Русская Рулетка #1. Трамбо (cover) Алкоголь, сигареты, коммунизм
Уже совсем скоро, буквально через несколько часов в далекой солнечной Калифорнии на Фабрике Грез будут раздавать Золотых мальчиков особо отличившимся работникам производства.
Самое время плеснуть в стакан что-нибудь типа Jack Daniel's и мысленно перенестись из совковой хрущевки или новой путинки в Голливуд в кинотеатр Кодак качнуть что-нибудь из оскаровского списка в торрентах
Итак, "Трамбо" - фильм, который я предложил на суд местным кинофилам, за что был подвергнут жесточайшей критике, как будто я заставил посмотреть их всю коллекцию "творчества" Сарика Андреасяна.
Накидаю пару абзацев в свою зищиту, и, надеюсь, что со мной не произойдет тоже самое, что произошло с героем этой киноленты.
А герой, на самом деле, не самый заурядный. Далтон Трамбо с конца 30-х годов был известен сначала узкой, а потом широкой американской общественности, как талантливый журналист, писатель и сценарист. Но водился за ним грешок (а кто не без греха), вокруг которого и строится весь сюжет фильма: Далтон был идейным человеком и его идеи шли вразрез с генеральной линией государства и партии американской послевоенной политикой. И в самом конце 40-х, когда весь мир уже протрезвел от ликования и празднования совместной Победы в World War 2, а на горизонте назрело новое противостояние - USA vs Мы (ну не мы, а тов. Сталин и Ко + СССР + Соцлагерь + прочие китайцы = коммунистический мир), наш гений-сценарист должен был выбирать: или Голливуд, коктейльные вечеринки и прочие ништяки, или забвение, обвинение в пособничестве коммунистам и уход из профессии. Далтон и еще 9 наиболее активных и известных деятелей искусств, получивших прозвище "Голливудская десятка", решили, что заветы отцов-основателей Америки им важнее, чем лебезить перед местными пропагандонами и играть на камеру в "патриотов". Времена тогда были суровые и вся Десятка за свое неуважение к Конгрессу бесполезным мудакам, ...стоп, хватит, Тони. Это уже просто неуважение к местным и откровенный спойлеринг, причем очень бездарный!
Вообщем, синопсис произведения Джей Роуча (автора трилогии об Остине Пауэрсе О_о) - в очередной раз показать противостояние "маленького", практически гоголевского формата, человека огромной системе, которая глотает не только среднестатистических обывателей, но и уже признанных гениев ради того, чтобы продолжить своё существование без изменений.
"У меня есть сторонники и враги, для остальных места нет!"
Ну и кто, как не Брайан Крэнстон, мог пуститься "Во все тяжкие" и сыграть роль одновременно гения и беcкомпромиссного воина за идею? Разве что старик Вуди Харельсон, но он уже играл (на мой взгляд просто блестяще сыграл) порномагната борца с духовными скрепами в "Народ против Ларри Флинта". Если бы даже в этом фильме Брайан ничего не говорил (а говорит он действительно не так много), то за одну мимику его можно было бы номинировать на Оскар.
Даже как-то не особо хочется плескать ложку, ок, ведро дегтя в бочку меда, т.к. косяков и косячков в фильме хватает, особенно если придираться к историческому аспекту. Но уж точно художественной гиперболы тут меньше, чем в вышеупомянутом "Народ против Ларри Флинта" + нет этого навязчивого сопливо-романтического параллельного сюжета, как в Мажестике с Джимом Керри, отвлекающем от главного героя.
В итоге я бы рекоммендовал этот фильм тем, кто любит несомненный талант Брайана Крэнстона и любит фильмы про реальных людей, волею судеб оказавшихся противниками системы и старающихся ее изменить. Ну и просто тем, кто живет и активно потребляет ту атмосферу, которая сейчас снова складывается в одной стране, где отменяются концерты, комментаторы лишаются работы, а народ призывают не ходить на фильмы тех, кто позволил себе неугодные записи в социальных сетях.
По фильму скажу еще раз, что мне не хватило этого ощущения противостояния системе. Да, ему перекрыли кислород, и он нашел обходной путь, но мы же не назовем Трамбо страдальцем, который стоически пронес знамя коммунизма под гнетом репрессий. Не идеология была руководящей в его борьбе с системой, а, как это банально для американцев, желание свободы. Свободы творчества. "Дайте мне (и моим товарищам) свободно творить, свободно писать, свободно зарабатывать на этом и свободно получать признание за свои труды!" — вот лозунг его борьбы (по крайней мере читаемый в самом фильме), идеология — лишь обстоятельство, которое сделало Трамбо одной из жертв "охоты на ведьм", и поставило его в ситуацию, где он вынужден бороться не за идеологическую правду, а за свободу. Про недостатки сценария уже писал, повторять будет лишним.
PS Сравнение борьбы Трамбо с борьбой Ларри Флинта очень уместное, но пользу последнего.
PPS Поддерживаю посыл последнего абзаца.
PPPS Оля в отпуске и просила закрыть рулетку (если будет желание, время и силы), но я даже не знаю. Жду ваших предложений. Можно организовать второй раунд Русской рулетки, к примеру. Опять накидаем киношек, зарандомим 2 штуки, и без оценок, но с постами в течение недели-двух будем смотреть и обсуждать.
На вторую русскую рулетку ставлю
http://www.kinopoisk.ru/film/195199/
Гг - нормальный человек, в отличие от представителей упоротой Системы. И, вступив в борьбу с Системой, нормальный человек находит способ нае-ть Систему и приходит к успеху. Классический сюжет, вызывающий симпатию (на бумаге. Дальше вопрос реализации) у всех, кроме Системщиков.
Что касается Ларри, то там просто сама тема была более острая и шла вразрез не только с политикой, но и религией (хотя и такое можно сделать очень скучным, как, например, было в Харви Милке - нудятине страшной)
Ну и если говорить об идеологии, то с этим в фильме всё в порядке (он же всё-таки был коммунистом и проводил собрания собрания). Не всем же выходить на баррикады и пытаться устраивать кровавые бани. Далтон выбрал другой путь и доказал, что его оппоненты не правы. Пострадал за свою позицию, но не отступился от своих взглядов даже после гонений.
P.S. Ну можно и замутить новую Рулетку. Почему нет? Кино много не бывает, если только вы плотно не сидите на сериальной теме)