Теория Большого взрыва. Часть 2. Олимпийское безумие
Требования к современному фигурному катанию предполагают, чтобы у фигуриста было как можно меньше слабых сторон. Сейчас уже недостаточно просто прыгать: особенно это актуально на примере женского одиночного катания, когда девочки имеют практически идентичный прыжковый набор, а первое место от второго разделяет порой микроскопические сотые балла. Здесь важны умение достаивать позиции во вращениях, их сложность, вариативность и оригинальность. Качественное владение коньком, умение исполнять шаги на скорости без потери ритма и умудряться делать это, попадая в акценты, т.е. интерпретировать музыку движениями не только рук и корпуса, но коньками.
Раньше считалось, что, если девочка одарена с точки зрения прыжков, то в будущем ей открыты все пути. Это было в те темные времена, когда на международной арене победительницами наивысших титулов становились фигуристки, в лучшем случае владевшие каскадом тулуп-тулуп. Но все течет, все меняется: за одной талантливой следует другая, еще более сильная и мастеровитая, и так далее. Прогресс в женском одиночном катании в России тесно связан с конкуренцией. Как победить лидера? Стать лучше, стабильнее, техничнее, усложнять и усложнять программы. Но главная причина – это присутствие примера, за которым нужно тянуться, которого нужно победить, понимание, что сделать это возможно и лучше. Если может она, значит, могу и я. Ведь тренерские методички, навыки работы с детьми принципиально не изменились за 20-30 лет.
Если посмотреть на внутрироссийские детские старты по годам, то с каждым сезоном фигуристок, владеющих всеми тройными, сложными каскадами становится все больше и больше. Механизм усложнения не останавливается, а только прибавляет, девочки и их тренеры выжимают из базы максимум. К базовой стоимости придумываются всевозможные фишки и усложнения, которые дают бонус к ГОЕ: сначала это было тано, затем риппон. Фигуристки и их тренеры стараются усложнять заходы на прыжки, придумывают интересные, замысловатые выезды, которые затем становятся их фишкой.
При таком огромном количестве талантов база отходит на второй план как само собой разумеющееся, и на первый выходит индивидуальность, умение интерпретировать музыку. И все это требуется уже с юниорского, даже новисовского уровня, потихоньку стирая границы между женским и юниорским катанием.
**********
Тренер Этери Тутберидзе всегда хотела, чтобы ее ученицы были лучшими. Непросто занимали лидирующие места на соревнованиях, а двигали фигурное катание вперед. Так ее воспитанница Полина Шелепень первой начала прыгать 5 прыжковых элементов во второй половине произвольной, другая - Юлия Ли - одной из первых в российском женском катании стала регулярно поднимать руку вверх в прыжке. Но главной мечтой Этери Георгиевны было научить своих учениц исполнять самый сложный каскад из двух тройных прыжков – тройной луц – тройной риттбергер, тот самый который первой исполнила Ирина Слуцкая. Полина Шелепень, по словам Тутберидзе, иногда делала этот каскад на тренировках, но в соревновательный прокат тренерский штаб включать рискованный элемент не решался, опасаясь срывов. Этери на какое-то время пришлось оставить амбиции по этому поводу, и сосредоточиться на том, что есть. После скандального ухода Полины из группы, все основное тренерское внимание было сосредоточено на Юлии Липницкой.
После второго места на юношеском Чемпионате мира 2013 года, Липницкой исполнилось 15 лет, что означало, что следующий сезон она будет соревноваться полностью на взрослых соревнованиях. Весь фигурно-катательный мир жил ожиданием грядущей Олимпиады, но для российских фигуристок это событие было особенным вдвойне. Во-первых, потому, что она проходила дома, в Сочи, во-вторых, из-за того, что мест на Олимпийский турнир было всего два. Все из-за того, что в канадском Лондоне выступавшим на ЧМ Алене Леоновой, Елизавете Туктамышевой и Аделине Сотниковой не удалось завоевать максимальную квоту. Этери была в курсе того, что за эти два места будет настоящая рубка, какой в женской фигурке России не наблюдалось никогда: в соперницах у Липницкой были сильнейшие, пользующиеся огромной поддержкой федерации и уже ставшие примами в родных стенах и в умах чиновников Сотникова и Туктамышева, неувядающая Леонова и ровесница Юли Аня Погорилая, ставшая на том ЮЧМ третьей и также планировавшая выйти во взрослые с прицелом именно на Олимпиаду.
Для того, чтобы сразу обратить на себя внимание спортивного руководства, судей, а заодно и болельщиков по всему миру, Юле нужна была очень сильная, яркая и бьющая в самую цель программа. И ею стал Список Шиндлера.
