7 мин.

А можно было предупредить стрессовый перелом у Жени Медведевой ?

отрывок из очень большого интервью ..........

Эдуард Безуглов

фк

1

- Где заканчивается уровень вашей практической компетенции? Другими словами, что вы способны в случае необходимости сделать сами?

- По большому счету все, кроме операций на суставах. Все виды пункций, консервативное лечение всех видов травм, фармподдержка, функциональная диагностика. Если нужно удалить какое-то доброкачественное образование, тоже могу удалить.

- Если возникает необходимость оперироваться, вы отправляете своих игроков за границу?

- Когда дело касается коленных суставов и стоп, однозначно да. С ахиллами отправляем игроков в Финляндию, в Турку, коленные суставы оперируем в Италии у профессора Мариани, кого-то я могу спокойно отправить в ту или иную клинику в Германию.

- Почему все это нельзя делать в России?

- Не хочу никого из наших врачей обидеть, но, если бы мне пришлось оперировать собственные колени, я бы взял кредит и поехал в Италию. Средний ценник на операции у того же Мариани - 15 тысяч евро, мениск - семь тысяч. Роман Широков  оперировал ахилл в Финляндии, это обошлось ему в шесть тысяч евро. Считаю, что это недорого для профессионального спортсмена. В России есть клиники, где операции стоят примерно так же или дороже, но качество, на мой взгляд, несопоставимо. Безусловно, за границей тоже хватает средних специалистов, но мы отправляем своих спортсменов к конкретным, неоднократно проверенным врачам.

 

Сотникова и Медведева 

- Многие хирурги, знаю, считают, что самый надежный способ вылечить травму – прооперировать. Вы же придерживаетесь прямо противоположной точки зрения.

- Решить проблему хирургическим путем не поздно никогда. Я же, если нет показаний, требующих немедленной операции, рекомендую человеку сначала снять воспаление, потом как следует закачать мышцы. Даже если выяснится, что операция неизбежна, восстановление в этом случае пойдет значительно быстрее. Два года назад ко мне в клинику приезжал один очень известный баскетболист. У него от нагрузок заболели плечевые суставы, сделали МРТ, отправили снимки в Америку и Германию. В одной клинике сказали: правое плечо нужно оперировать срочно, левое может подождать. В другой, наоборот, рекомендовали начать с левой руки. У нас настаивали на том, чтобы оперировать оба плеча одновременно. При этом никаких тяжелых травм у спортсмена не было. Понятно, что имелась куча проблем: артроз, надрывы, но все это сейчас лечится без проблем.

Тогда я парню сказал: "Подумай сам: твой контракт истекает через полгода. Срок реабилитации после таких вмешательств, как тебе предлагают, 6-8 месяцев. Ты будешь кому-то нужен в 35 лет после двух тяжелых операций без контракта? Однозначно, нет. Получается, что все эти люди предлагают тебе заплатить двадцать тысяч долларов за то, чтобы преждевременно закончить карьеру? Ты, кстати, есть как собираешься, когда тебе обе руки "подвесят"? Он сидит ошарашенный: "Я об этом вообще не думал". В итоге пролечился консервативно и уже полтора года играет в одной очень хорошей команде.

********************************************

У тех же фигуристов высокого класса изменения в суставах таковы, что, если врач не слишком разбирается в специфике, любого можно немедленно отправлять на операцию. Это, к сожалению, особенность вида спорта, где практикуется большое количество прыжков. То же самое наблюдается в спортивной гимнастике. На протяжении многих лет в костях накапливаются определенные перегрузочные изменения. Если ребенок недостаточно расположен к той или иной нагрузке, он до высокого уровня просто не дойдет. А тех, кто доходит, нельзя судить обычными мерками. Потому что эти дети необычны уже от природы. Как та же Саша Трусова, которая в свои 13 лет прыгает четверные прыжки.

*******************************************

 

Взять Аделину Сотникову .

При всей тяжести травмы, с которой она ко мне попала, она могла прыгать двойные прыжки. То есть для обычного врача Сотникова - совершенно здоровый человек. С другой стороны, я готов поставить свою месячную зарплату на то, что, если всем фигуристкам даже на уровне юношеской сборной сделать МРТ коленных суставов и стоп, любой обычный врач оценит их состояние словом "катастрофа" и скажет, что все эти спортсмены – потенциальные инвалиды.

- А что скажете вы?

- Что те изменения, которые наличествуют у фигуристов к 14-15-ти годам, очень специфические. Люди живут с постоянным отеком костной ткани  и даже не замечают этого.

