5 мин.

Мужское катание в России – это фэйл. Но появилась надежда на выздоровление

После Плющенко жизни нет

Мужское одиночное катание в России находится в таком состоянии, что Евгений Плющенко мог три раза закончить карьеру, а потом вернуться и поехать на домашнюю Олимпиаду в 32 года. И в этом надо винить не условную бабу Машу, которая пока еще не родила, а самих себя.

Мы сделали из Плющенко незаменимого идола, божество, в угоду которому принесли в жертву самых одаренных российских одиночников. Тем не менее, не все так плохо, как принято считать. У нас по-прежнему есть талантливые фигуристы, просто сейчас их уровень таков, что на чемпионате России из 16 человек чисто короткую программу катает только один - ноунейм из Мытищ Констатин Милюков.

Самая большая проблема в том, что на мужчин в свое время как-то подзабили в Федерации фигурного катания. Было время, когда у нас начали одна за другой появляться мегаталантливые девочки, ставка была сделана на них. Фабрика Этери Тутберидзе начала набирать обороты и она гарантировала минимум одно золото на чемпионатах мира. Плюс мы всегда что-то цепляли в спортивных парах, а иногда и в танцах. Две-три медали наши фигуристы всегда привозили, а это уже не провал.

Поэтому у тренеров, которые занимаются в основном подготовкой девочек, всегда условия чуть лучше. Тутберидзе вообще в открытую заявляет, что с мальчиками ей тяжело, к ним нужно искать особенный подход, а для этого у нее нет ни времени, ни желания. У Алексея Мишина после Плющенко из парней вообще никто не проявился. Из-за этого появились шутки и мемы про то, что там, где ходил Евгений, не растет даже трава.

Повод для стеба

Последние пять лет мужское катание в России состоит из четырех фамилий: Ковтун, Коляда, Воронов, Алиев. Сейчас в эту компанию потихоньку вклинился Александр Самарин. Трое из этого квинтета имеют отношение к Елене Буяновой: прямо сейчас она тренирует Ковтуна и Воронова, а Самарин не так давно занимался в ее группе.

Коляда – воспитанник Валентины Чеботаревой, которая недавно вывела на взрослый уровень Станиславу Константинову, опередившую на чемпионате России Алину Загитову и Евгению Медведеву. Алиева тренирует Евгений Рукавицын.

Все ребята вполне талантливые, обладают харизмой и своими уникальными фишками. Жаль только, что носят они зачастую негативный характер. Так, Коляду регулярно троллят за четверной лутц, который у него никак не получится, и за бабочку, регулярно исполняемую им на тройном акселе.

Алиева критикуют за ужасную нестабильность: Дмитрий может выдать гениальный прокат, а на следующий день полностью развалиться после одного неудачного элемента. После провала в произвольной программе на последнем чемпионате России он так описал свои ощущения от проката: «Как будто сырой фарш ел». Ну, хотя бы с чувством юмора у парня порядок. Девочки это любят.

К Воронову претензий нет. Человек каждый год выдает свой максимум, выходит в финал Гран-при последние два сезона, но имеет четко ощутимый потолок, который ему не пробить, в первую очередь, из-за возраста. Сергею уже 31 год, и это вообще чудо, что он до сих пор катается.

С Ковтуном же самая сложная история. Он должен был стать одним из лучших фигуристов своего поколения, а в итоге год назад едва не завершил карьеру из-за тяжелых жизненных обстоятельств, о которых он напишет разве что в автобиографии. Перед этим сезоном Максим вернулся к Буяновой, которая выдвинула ему жесткие условия: чтобы его взяли в группу, ему пришлось похудеть на 14 килограмм.

Старания, впрочем, даром не прошли: сначала он выиграл челленджер в Таллине, а потом уверенно вынес всех на чемпионате России в Саранске. Для него это уже четвертое золото на первенствах страны, а ведь Ковтуну всего 23 года. У мужчин, слава богу, нет школьного тренда, который поглотил женское катание.

Не все так плохо

Выше перечислены все люди, на которых мы можем рассчитывать в мужском одиночном катании. И это не так мало. Просто с каждым из них надо работать чуть лучше. Как показывает практика, у Ковтуна, Коляды, Алиева и Самарина есть и потенциал, и возможности, но не хватает стабильности и уверенности. А это все тренируется, если есть мотивация и готовность превозмогать себя.

Правда, с этим не все однозначно. Про Коляду, например, лучше всех высказался Алексей Ягудин: «Парень просирает жизнь в фигурном катании». С этим трудно спорить. За просмотром тренировок Коляды вас может посетить мысль, что ничего лучше в фигурном катании вы не видели никогда. Но в тот момент, когда Миша упадет с тройного акселя после чисто исполненных четверных элементов, вам захочется разбить лоб фейспалмами.

Есть ощущение, что порой Коляда несерьезно относится к своей работе. Он может позволить себе не бороться элементы, завалить программу, которую еще можно спасти. Многие считают, что ему просто нужен более жесткий тренер, чем Чеботарева.

Слишком много проблем и у Алиева. У него, как мы уже говорили, тонкая душевная организация – ему нужно чувствовать образ. Если в какой-то момент Дмитрию становится неуютно на льду, у него сразу все ломается. И тут уже вопрос к постановщикам и тренеру, которые с ним работают. Почему за полсезона они не смогли придумать программы, чтобы парень перестал мучиться?

А вот на Ковтуна можно надеяться всерьез. На чемпионате России даже были шутки, что в кис-энд-край Максим пьет не воду, а бензин, потому что он машина. Ковтун сейчас реально в отличной форме. Он взялся за голову, тренируется как обезумевший эго-маньяк, готовый положить всю жизнь на достижение своих целей. А они у него крайне амбициозные. Поэтому ждем чемпионата Европы и топим за Макса. 

 

ИсточникProstoProSport  

Автор: Сергей ПОДГОРНОВ  

Фото: Станислав Красильников/ТАСС, Сергей Бобылев/ТАСС  

Instagram