История о том, как появилась эта постановка, имеет несколько интерпретаций. По одной из них, идея выбора музыки принадлежит лично Юле, которая, посмотрев фильм и увидев ту самую девочку в красном пальто, захотела стать ей и воплотить этот образ на льду. Опасения были: перенести величайшую трагедию XXвека, с чем ассоциируется бессмертная музыка Джона Уильямса, было, само по себе не просто, к тому же легко было ожидать разговоров о том, что подобная тема – слишком сложна для 15-летней девочки, слишком тяжела эмоционально для тех, кого эта трагедия коснулась лично.
Сама Этери по этому поводу говорила так:
- Юля выбрала эту музыку, чему я была удивлена. Она неоднократно смотрела этот фильм — и сказала, что хочет быть той девочкой. Мы не пытались сделать Юлю взрослее. Зачем? Эта программа — ее рассказ».
Этери всегда считала, что взрослые, трагические темы нельзя закрывать для детей, потому что скорбь, страдание, а вместе с ней и великая сила любви и самопожертвования – это то, что делает всех нас ближе, делает нас людьми. И что, как не восприятие ребенка – самое чистое и самое искреннее, сильнее всего способно растопить лед и дотронуться до самых нежных струн нашей души? Эта была Юлина история, и как впоследствии оказалось, программа стала точным попаданием в цель.
Уже потом, спустя некоторое время, Тутберидзе признавалась, что «девочку в красном пальто» в Юле разглядела сразу. И перед тем, как Липницкая созрела до своего решения, несколько раз включала эту музыку на тренировках, пытаясь обратить на нее внимание ученицы, ненавязчиво подтолкнуть ее к выбору. Известно, что в группе Этери под эту музыку раньше каталась Полина Шелепень, таким образом, идея и концепция у тренера уже была. Оставалось найти подходящую роль для ее интерпретации согласно всем хореографическим задумкам. А реализовать эту непростую задачу в форме постановки взялся Илья Авербух, который до сих пор считает ее одним из своих лучших творений, если не самым лучшим.
Короткую программу было решено поставить на музыку из песни Аллы Пугачевой «Не отрекаются любя». В техническую часть произвольной были внесены изменения: Юле заменили один из двух очень стабильных каскадов аксель-тулуп на более сложный луц-тулуп, что позволило ей вместо флипа дублировать луц. К тому же, 5 прыжковых элементов у нее теперь стояли во второй половине программы.
Олимпийский сезон для Юлии Липницкой начался в октябре, в Финляндии, где на турнире серии Б она снова, как и в прошлом году, стала лучшей. Но настоящий фурор она произвела на Гран-при в канадском Нью-Браунсвике, где после проката ее произвольной программы, стоя аплодировал весь зал. Оценка россиянки за этот прокат составила 131,34 балла, что позволило ей подняться со второго места после короткой программы на первое итоговое с результатом 198,23 очка. Затем последовала победа на домашнем этапе, которая, впрочем, оказалась менее яркой. Идеально откатав короткую, Юлия нагрязнила в произвольной: упала с луца, плохо выехала на акселе, не смогла прицепить тройной тулуп к флипу, ограничившись двойным, и под конец сдвоила сальхов. Тем не менее, запаса после короткой хватило, чтобы в итоге обойти Каролину Костнер. Именно после этого неудачного проката у Юли впервые появилось это неприятное паническое ощущение того, что она не справляется под тяжестью ожиданий. Она испугалась.
Я бы сказала, что было просто страшно. Очень испугалась тогда, что вообще не смогу с этим справиться. Мне было так стыдно... Многие советовали мне выбросить то выступление из головы. Мол, остается-то только результат, прокат забудется. Но вспоминать до сих пор стыдно. Многие пришли специально на меня посмотреть. И тут – выходит Юля...
Юля вышла в финал Гран-при во второй раз подряд, ведь за год до этого ей пришлось сняться из-за травмы. На этот раз в финале проходил мини-чемпионат России, потому как на него отобрались сразу четыре россиянки. Девочкам дали понять, что Федерация фигурного катания будет пристально следить за прокатами участниц из России, тем самым, делая наметки для Чемпионата страны, где будет решаться судьба путевок в Сочи.
На этапах Гран-при не удалось себя проявить Елизавете Туктамышевой, которую еще 2 года назад видели надеждой Сочи. Тот, кто наблюдал за ней на соревнованиях, заметил, что Лиза сильно изменилась чисто физически: из легкой и звонкой девочки начала оформляться в девушку, отсюда проблемы с весом, здоровьем, разлад техники и потеря стабильности на коронных элементах. В Финляндии, где Юля была первой, Лиза стала третьей, пропустив вперед еще и Акико Судзуки. На этапах Гран-при Лиза не провалилась, но и не блестела: в итоге два четвертых места, и непопадание в финал, что в условиях пристального внимания чиновников к этому турниру, не предвещало ничего хорошего в плане перспектив на игры.
