«Зеркало» Тарковского. Тезаурус синема
"Меня преследовал долгие годы один и тот же сон. Я входил в дом, в котором родился, бесчисленное количество раз перступал через порог. Я всегда понимал, что мне это только снится, но было поразительное ощущение реальности пригрезившегося".
Большое кино, великая музыка, сильные стихи, гениальный режиссер.
«Зеркало» Андрея Тарковского единственный фильм, который я могу регулярно пересматривать. Смотрел его раз 20-ть, и каждый раз был восхищен этой картиной. В «Зеркале» в единое вплетены стихи в авторском исполнении (отец режиссера), незабываемые документальные кадры, волшебная камера оператора и, венчающая все это, речь режиссера от первого лица про себя, свою семью, свою национальную историю с выходом на мировую культуру. А также Ветер, Вода, Огонь и Молоко как незабываемое детство человеческой души.
“Зеркало” Тарковского (альтернативное название «Белый, Белый День»), показывает историю жизни главного героя через калейдоскоп различных периодов времени. Эта история - загадочное зеркало, которое отражает три различных периода времени, в которых время ощущается в своем единстве.
Андрей Тарковский снял фильм про Жизнь, в ее сущности и движениях. В этом случае обращение к воспоминаниям своего детства, к истории своей семьи, конечно же, были неизбежны. Наверное, такую картину можно было снять, лишь отталкиваясь от себя, использую свой личный опыт, преломленный сквозь национальную историю и мировую культуру. Убежденный противник теории монтажа Эйзенштейна, Тарковский полагал, что образ, создаваемый фильмом, не должен быть простым соединением кадров, собранных в определенной последовательности и развивающихся во времени. Главное - это внутренний ритм кадра, и этот ритм является ядром поэтического фильма.
Ингмар Бергман, посмотрев «Зеркало», сказал, что он всю свою режиссерскую жизнь пытался найти подобный киноязык, но смог дотянуться лишь до ручки двери, ведущей в комнату, где Андрей Тарковский свободно и легко перемещается, как в своей родной.
«Зеркало» Тарковского надолго определило моду на подобное кино. Кто-то пытался творчески освоить для себя этот киноязык, некоторые стали просто эпигонами, за картинами которых закрепилось название «тарковщина». Но даже последний факт характеризует «Зеркало» как один из великих фильмов в истории кино. Его можно не любить, не соглашаться с эстетикой художника, но пройти мимо «Зеркала» никак нельзя.
В честь «Зеркала» Тарковского я решил назвать первую премию (и по счету, и по значимости) кинофестиваля Тезаурус синема.
Главная премия – золотой лавр.