Кинорулетка. Трансильвания
"Сколько лет живу на свете,а такого мистического и завораживающего фильма не видел никогда"
Столь вольным образом я перефразирую одного седовласого дедушку, над которым в одно морозное утро мы сжалились и решили подвезти.
Ой.. Я действительно сказал "мы" ? На самом деле меня там и близко не было. Только Азия Ардженто и Бироль Юнель.
Но к 63-й минуте, когда дедушка немного согрелся и искренне удивился цыганке, умеющей кататься на велике, я уже давным давно погрузился в происходящее на экране.
Честь и хвала режиссеру Тони Гатлифу, который устроил зрителю путешествие в лучших традициях "роуд-муви", попутно доказав, что цыганская тема не до конца раскрыта Эмиром, а Трансильвания это не только граф с режущимися клыками.
Я не даром выделил все эти слова. Это пожалуй были основополагающие факторы, по которым кино стало для меня драгоценным.
В фильме много дорог. Петляющих между домами улочек, заснеженных трасс, нежно и тревожно укутанных туманом. А за рулем то и дело оказывались Азия с Биролем, а также Амира Касар (вообще отлично смотрится она за баранкой, остается только жалеть двух вещах: о том, что Амиры слишком мало в фильме и о том, что у меня не работает кнока принт скрин, а то я бы за вытащил кадр с нею).
Gypsy-тематика - это особый шарм. Гадание на кофейной гуще. Особые эмоции. Особая музыка. Ляпну не совсем в тему, но по эмоциональному шквалу, обрушившемуся на меня, я могу сравнить "Трансильванию" только с "Фридой", где тоже такая музыка, что закачаешься.
Там где дорога и музыка - всегда любовь. Тут тоже так. но любовь такая необычная. Диковатая, не без мистики.
Мистика, которою делает не только трансильванский эгрегор, но и персонажи. Зингарина, блестяще воплощенная Азией и Чангало, созданный Юнелем. Они темны. И тем интересны.
Темная, мистическая женщина. Глядя на нее мне думается про архитип Лилит. Ну что бы ничего не переврать вот вам цитата про Лилит: "Лилит олицетворяет вечную женственность, неодолимый соблазн для мужчины, обольстительность и гордость, ум, свободу, независимость и непокорность. И бесстрашие. Лилит жила по зову бунтующего сердца, не боясь ни Адама, ни Бога, ни мук Ада". Непокорность проснулась в Зингарине по ходу фильма, а соблазном она была с первых его секунд.
Что до хмурного проныры, влюбившего в себя главную героиню, то и это такой тип настоящего мужика, альфа-самца, который к концу фильма научился научился сочетать яйца, табак, перагар и щетину с чувственностью. (Особый угар в том, что пресловутой чувственностью он обзавелся под песню "Червона Рута" (красивая песня, к слову!))
Как минус, попадающий на минус, дает плюс - так и темные герои,найдя друг друга нашли и свет. К заслугам же Ардженто и Юнеля стоит отнести то, что они не перегнули палку с темной стороной персонажей и показали их со многих сторон.
Это выдающийся фильм о любви, но еще и том, как перерождаются люди, познавшие любовь.
«Дай мне две хворостинки, и я подожгу весь мир».
Эту фразу Зингарина говорила до перерождения и это были только слова. Когда Она повстречала Его, слова перестали быть словами и она действительно готова так поступить.
Настораживает только эмоциональное сравнение с Фридой, эта картина мне совсем не пришлась по нраву ни с какого раза.
между чем и чем?
Время, проведённое в пути так же ценно, как и пункт назначения. Мы навязываемся тем, кто нас не любит и безжалостно бросаем тех, кто нам безразличен. На неимоверном контрасте показаны страдания того, как Зингарину бросил Милан - она там вся уж так обстрадалась..под национальные мотивы, песни, праздники.
И то, как после этого Зингарина избавилась от Мари. Мари..(ещё до просмотра фильма, начитавшись рецензий, глаза были полны слёз..). Она тоже идёт по дороге, она нашла свою любовь, пыталась её догнать, вернуть, и тоже получить возможность сказать, что ей нужна.
Но осталась одна посреди подкрадывающегося вечернего сумрака перед пустынной дорогой (на этом моменте нахлынули слёзы, всё что ожидалось от фильма закончилось, а ггерои всё ещё продолжали чем-то заниматься)
Всё затменено, приглушено, наступает время поздней осени. Деревья без листвы, люди всё ещё ищут счастье. И эта радость, когда выпал первый снег (невероятно красиво показана природа, я в восторге), а людям вдоволь накататься на велосипеде и поорать любимые песни.
И вот уже вся степь покрыта снегом, настало время появления нового человека. Зингарина ищет помощи, в сознании над степью кружатся вороны, мерещатся ведьмы..и она зовёт Мари.