Зато удачно дебютировала в свой первый полувзрослый сезон чемпионка мира среди юниоров Лена Радионова, сумевшая занять призовые места на двух взрослых этапах и отобраться в финал. Еще более неожиданным стал успех Ани Погорилой на китайском этапе Гран-при. На этом соревновании ей удалось практически невозможное: победить Костнер и Сотникову, которая, по словам Погорилой, всячески пыталась на разминках показывать ей свое превосходство. Этот триумф и третье место во Франции позволили Ане, как и Аделине с двумя серебрами, стать участницей финала серии. Помимо россиянок, туда отобрались заряженная на Олимпийское золото Мао Асада и американка Эшли Вагнер. История Мао Асады, которая в Ванкувере проиграла своей самой принципиальной сопернице Юне Ким, полна драматизма. Проигрыш игр с 20 бальным отставанием от победительницы вселил в нее некий комплекс неполноценности, который заставил Мао полностью переучивать все прыжки. К тому же в 2011 году ей пришлось пережить смерть матери. Из-за всех этих потрясений Мао на некоторое время потеряла стабильность в результатах. Но громкое имя двукратной чемпионки мира все равно никуда не делось. В финале Гран-при, который проходил в городе Фукуока, следовало ожидать прояпонского судейства.
Но сначала о юниорках. В финале юниорского гран-при, так же, как в во взрослом, выступили четыре россиянки. И все четверо – дебютантки юниорского сезона: поколение 99-00 выдало сильнейших фигуристок Марию Сотскову, Серафиму Саханович, Александру Проклову и, конечно же, Евгению Медведеву. К слову, 14-летняя ученица Этери Тутберидзе тогда единственной из россиянок выиграла оба этапа, и отобралась, наряду с Полиной Эдмундс из США, в финал с первого места. Серафима Саханович же поразила всех по ходу серии тем, что в короткой программе все прыжки исполняла во второй половине. В итоге чище всех прокаталась ученица Светланы Пановой Сотскова, второй стала Саханович, а третьей – Медведева. Видеть Женю не на первом месте странно, но в то время, ее талант не был настолько очевиден, по крайней мере, судьям. Сама Этери, когда ее спрашивали о Липницкой и Шелепень, специально обращала внимание на то, что в ее группе тренируется девочка, которая не хуже Юли, а, вполне возможно, и лучше. Но пока что ее время не наступило.
Взрослые девочки в первый день соревнований выступили хорошо, кроме Ани Погорилой, которая перегорела и сорвала аксель. Лена, Юля и Аделина откатались без ошибок, причем Аделина получила весьма прилично - 68.38, и это с каскадом тулуп-тулуп и двумя самыми сложными элементами в первой половине. После короткой она занимала промежуточное второе место после Мао, которую от россиянок отодвинули высокими компонентами. Лена была юниоркой, а катание юниорок в то время судьи оценивали невысоко. Юле поставили немного выше, но тоже не баловали.
В произвольной программе ситуация поменялась: Мао много ошибалась, недокручивала, а Юля обошлась без падений, но с помарками. Зато полный провал получился у Аделины – 46 за технику, два падения, срыв финального вращения и ребро на луце. Кстати, это был последний турнир, на котором Адель демонстрировала свой коронный powerhouse, благодаря которому ее с детства считали вундеркиндом – каскад луц-риттбергер. В итоге авторитет Мао сумел выдержать натиск молодости: японка победила, Юля стала обладательницей серебра, а третьей – Эшли Вагнер. Из 4 россиянок с медалью оказалась лишь Юля.
Несмотря на разговоры о том, что финал Гран-при будет учитываться при отборе на игры, чиновники все равно сказали, что итоговое решение будет принято на ЧР. Само первенство страны выдалось драматичным: по-настоящему провалилась Лиза Туктамышева, лишила себя шансов на Сочи и Анна Погорилая. Лучше по мнению многих откаталась Юля, но первой судьи поставили Аделину. В какой-то мере это было понятно: Адель с детства вели на игры, ей также многое пришлось пережить ради фигурного катания. Только к олимпийскому сезону Аделине удалось справиться с переходным возрастом, из-за которого ей в последние два года не получалось обрести стабильность. Аделине к тому же повезло, что ее организм устаканился быстрее, чем у ее ровесницы Лизы.
По-настоящему великолепно справились две ученицы Инны Гончаренко: 14-летняя Лена Радионова и 13-летняя Александра Проклова, занявшие 3-е и 4-е места соответственно. В то время у Инны Германовны тренировались сразу несколько сильных девочек, как раз то, что сейчас называют конвеером. Но ни Лена, ни Саша на участие в играх не претендовали по возрасту. После проката Лена даже призналась, что если бы не это ограничение, то она бы соревнования выиграла.
