Кинорулетка. Кайрат
Предлагая для рулетки «Земляничной поляны» (наряду с «Городом Зеро» и «Телесетью») фильм Дарежана Омирбаева, был готов к тому, что публика, искушенная шедеврами мирового кино и прочим арт-хаусом, не оценит мою рекомендацию. Однако в процессе подготовки поста, нарезая из фильма гифки для оформления, освежил в памяти лучшие его моменты и понял, что это не так и важно. Для меня советско-казахская (1991-ый, что еще скажешь) картина стала окном (или, вернее, форточкой) в светлые нулевые. Не останавливаясь далее на впечатлениях, перейдем к обзору.
«КАЙРАТ» (1991), Казахстан.
Режиссер: Дарежан Омирбаев.
В ролях: Кайрат Махмедов, Индира Жексембаева, Самат Бейсенбин, Балжан Бисембекова.
Фабула фильма проста и незатейлива: 17-летний Кайрат в поисках лучшей доли, а конкретнее - с целью поступления в институт, уезжает из родного Петропавловска в столицу. Все бы ничего, да с экзамена, по вине нерадивой коллеги-абитуриентки, Кайрата выгоняют. С этого момента и начинается для него путешествие во взрослую жизнь в беспокойной, а порой и враждебной столице.
События фильма развиваются в двух основных «вселенных»: объективной реальности, окружающей героя, а также его сознании, рефлексирующем по поводу этой реальности (в основном во сне). Прелесть заключается в том, что не всегда удается сразу уловить, что реально, а что - фантазия. Кайрат заглядывается на девушек в кинотеатре и общественном транспорте, радуясь случайным прикосновениям, обживается в многонациональном общежитии, учится «быть собой» в изменяющихся условиях.
На протяжении всей картины мы наблюдаем тонкую историю взросления юноши из провинции, его победы и поражения, страхи и потаенные желания, переживаем с ним самые страшные, как кажется ему, и казалось нам в его возрасте, моменты.
«Сон разума рождает чудовищ» - название одного из самых известных офортов Гойи легко экстраполируется на события фильма. Несоответствие наличной реальности и фантазии бьет по самолюбию героя, заставляя его принимать тяжелые, а подчас - неожиданные в своей нелепости решения.
Любовь, разочарование, дружба, выбор, ответственность - казалось бы, стандартный набор жизненных перипетий для любого человека. Мастерство Дарежена Омирбаева выражается в том, что он мастерски подошел к иллюстрации «простых истин». Режиссер, безусловно, шел на риск, набрав актеров «с улицы», не удосужившись поменять им даже имена, но эта «небрежность» стала счастливым билетом режиссера в большой кинематограф. «Серебряный леопард» и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно в 1992 году, вторая премия на МКФ в Нанте в 1992 году стали заслуженным итогом работы молодого (несмотря на 33 года от рождения) казахстанского постановщика. Сам Жан-Люк Годар - классик мирового кино, обратил внимание на Омирбаева, что, в частности, определило его тесное сотрудничество (в том числе финансовое) с французскими продюсерами.
Дополнительный флёр фильм обретает в историческом контексте: картина, снятая на рубеже эпох - крушение СССР, разбредание братьев-«совков» по отдельным углам, продемонстрировала, сама того не подозревая, закат империи (внимательнее присмотритесь к сценам в общежитии).
Резюмируя все вышесказанное, хочу сказать: фильм может показаться лубочным, неестественным, наивным, фантасмагоричным и так далее. Но разве юность бывает иной?
P.S. (ШОК-контент) Дополнительные материалы под катом: разборка Кайрата и Ко с Человеком-пауком.
Видно, что это ранняя работа, но режиссер меня заинтересовал. Буду смотреть его поздние фильмы.
Бытовые подробности очень интересны. Думаю, что сейчас, благодаря им, фильм воспринимается гораздо лучше, чем раньше.
В общем, люблю такие фильмы: настоящий реализм.
Из плюсов
Операторская работа на высоте для дебютного полнометража,,своеобразные планы внутри поезда во мраке стучащих колес --очаровали !!
Преодолевая страхи ,получая оплеухи от юного общежитского Брюс Ли ,Кайрат из наивного мальчишки превращается в нечто повзрослевшее .Сюжет предельно прост ,,,,,
Минусы
Актерская профпригодность некоторых персонажей вызывает сомнения ,,диалоги девушек --настоящая фальшь на протяжении всего фильма .Проводница напряженно пьет стакан чая в буфете имитируя глотки ,,Придираюсь детали детали,,,,,,,,,^^
В определенный момент намеренно путал временной отрезок ,,представляя действие картины в конце 50--х начале 60--х гг ,что гармонировало с настроением при просмотре
В целом ,,неплохо ,есть некая изюминка--барбарис за которую можно зацепиться ,,но на любителя,,
Меня, кстати, непосредственность Кайрата и Ко, наоборот, притянула. Если бы не она, то фильм бы не зашел. Но это не тема для спора, конечно)
ч/б реализм, с ч/б сюром
щебетание птиц, стук колёс..для тех, кто в настоящем - это не ностальжи
течение Кайрата спокойно буднично привычно
за внешним видом не узнать переживаний
и тут наступают ~сны~
никому не рассказывай свои сны
там весь всплеск твоих переживаний
Лично я был в восторге от просмотра и, в первую очередь, подкупила естественность, наивность главного героя и честность, что ли, постановщика.
Во время экзамена не портрет ли Тарковского (крайний левый) висит над классной доской?