«Тутберидзе учит любить свою работу»: бывший ученик тренера о тонкостях работы с ней
Фигурист из Минска Яков Зенько два года занимался в тренировочной группе Этери Тутберидзе бок о бок с Евгенией Медведевой и Алиной Загитовой. В 2017 году спортсмен ушёл от специалиста и сейчас представляет Белоруссию на международном уровне. На проходящем в эти дни чемпионате Европы Зенько занял 30-е место. Он рассказал RT об опыте работы с Тутберидзе и о том, как изменились за последние годы её звёздные подопечные.
«В жизни Тутберидзе добра и улыбчива»
— Наверняка приход в группу к Этери Тутберидзе в 2015 году стал самым значимым событием в вашей карьере. Помните, как это произошло?
— Вероятно, произошедшее можно назвать делом случая. Мы просто решили попробовать двигаться вместе. Честно признаюсь, это было не так легко, как может показаться после моих слов о счастливой случайности. Этери Георгиевна вначале дала мне шанс проявить себя в течение месяца. Тренировался, показывал, на что способен. Она поверила в меня, что-то разглядела.
— Ваш просмотр у именитого тренера можно сравнить с поступлением в престижный вуз? Или это распространённая практика в фигурном катании?
— Конечно, можно. Как минимум по тем эмоциям и волнению, что я испытывал в тот момент.
— После перехода к Этери Тутберидзе вы получили травму бедра. Насколько сильно это повреждение сказалось на тренировочном процессе?
— Это случилось со мной через год и, конечно же, наложило большой отпечаток на работу на льду. К счастью, удалось преодолеть этот период.
— Расскажите, какие требования к спортсменам предъявляет Тутберидзе.
— Самое главное, чему учит Этери Георгиевна, — работать и любить свой труд.
— Ваша бывшая наставница в работе и в жизни — это два разных человека или свои принципы Тутберидзе переносит и в быт?
— Нет, она разная! На катке Этери Георгиевна прежде всего тренер: требовательна и сосредоточена, а в жизни это очень добрый и улыбчивый человек.
— Она строгий тренер?
— Любой наставник, не только в фигурном катании, должен быть строгим, а вот уже после общается со своей группой как с друзьями.
— Однако мир фигурного катания помнит тренеров-тиранов, которые позволяли себе срывы и не жалели своих воспитанников.
— Нет, нет, что вы! Она точно не из таких.
«Каждая тренировка под её руководством сродни соревнованию»
— Почему Тутберидзе держит себя за завесой тайны? Журналистам практически невозможно договориться с ней об интервью.
— Сложно сказать. Она действительно старается подальше отойти от подобных мероприятий.
— Вы знаете, как работает «фабрика олимпийских чемпионов имени Этери Тутберидзе» изнутри. Можете объяснить, в чём главные секреты успеха?
— На мой взгляд, главным фактором воспитания победителей является высококонкурентная среда. Каждая тренировка под её руководством сродни соревнованию — выходя на лёд, мы все стремились проявить себя лучше, чем партнёры по команде.
— Почему вы приняли решение уйти от именитой наставницы?
— Скажем так, по семейным обстоятельствам. Но я многому научился, работая под её началом.
Ну почему же, журналистам вроде Теда Бартона Этери дает замечательные, искренние душевные интервью, а вот всяким придуркам с удостоверением журналистам она не дает интервью, и правильно делает.