Евгения Медведева: действо и лицедейство
Если бы меня попросили кратчайшим способом показать, что именно принципиально отличает Женю Медведеву от других фигуристов прошлого и настоящего, то я бы сказал одно слово: лицо.
Вот здесь и помогло ей смешение кровей, южной и северной. Лицо необычное, облик фигуристки вроде темноволосый, бровастый, кареглазый – а черты лица почти русские. Так иногда кажется. А в другом ракурсе – глядишь, и проступила кавказская внешность, что особенно необычно на льду, который как будто холод несет. Но нет, именно благодаря теплой Медведевой лед оживает, делается горячим, на нем кипят нешуточные страсти, целые драмы. И все за какие-нибудь 3—4 минуты.
Крайне ограниченными средствами фигурного катания Евгения разыгрывает перед зрителями целый спектакль. А надо при этом исполнить все обязательные элементы: прыжки, дорожки, вращения и прочее. И вот эти необходимые сегменты постановки органично в нее вплетаются, вливаются в драму или комедию. Часто озадачиваешься, посмотрев произвольную программу Медведевой: а делала ли она все прыжки? Кажется, что у соперниц их раза в два больше. Почему такое впечатление, думал я раньше, пока не понял: секрет – в гармонии, не видно швов, склеек между дорожками, вращениями, элементами пантомимы и собственно прыжками. Ее лицо не делается испуганным, когда надо заходить на прыжки. И спина не деревенеет от страха. Так, мимоходом все получается: играла лицом – и вдруг сложный заход, каскад. Не меняя скорости, едет дальше. И уже в другом элементе Женя всей своею душою, рассказывает новую историю. И все, повторюсь, за несколько минут происходит.
Высокие скорости, должно сбиваться дыхание, а Медведева не останавливает игру лица. Вот это самое важное у нее: играющее постоянно лицо, играющее, но – не наигранное. Спектакль на льду для нее настоящий. Результат – шекспировский, жизнь или смерть. Смерти подобно ошибиться или занять отличное от первого место в соревнованиях. Это видно еще и по реакции на юниорских выступлениях Евгении. Упала, заняла третье место – и сидит как убитая на скамеечке с тренером. А иная бы прыгала от счастья, заняв и пятую, и седьмую позицию.
Программа сжата до максимума, средства выражения лаконичны. Это не актриса, прима театра или звезда кино, которым даются десятки минут для игры. На лица актеров наставлены камеры и они в основном неподвижны телом. А главное, говорят словом, донося до нас сущность через интонации, смысл. Медведева же летит, движется, порхает, вращается – и при этом не останавливается в лицедействе. Причем не в таком лицедействе, как у некоторых фигуристов – улыбаются невпопад, например, когда улыбка кажется оскалом. Или дергают бровями не к месту, лицо отдельно, скорость и все остальное отдельно.
Евгения никогда не упускает нерв программы. Дышит лицом, разговаривает, поет, при этом ни слова не произнося. И здесь важная особенность – зрители далеко, камера берет треть катка, отнюдь не всегда укрупняя лицо. А лицо видно, накал его драматический, энергетика все равно доходят до зрителя чудесным каким-то образом.
И уже потом, при укрупненных повторах и на фотографиях видно особенно – какая эта игра лица драматическая, импульсивная, цепкая, сконцентрированная донельзя. Надо за элементами следить – а она лицедействует. В этом и коренное отличие от всех, в этом и новое слово в фигурном катании. Никто до нее ничего подобного в одиночном катании и парном катании не делал. Да и в танцах на льду, где нет прыжков и сложных выбросов, ни один фигурист и десятой доли от Медведевой не достигал в актерстве лица. Прежде всего – лица. А шире – и в телодвижениях драматических, когда поворот каждого пальчика, его наклон, даже разный окрас ногтей имеют значение.
До Медведевой катались так, как я говорил: актерство отдельно, элементы отдельно. Нет гармонии слитности, видны швы. Даже замечательный Евгений Плющенко, двукратный олимпийский чемпион, лицедейством был не богат. Сначала отпрыгает все сложные каскады с окаменелым напряженным выражением, а уж потом расслабляется и задает фейерверк дорожек. Но это все танец, тело отнимает основное внимание. Лицо и не помнишь особо. У Медведевой гармонично сохранен паритет тела и лица, спортивного и актерского. Отсюда и кажется, что меньше других она прыгает. Спортивные элементы органично вплетены в драматические.