Казалось бы, Чемпионат России прошел, определились две претендентки на Сочи. Но не все так просто. На этой Олимпиаде, как говорят, усилиями российских спортивных чиновников, появилась новая дисциплина – командные соревнования. Как будет сформирована команда, до последнего хранили в секрете, лишь добавляя нервотрепку в подготовку наших фигуристок. Был назначен новый отбор – Чемпионат Европы.
Юля была закрытым ребенком, ни с кем из сборной не общалась, много времени проводила с тренером и своей мамой, которую по просьбе Этери включили в тренерский штаб, чтобы та могла следить за питанием дочери. Мама для Юли была главным другом, советчиком и опорой, мнение мамы для нее всегда было первостепенным.
А с питанием было очень тяжело и строго. Малейшее увеличение веса могло привести к срыву прыжковой техники, поэтому в самые проблемные моменты с весом Юля отказывалась от нормальной еды и принимала специальные добавки для похудения.
Я в своей работе с таким не сталкивалась – ей просто совсем нельзя кушать. И мне очень жалко, что ей приходится столько терпеть, но ничего не могу с этим поделать. Она молодец, что с этим справляется. Когда ей нужно сбрасывать вес, она ест только порошок «Сквизи» – это клетчатка, которая дает энергию. Ей тяжело, и вес идет вниз очень медленно – по 100 граммов в день. Но она справляется, слава Богу, - говорила тогда Этери. О том, к чему подобное может привести, не задумывались. На кону стояла Олимпиада, и ради нее Юля поставила на карту все.
Две девочки, два лучших тренера в женском фигурном катании России. Различных сравнений и противопоставлений было не избежать. Аделина была достаточно открытой и отзывчивой девочкой, по крайней мере, так отзываются о ней все, кто ее знает. Антагонизм Этери Тутберидзе и Елены Водорезовой-Буяновой достиг своего апогея именно к Олимпиаде.
В короткой программе Чемпионата Европы, который проходил в столице Венгрии Будапеште, Аделина снова взяла верх над Юлей, даже имея трехбалльное отставание по базе. Но Сотникова была известна тем, что очень нестабильно катает произвольную, что и случилось через день. Липницкая отыгралась в произвольной, да так, что побила рекорд первенств Старого Света и набрала 139.75, став новой и, к слову, самой молодой в истории Чемпионкой Европы. Как потом рассказывала сама спортсменка, столь хороший прокат оказался сюрпризом и для нее. На последней тренировке фигуристка чувствовала себя ужасно, а перед прокатом поняла, что не чувствует ног.
Ну все. Пошла умирать..., - сказала Юля перед прокатом произвольной маме. И выдала шедевр. По ходу проката Юля перенесла каскад из трех прыжков во вторую половину и заработала на этом дополнительный балл. На вопрос, как так получилось, Юля сказала, что вообще-то подобные перестановки даются ей тяжело, но в конкретном прокате все сложилось по автоматизму, даже голову не включала. Так ее научила тренер.
В итоге было решено, что Юля будет катать обе программы в командном соревновании, затем, через 10 дней, участвовать в личных. Аделине остаются только личные. О том, почему так произошло, единого мнения нет. Говорят, будто Этери, у которой неприязненные отношения с Еленой Буяновой, путем интриг убрала Аделину из командника. Другая версия связана с подковерными договоренностями федерации, которая, зная о планирующемся уходе звездных танцевальных пар из Северной Америки после игр, мечтала продвинуть российский дуэт Ильиных-Кацалапов на лидирующие позиции в мире. Всем известно, что в танцах существует очередь, которую нужно выждать для того, чтобы побеждать на главных стартах. После того, как уходят примы, их место занимают те, кто все это время был непосредственно за ними. К тому же ходил слух о договоренности с Николаем Морозовым, который условием своего возвращения в Россию и работы с Ильиных и Кацалаповым, ставил попадание своей пары в командник. Для того, чтобы после Олимпиады Лена и Никита оказались самыми коронованными танцорами после Дэвис-Уайт и Тессы и Скотта, федерации пришлось пожертвовать женским катанием. Все же случай двух юных девочек в командном турнире выглядел изначально более оправданным, чем двух пар взрослых танцоров примерно одного уровня. И степень психологической нагрузки и давления на неокрепшие умы фигуристок был бы значительно меньше. Настоящую причину этой рокировки нам никто не скажет. А Аделина и ее тренер затаили обиду.
После окончания чемпионата Европы Юлю как-то спросили, важно ли ей оправдывать чужие ожидания.
Вообще-то да. Не знаю, почему. Наверное, хочу, чтобы в меня верили. Раз уж я взялась кататься.
А тяжелее всего ожидания всей нации.
И вот день прокатов женщин в командных соревнованиях. По телевизору крутят ролик в поддержку Юли, рассказывают про непростую судьбу уральской девочки, которая шла к своей мечте.