То, что происходит дальше. Достигли ли ггерои своей цели. И остались ли они довольны. И если, нет, то я не против того, чтобы они потом тоже бросили друг друга. Ведь надо рядом быть с тем, кто тебя воодушевляет и вдохновляет, если конечно же и они не против того же.
Меня ггерои не впечатлили. Они обычны в своём безумии. Мне понравилась природа, то в каких красках оформлена картина - приглушённые тона, в которых людям живётся комфортно. А национальные мотивы, песни, танцы невероятно ассоциируются с ггероиней, и даже не именно с Азией Ардженто.
http://seance.ru/quiz/
Хотя да, что делать девчонкам, им уже пофигу. Полюбэ родятся такие же укурки, как их отцы, отменные ушлепки из выпускного
По аналогии с литературой считаю, что этот фильм снят в жанре мистического реализма. Как известно, этот жанр подразумевает наличие живого мифа. Само место действия (Трансильвания) более чем для этого подходит. Гатлифу удалось очень тонко в трансильванский миф вплести экзистенциальный поиск смысла и чувства жизни. Мне показалось, что этот фильм больше про поиск настоящей жизни, чем про любовь. Женщина для выхода из повседневной жизни общественных стимулов и иллюзий или должна найти настоящую любовь, что случается реже, или из-за неудачной любви, что бывает чаще, освободится от иллюзии простого женского счастья. Но это лишь первый шаг. Зингарина могла просто сильно расстроиться и уехать, но Трансильвания ("Залессье") не отпускает ее. И она полностью окунается в этот живой миф, чтобы в конце фильма почувствовать вкус настоящей жизни. К этому приходит и Чангало, который уже давно ездит по этим местам, но почувствовал Трансильванию лишь столкнувшись с выбором Зингарины. Как известно, нет ничего лучше, чем живой пример. Я, кстати, думаю, что их любовь здесь не главное. Это, конечно, естественно в их ситуации, но не самое главное. Главное - это обретение настоящей жизни, а все остальное, как говорится, прилагается.
И вот стоят эти приобщившиеся к Жизни Зингарина и Чангало, а под ними, вокруг их и над ними живет своей неведомой нам жизнью Трансильвания. Не зря именно так фильм и называется.
Эта картина имеет послевкусие. А в подобных случаях в ближайшее время я пересматриваю фильм еще раз. Послевкусие - признак высокого класса. Пока что для меня - это лидер кинорулетки.
И вторая ассоциация вполне понятная - с похожими этнографическими путешествиями, с "Водка-лимон", и еще с одним швейцарским фильмом про домик в горах, название которого не помню
(а еще мне думается в рамках этой рулетки, с этим составом и немецкий фильм "Жизнь - это стройплощадка" зашел бы хорошо)
Прощелыга, чтобы с трепетом перед непонятной девкой справиться, конечно же должен ее трахнуть - послужил, получи награду. Только вот как и положено с не совсем обычной женщиной, даже этот долгожданный и естественный акт будет прерван - медведь-батюшко появляется как нельзя кстати. Праматерь не журит мужика, толку? Он таков, каков есть, другим если и станет, то не от слов
Всплеск жизни происходит, когда Зингарина одевается цыганкой, и тут все вдруг срастается - место, время, эти люди. Наступает мир. Рваное, заметно искусственное построение жизни вдруг становится самой жизнью, пространство дышит покоем, смехом, удобством, согласием
Праматерь окончательно обжила свое тело, вернулась домой, скоро выпустит в мир новую жизнь. Мужик рядом как-то незаметно все более осмысляется в ее присутствии.
Дальше - чудесные эпизоды. Старик, которого Зингарина затащила в машину, изумляется Цыганке на велике - ну правда же, классный момент, трагедия, которую изначально нагнетали обнажается своим изначальным стебом. Такой же эпизод с боксированием. Мужик демонстрирует свой потенциал стать нормальным человеком рядом с женщиной. Гатлиф нам рассказывает через этот эпизод, как опытный мужчины и заправский психологом, что будущее в паре есть у мужчины, который не боится скрытой женской агрессии, который ее легко принимает и со смехом отбивает.
Саша пишет, что Зингарина влюбляется... Я этого не увидела. Она (или в моей версии - Праматерь), просто адаптируется к ситуациях по ходу их возникновения. Мужчина помогает - хорошо, мужчина пропал - мы придумаем, что сделать. Когда ей станет страшно или очень неудобно, или нечто будет угрожать ребенку - она просто уйдет. Так она и делает. Она рада, когда мужчина ее находит. Она приняла бы ситуацию уйти с цыганским табором так же естественно, как принимает помощника рядом.
Фильм хорош своим неуловимым послевкусием, когда вроде бы несочетаемые вещи вдруг вполне ровно срастаются, и у тебя нет вопросов - так было. Было это придумано, сыграно - неважно. Так было