- Почему таким вещам почти не придается значения?

- Потому что мы говорим не о травмах как таковых, а об изменениях, которые накапливаются в организме спортсмена на протяжении очень долгого времени и проявляются далеко не сразу. У большинства тех, кто занимается спортом на этом уровне, более высокий болевой порог. Болит? Сделал паузу. Стало полегче – продолжаешь тренироваться. И когда терпеть становится уже невозможно, травма оказывается запущенной до предела. Поэтому риск усталостного травматизма у спортсменов высокого класса на порядок выше, чем у обычных людей.

************************************************

В том же фигурном катании я вижу другую проблему: маленькие девочки начинают прыгать сложные прыжки в том возрасте, когда зоны роста еще не закрыты. Кто наблюдает этих спортсменок? Толком никто. На этом уровне с такой спецификой нагрузок контроль должен быть постоянным. Раз в неделю - по переносимости нагрузок, раз в три месяца нужно проверять сердце, и раз в год я бы смотрел костную ткань. Для чего это нужно? Чтобы контролировать состояние спортсмена в динамике и иметь возможность какую-то серьезную проблему предупредить. Кроме этого, должно быть нормальное питание. Девочки в фигурном катании тратят раза в три больше калорий, чем обычный ребенок. Ни на каких заменителях еды столько не набрать – тошнить уже через месяц начнет. А кроме того, это подавление рефлекса, которое влечет за собой гормональный сбой, уход в депрессию, анемию. Это боли в мышцах, боли в суставах, постоянная слабость. Никакой мотивации не хватит долго в таком состоянии выступать, даже если родители каждый день будут вас наказывать и культивировать чувство вины, что вы не оправдываете их ожиданий.

**********************************************

ar

- А можно было предупредить стрессовый перелом ноги у  Евгении Медведевой ?

- Если я скажу "да", это будет популизм. Такая травма может появиться у спортсмена в любой момент. К тому же не всегда можно понять, что там на самом деле – перелом или сильное воспаление. Отек кости лечится покоем – его невозможно убрать, если спортсмен продолжает прыгать. Сделали бы слишком большую паузу, возможно, Медведева вообще не сумела бы выступить на Олимпиаде.

- При стрессовом переломе операция неизбежна?

- Тут ведь все дело в чем: задача обычного врача заключается в том, чтобы у человека ничего не болело в обычной жизни. Но в обычной жизни у спортсменов ничего и не болит. Та же Женя Медведева ходит не хромая. При этом, если мы о говорим о возвращении человека в спорт, надо понимать, что ни один стрессовый перелом не лечится за месяц, и за два месяца не лечится, и за три.

Вот смотрите, я покажу вам снимки перелома пятой плюсневой кости – такой не так давно был у Неймара . С точки зрения обычного врача, никакой операции здесь не нужно в принципе. А с нашей точки зрения – это стопроцентное показание к операции. Потому что, если просто дать ноге покой, боль достаточно быстро уйдет. Но как только человек с такой травмой начнет серьезно тренироваться и играть в футбол, он эту ногу доломает окончательно. После операции, при которой на поврежденную кость устанавливают металлическую пластину и тем самым полностью снимают с поврежденного участка нагрузку, рецидивов не бывает. Без операции они случаются постоянно.

*****************

То же самое можно сказать применительно к фигурному катанию. Полное восстановление после операции занимает четыре-пять месяцев. Без операции можно не кататься три месяца, но потом все равно заболит так, что ни о каких тройных и, тем более, четверных прыжках нельзя будет вести и речи.

В спортивной медицине описано множество случаев, когда "усталостный" перелом клинически уже проявляется, а МРТ, КТ или рентген этого не показывают. С другой стороны, за стрессовый перелом иногда принимают отек кости. То есть более легкую степень того же самого диагноза, которую мы у себя в клинике видим каждый день.

Есть огромное количество травм, на которые большинство спортсменов высокого класса вообще не обращают внимания. Вот смотрите: девушка уровня  сборной России по футболу с полностью разорванными крестообразными связками и повреждением мениска. Ужас? Ужас. Но спортсменка при этом тренируется в общей группе и не жалуется на колено вообще. А всего-то - хорошие мышцы, которые полностью компенсируют нестабильность коленного сустава.

 

Ну а полностью ознакомиться с этим ну очень большим и обстоятельным интервью, уже про всяких футболистов и Фуркадов ,  можно здесь ... 

 

ЖЕНЕЧКА МЕДВЕДЕВА , ПОПРАВЛЯЙСЯ !