Юлия выкатывается в центр арены Айсберг, и весь стадион вместе со зрителями у телевизоров всего мира затаил дыхание… Маленькая хрупкая девочка с немного печальным взглядом рисует на льду сердечко. Затем начинается действо, и Юля уносит зрителя вместе с собой в какую-то неведомую страну девичьих грез, и даже технические элементы оказываются настолько вписанными в музыку, что выглядят вместе с ней и хореографией единым спектаклем юной артистки на льду. Зал взрывается от аплодисментов, российские болельщики, пришедшие специально «на русских» и до этого никогда специально не смотревшие фигурного катания, скандируют Юле и кричат «Россия, Россия!!!». Оценки Юля получает лучшие в своей карьере, и обгоняет Каролину Костнер, откатавшуюся идеально, почти на 2 балла. Эта победа в короткой программе приносит команде максимальные десять очков. Юля была счастлива, что не подвела команду, но впереди была произвольная, и расслабляться было нельзя.
Наступил час Х – момент проката произвольной, того самого Списка Шиндлера. И это было откровение. Никогда до, и никогда, к сожалению, после Юля не каталась так одухотворенно, так тонко и так трогательно. Огромный талант – так воплотить на льду настолько сложный, единственный цветной образ в черно-белом фильме, в котором трагическая история безымянной девочки в красном стала воплощением самой страшной катастрофы – войны, которая не щадит никого, даже самых невинных. И 15-летняя Юля по-настоящему проживала эту историю все 4 минуты произвольной, ни на секунду не выпадая из образа. В том великом прокате ей было подвластно все – и высокая техническая сторона, и виртуозное умение заставить переживать и пропускать через себя весь трагизм и красоту этого несовершенного мира. Спустя 4 года становится ясно, что какой бы образ на себя не примеряла впоследствии Юля, для многих она так и останется той самой девочкой в красном пальто.
Реакция на прокат была моментальной: люди плакали, рукоплескали, вставали с мест и долго не могли успокоиться. Судьи тоже оценили его по достоинству и поставили Юле максимальные оценки. Вклад Юли для команды России стал таким же максимальным – 20 баллов, и сыграл решающую роль для окончательной победы. Когда пришло время произвольных танцев, Лена Ильиных и Никита Кацалапов катали его уже в ранге олимпийских чемпионов, настолько была ошеломляющей разница в баллах.
Пресса взорвалась сразу, всем захотелось узнать, как живет ставшая народной любимицей Юля. В Америке свою 15-летнюю спортсменку Полину Эдмундс назвали «Юлией Липницкой для бедных», в такой необычной форме отдавая дань уважения таланту нашей звездочки.
После своего выступления и победы на Олимпийских играх в Сочи -2014 Юлия получила письмо от Стивена Спилберга. В нем режиссер «Списка Шиндлера» выразил свое восхищение за тот образ, воплощенный ею на льду, к которому Юля и ее тренеры подошли очень бережно и точно. Признался, что вся его семья смотрела выступление Юли со слезами на глазах. Эта похвала, как говорила потом Этери, была высшей наградой, сравнимой с золотом Олимпиады…
После победы Юля испытала как облегчение, так и сильное физическое и психологическое опустошение. Облегчение от того, что не подвела команду, не подвела миллионы болельщиков, своего тренера и маму, которая сделала ради нее так много.
Как позднее вспоминала Этери, сразу после вручения медалей в Сочи, Юля спросила у своей мамы:
«Мам, мам, вот эту медаль ты хотела? Это же олимпийская медаль?» Мама говорит: «Да». И я увидела, как у Юли в глазах будто что-то выключили.
Тот прокат произвольной программы стал последним в ее карьере, который она выполнила чисто.
За успехом Липницкой с трибун наблюдал один человек, которому в тот момент было обиднее всего. Аделина не могла понять, почему с ней поступили так несправедливо, потому что там, на пьедестале почета, купаясь во всеобщей славе и любви, могла стоять и она. Елена Водорезова своей ученице сказала, что слезами горю не поможешь, и того, что произошло, изменить нельзя. Зато можно подготовиться к личным соревнованиям и доказать всем: чиновникам, соперницам и самой себе, что они были неправы. Аделина всю свою злость и обиду направила в спортивное русло, пообещав себе, что сделает все, чтобы выиграть.
Главной фавориткой личных соревнований в Сочи была чемпионка Ванкувера Юна Ким, которая после паузы длиною в год вернулась в фигурное катание триумфальной победой на ЧМ в канадском Лондоне за год до этого. Золотые амбиции не оставляли и Мао Асаду. Неудачница Олимпийских игр Каролина Костнер в душе надеялась на медаль, о высоких местах думали американки Грейси Голд и Эшли Вагнер. Но больше всего в прессе говорили о соперничестве заслуженной примы Ким с новоиспеченной олимпийской чемпионкой Липницкой, ожидая бескомпромиссную борьбу до сотых балла. Аделину никто во внимание не принимал.
