3 мин.

Кинорулетка. Кайрат

Предлагая для рулетки «Земляничной поляны» (наряду с «Городом Зеро» и «Телесетью») фильм Дарежана Омирбаева, был готов к тому, что публика, искушенная шедеврами мирового кино и прочим арт-хаусом, не оценит мою рекомендацию. Однако в процессе подготовки поста, нарезая из фильма гифки для оформления, освежил в памяти лучшие его моменты и понял, что это не так и важно. Для меня советско-казахская (1991-ый, что еще скажешь) картина стала окном (или, вернее, форточкой) в светлые нулевые. Не останавливаясь далее на впечатлениях, перейдем к обзору.

«КАЙРАТ» (1991), Казахстан.

Режиссер: Дарежан Омирбаев.

В ролях: Кайрат Махмедов, Индира Жексембаева, Самат Бейсенбин, Балжан Бисембекова.

Фабула фильма проста и незатейлива: 17-летний Кайрат в поисках лучшей доли, а конкретнее - с целью поступления в институт, уезжает из родного Петропавловска в столицу. Все бы ничего, да с экзамена, по вине нерадивой коллеги-абитуриентки, Кайрата выгоняют. С этого момента и начинается для него путешествие во взрослую жизнь в беспокойной, а порой и враждебной столице.

   

События фильма развиваются в двух основных «вселенных»: объективной реальности, окружающей героя, а также его сознании, рефлексирующем по поводу этой реальности (в основном во сне). Прелесть заключается в том, что не всегда удается сразу уловить, что реально, а что - фантазия. Кайрат заглядывается на девушек в кинотеатре и общественном транспорте, радуясь случайным прикосновениям, обживается в многонациональном общежитии, учится «быть собой» в изменяющихся условиях.

На протяжении всей картины мы наблюдаем тонкую историю взросления юноши из провинции, его победы и поражения, страхи и потаенные желания, переживаем с ним самые страшные, как кажется ему, и казалось нам в его возрасте, моменты. 

«Сон разума рождает чудовищ» - название одного из самых известных офортов Гойи легко экстраполируется на события фильма. Несоответствие наличной реальности и фантазии бьет по самолюбию героя, заставляя его принимать тяжелые, а подчас - неожиданные в своей нелепости решения.

  

Любовь, разочарование, дружба, выбор, ответственность - казалось бы, стандартный набор жизненных перипетий для любого человека. Мастерство Дарежена Омирбаева выражается в том, что он мастерски подошел к иллюстрации «простых истин». Режиссер, безусловно, шел на риск, набрав актеров «с улицы», не удосужившись поменять им даже имена, но эта «небрежность» стала счастливым билетом режиссера в большой кинематограф. «Серебряный леопард» и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно в 1992 году, вторая премия на МКФ в Нанте в 1992 году стали заслуженным итогом работы молодого (несмотря на 33 года от рождения) казахстанского постановщика. Сам Жан-Люк Годар - классик мирового кино, обратил внимание на Омирбаева, что, в частности, определило его тесное сотрудничество (в том числе финансовое) с французскими продюсерами.

Дополнительный флёр фильм обретает в историческом контексте: картина, снятая на рубеже эпох - крушение СССР, разбредание братьев-«совков» по отдельным углам, продемонстрировала, сама того не подозревая, закат империи (внимательнее присмотритесь к сценам в общежитии).

Резюмируя все вышесказанное, хочу сказать: фильм может показаться лубочным, неестественным, наивным, фантасмагоричным и так далее. Но разве юность бывает иной?

P.S. (ШОК-контент) Дополнительные материалы под катом: разборка Кайрата и Ко с Человеком-пауком.