Оксана Баюл, о ней мало кто сейчас вспоминает, но именно по ее шаблону создавали ОИ-программы Загитовой

А затем Загитову надо было как-то додержать до эры «ТЩК», до Трусовой сотоварищи. Ведь входящая в пубертат чемпионка не делала уже тройные каскады, падая по 6–8 раз за сезон. Опять административный ресурс и давление на судей, и занижение поэтому оценок всем остальным русским сборницам: Медведевой, Самодуровой, Туктамышевой – ведь ИСУ могло закрыть глаза лишь на одного жутко грибуемого русского. Поэтому остальные фигуристки от Загитовой просто страдали целый год после злосчастной олимпиады, пока Тутберидзе не дождалась «ТЩК» и не отправила приму в отставку.