Наступил момент проката коротких программ. Не имевшая достаточно высокого рейтинга Юна была вынуждена кататься в средней разминке, что впрочем, никак не отразилось на качестве ее проката. Луц-тулуп, флип, двойной аксель – такой набор до сих пор считается топовым. Катание визуально оказалось без помарок, но оценки за него Юна получила для себя не самые высокие – 74,92 балла. Как говорят в кулуарах, Юна сказала своим тренерам, что судьи немного «пожадничали» из-за стартового номера, под которым она каталась. Ждали, как откатаются другие.
Наступил черед последней разминки. Драматическим стал провал Мао Асады, которая упала со своего тройного акселя и нагрязнила в других элементах. Все ждали Юлю, надеясь на ее ставшее уже привычным хладнокровие.
К слову, после победы в команде Юле пришлось уехать из Сочи в связи с обрушившейся на нее славой. Неутомимые репортеры стали преследовать ее повсюду, не давая спокойно тренироваться. В это же время Липницкая появляется на обложке европейской и азиатской версии журнала Time, имя Юлии возглавило список глобальных трендов Twitter, сама фигуристка стала одной из самых популярных персон в России.
Абсолютно выжатой в эмоциональном плане Юля вернулась в Сочи. И выступить так же триумфально, как в команде, у нее не получилось.
На льду Айсберга Юлю снова посетило то самое неприятное чувство, которое она испытала сначала на Гран-при России, потом на ЧЕ. Боязнь не оправдать ожиданий. Но справиться с ним также виртуозно, как в Будапеште, она уже не смогла. Исполнив двойной аксель и каскад луц-тулуп, Юля падает с флипа. Как говорил комментатор Василий Соловьев, в тот момент, когда упала Юля, со стула упал и ее хореограф Илья Авербух. Шок испытал не только он, многие зрители трагедию юной спортсменки восприняли близко к сердцу, некоторые плакали, видя досаду и недоумение на глазах Юли, которая еле сдерживалась, чтобы самой не заплакать. И затем смотрели уже следующий, великолепный прокат Каролины Костнер, все еще не отойдя от неудачи нашей звездочки.
Когда осталось посмотреть последнюю короткую программу вечера, многие как будто бы вспомнили, что будет кататься еще одна наша девочка. Аделина своим драйвом и безупречным исполнением элементов словно разбудила скорбную толпу, и она взорвалась аплодисментами. Насколько большим был контраст Юли и Аделины было особенно заметно в тот вечер. Счастливая Сотникова лишь на 0,2 балла отставала от Юны Ким и опережала Каролину Костнер, даже несмотря на каскад тулуп-тулуп и флип в первой половине. Многие несведущие люди спрашивали, откуда она взялась? Почему мы ее не видели в команднике?
Чтобы претендовать на медаль, Юле нужно было откататься идеально в произвольной и ждать ошибок соперниц. Аделина и Каролина никогда не катают ее чисто, а вот Юна, даже несмотря на не самую высокую базу – королева стабильности. Но у Сотниковой на этот счет было свое мнение.
В тот вечер один из самых сильных прокатов в своей карьере выдала Мао Асада.
Еще в Ванкувере она каталась под сложную классическую музыку великих композиторов русской школы Арама Хачатуряна и Сергея Рахманинова, которые ей поставила Татьяна Тарасова с прицелом на победу. Мне кажется, что она тогда ту музыку не вывозила, музыка была сильнее ее. Но к Олимпиаде в Сочи Мао Асада пришла уже зрелым и опытным мастером. Концерт для фортепиано с оркестром №2 – это последняя программа, которую Мао ставила Татьяна Анатольевна. И это было навзрыд. Искусство и спорт в чистом виде – так суметь понять и пропустить через себя музыку великого русского композитора. Японке, которая тренировалась у русского тренера. Являя своим примером то, что искусство – то самое универсальное средство, что делает нас ближе и понятнее друг другу. Но разрыв был слишком большим, и шедевр Мао Асады остался признанным лишь ценителями, но не судьями.
В произвольной программе Юля, как и в короткой, не смогла совладать со своими нервами. Были ошибки, было и падение. Программа из-за этого стала еще трагичнее. Для нее Олимпийские игры закончились. Многие тогда говорили, что Юля молодая, и у нее все впереди. Оказалось, что лучшие прокаты фигуристки Липницкой остались там, в 2014 году. Как потом позже призналась Юля, этого особенного ощущения, когда она выступала в команде и завоевала медаль, больше у нее не повторилось. Сначала думала, что на ЧМ может почувствовать что-то схожее, но и этого не произошло. Вот она, магия Олимпиады.
Между тем, свои произвольные осталась откатать фавориткам. Каролина Костнер по-настоящему настроилась на свой последний шанс оказаться на олимпийском подиуме. Свое «Болеро» она откатала для себя безупречно и побила личные рекорды более, чем на 10 баллов. Так чисто и сложно Каро больше не каталась нигде.
Наступил черед Сотниковой. Луц-тулуп визуально чисто, все элементы чисто, кроме степ-аута на каскаде из трех прыжков. Сделав все без срывов, Аделина обрадовалась и даже помахала рукой в спирали, толи в сторону судей, толи аудитории. По окончании музыки Аделина разразилась рыданиями. К этому прокату она шла большую часть своей жизни. Это был ее смысл существования, смысл ее ежедневной пахоты, который закончился в этот самый момент. Судьи были щедры: Аделина не добрала до мирового рекорда в произвольной какие-то копейки. Оставалось узнать, чем ответит Юна. А Юна ответила безупречным прокатом, которые от нее все ждали. Судя по тому, какие оценки поставили Аделине, Юне нужно было набирать баллы, близкие к Ванкуверским, что было практически нереально. Так и произошло.
Судьи поставили Ким на второе место, и первой в советской и российской истории Олимпийской чемпионкой стала Аделина Сотникова. С этим фактом были согласны далеко не все. Кому-то не понравилось, что Аделине поставили очень высокие компоненты и закрыли глаза на технические ошибки, кто-то намекал на сговор, в результате которого из судейства произвольной были выведены представители США и Кореи, а техспециалистом и одним из судей были люди, связанные с ФФКР. Больше всего факт поражения Ким разозлил ее болельщиков, самые активные из которых не утихают до сих пор. В социальные сети Сотниковой вылился огромный объем негатива, из-за чего в последствии у Аделины возникло стойкое ощущение, будто бы все настроены против нее.
Затем появились интервью про намерение «выиграть все золото мира» и «нежелание уходить как Тара Липински».
На ЧМ, который прошел через месяц после окончания Олимпиады в японском городе Сайтама, Аделина не поехала. Тренер Елена Буянова объяснила это тем, что Сотникова полностью выжата победой на играх. Вместо нее вместе с Юлей в Японию отправилась Аня Погорилая, которая до этого победила в Финале Кубка России. Любопытно, что тогда Аня в последний раз обыграла Евгению Медведеву.
Аделина тем временем вовсю пользовалась своим новым статусом олимпийской чемпионки, выступая в шоу и мелькая на телевидении. Юля же, никогда не любившая чрезмерное внимание, готовится к ЧМ. На вопрос о том, почему Аделина не едет в Японию, Липницкая ответила кратко: «Это их решение с тренером. Видимо, шоу важнее Чемпионата мира».
На юниорском первенстве мира, который прошел в начале марта, свою вторую победу весьма убедительно одержала Елена Радионова, установив тем самым достижение, еще никем не побитое. Подиум тогда, как и в финале получился чисто российским: на втором месте - Саханович, на третьем – Медведева, которая приехала на соревнования, заменив травмированную Сотскову. После окончания юниорского сезона Серафима Саханович принимает решение уйти от Алины Писаренко и переехать в Москву к Этери Тутберидзе и своей подруге Жене. Наверняка и успех Липницкой в Сочи сыграл свою роль.
Взрослый чемпионат мира, как и все пост-олимпийские, по ощущениям были очень странными, особенно после размаха и яркости эмоций Олимпиады. Даже трансляциям оттуда не хватало насыщенности и красок. Перед двумя пятнадцатилетними девочками стояла задача вернуть потерянные в прошлом году три квоты. И они с этим справились. Разный опыт и пережитые события также сказались на прокатах россиянок. Аня, для которой подобный размах был в новинку, постаралась показать лучшее, на что способна. Юля же снова не обошлась без падения. Неудачница Олимпиады Мао прокатала короткую с чистым тройным акселем, но в произвольной тоже была далеко не безупречна. Аню как дебютантку придержали, несмотря на чистые прокаты. В произвольной Каролина Костнер непростительно много ошибалась, но запаса после короткой на бронзу ей хватило. Как и Мао на золото. В итоге наши девочки уехали домой со 2-м и 4-м местом, гарантировав, что на следующий год на ЧМ поедут три россиянки.
Очень многое в этом сложном сезоне было для Юли Липницкой впервые, и одновременно в последний раз. Странно это писать в отношении совсем еще юной девушки. В первый и последний раз Юля выступила на чемпионате Европы, на Олимпийских играх, на чемпионате мира. Да, тот прокат в командных соревнованиях остался самым лучшим и запоминающимся как для самой Юли, так и для нас, зрителей и болельщиков. Почему? Потому что Олимпиада - это особое событие в жизни каждого спортсмена. Оно забирает все силы и эмоции, после него чувствуешь опустошение. Олимпиада в Сочи опустошила Юлю без остатка. Спортсмены, которые говорят, что к Олимпиаде нужно относиться также, как и к любому другому соревнованию… Не знаю, скорее всего лукавят, пытаясь сбросить с себя давление…
Феномен Юли продолжает волновать многих болельщиков фигурного катания по всему миру. Ребенок, который никогда не хотел славы, не был к ней готов, но, тем не менее, сумел за 4 минуты оставить след в сердцах. Ясно одно - для того, что все это произошло, сошлось сразу несколько факторов. Говорить о том, как повлияли олимпийские прокаты Липницкой на популяризацию фигурного катания в стране и вовсе незачем. Счет, как говорится, на табло.
Хорошо, что у Юли был этот момент. Момент ее славы, когда она чувствовала себя на вершине мира. Ведь испытать его дано не каждому.
Закончился самый сложный сезон, но время не стоит на месте. Наступает новый четырехлетний цикл, и на смену ярко блеснувшим на Олимпиаде Юле и Аделине приходят уже другие герои, новые звезды и старые знакомые. Об этом читайте в следующей части.
Ненавижу, когда в фигуристок плюют такими словами как "однодневка", "калиф на час", "попрыгушка допубертатная" и т.п. Откуда берутся такие моральные уродцы, не понимающие, что значит вообще доползти до пьедестала хотя бы раз в таком жестоком и противоречивом виде спорта. Какое уж тут долголетие, для него слишком много факторов должно сойтись, и большая часть из них не зависит от спортсмена. Нельзя никого топтать и унижать за проигрыш или окончание карьеры, жаль что некоторым не внушили в детстве элементарные понятия.
В Пхенчхане победила девочка в красной пачке, красная балерина!
Я не знаю кто выиграет олимпиаду в Пекине, но я веря что это будет девочка в красном...
Не секрет. Четыре с лишним года до сочинской Олимпиады я тяжело болел после страшной личной катастрофы. В те годы моё существование было мне в тягость. Как избавления от мук жаждал я физической смерти. Покончить с собой казалось позором: до катастрофы я всю жизнь учил школьников и студентов, у меня тысячи учеников, трое прекрасных детей, внук был уже тогда 4-летний, хотя я даже с ним не мог общаться в те годы из-за болезни… Общался тогда в основном со смертельно больным другом, моим ровесником. По переписке мы общались, поддерживая друг друга. Олимпиаду я не смотрел до 10 февраля и смотреть не собирался. А в тот День, чтобы отправить этому другу электронное письмо, зашёл в рамблер и там увидел под поисковой строкой фото девочки в красном пальто и несколько слов о ней и её Прокате. Это фото и те слова заставили меня посмотреть Прокат. И вот с той минуты, как я начал его смотреть – не в прямом эфире, а уже в записи – началось моё исцеление, возращение к живой жизни!..
Я далеко не единственный человек, исцелённый Юлей. На ветке http://www.sports.ru/others/figure-skating/158552469.html 11 марта, 2014 в 22:25 форумчанка Новела, ничего не знавшая обо мне, написала: «Юля, она многим помогла выздороветь от серьезных и не очень болезней, знаю это из практики, а не понаслышке».
Особенно хочу выделить вот этот фрагмент:
"Говорить о том, как повлияли олимпийские прокаты Липницкой на популяризацию фигурного катания в стране и вовсе незачем. Счет, как говорится, на табло."
Это просто шедевр, Так тоноко протянуть нить из прошлого в настоящее и будущее, браво!
В июне прошлого года один из троллей/хейтеров заявил на спортсе: «99 процентов населения понятия о ней никакого не имеет». Поразительно, что за эту пакость о Юле, как за и прочие гадости о ней, тот мерзавец получал гораздо больше плюсов, чем минусов! С тех пор я старался опровергать такое враньё, публикуя результаты опросов. Последний раз сделал это вчера и повторяю сегодня на этой очень подходящей ветке:
Три дня назад был я в российской провинции на встрече с одноклассниками. Не виделись мы больше десяти лет. Разговоры за столом шли не о фигурном катании. Часа через три я прервал их и объявил: Социологический опрос. Тридцать секунд на размышление, друг другу не подсказывать, если знаешь ответ – молча подними руку. КТО ТАКАЯ ЮЛИЯ ЛИПНИЦКАЯ? Моментально поднялось 9 рук. Всего присутствовало 18 человек. Из них 10, считая меня, знали: Юлия Липницкая – фигуристка. Вполне вероятно, что Юлю до сих пор помнят десятки миллионов наших сограждан и, думаю, что миллионы не забудут её до конца своих дней.