Кинорулетка. Под кайфом и в смятении
В 1990-м году Ричард Линклейтер, предварительно дважды сменив кардинально род деятельности, дебютировал в полном метре с фильмом «Бездельник» / «Slacker». Необремененная сюжетом картина, где главным действующем лицом является камера, переходящая, в среднем каждые три минуты, с одного разговора незнакомых прохожих на другой, и так в течение киношных суток. Объекты съемки находятся в диапазоне от «малость чудаковат» до «слишком странный» и толкуют они о соответствующих вещах. Стоит признать, скучных историй хватало, но главным изъяном, на мой взгляд, было ощущение искусственности действия, тому виной и излишняя вычурность, и слабая игра актеров-любителей (сам Ричард в их числе). Следующий фильм Линклейтер снял в тех же временных рамках и в схожей манере, приблизив происходящее к реальности, детализировав его и набрав более талантливых лицедеев. Вышло гораздо лучше претенциозного дебюта: кино обрело культовый статус и признание многих заслуженных кинодеятелей. Как вы уже догадались, название сего творения «Под кайфом и в смятении» / « Dazed and Confused» (далее D&C). О нем и пойдет речь.
Сюжет: Середина 70-х, снова Остин и день выбран не случайно для освещения. Сегодня последний урок в школе, но выпускникам это радости не приносит, поскольку их ждет жестокое посвящение в студенческую жизнь от старшекурсников. Издевательства делятся по половому признаку, правда, нельзя сказать, что девушкам сделаны поблажки, в плане морали им явно тяжелее. Это «кнут». «Пряники» будут вечером, и измеряются они галлонами, литрами, граммами. Такова завязка, один день в гуще безумства. Нашими проводниками будут подающий большие надежды в футболе старшекурсник Рэндалл «Пинк» (Джейсон Лондон) и новоиспеченный выпускник школы Митч (Уайли Уиггинс). На «Пинка» давит тренер, прося в приказном порядке подписать «отказ от употребления наркотиков» и призывая правильно расставить жизненные приоритеты. У Митча, в силу его статуса школьника, забот меньше – не попасть под расправу «старшаков».
Всего действующих лиц около двух десятков: компания ушлых школьников, разной степени везучести, глава студенческого матриархата, изгаляющиеся над новичками с особым рвением, качок-забияка, оставшийся на второй год, есть группа ботанов, неодобряющие глупую, с их точки зрения, традицию, и, конечно, присутствует чувак, который использует «man» вместо знаков препинания и видит в употреблении травы сакральный смысл. Самым запоминающимся окажется относительно взрослый укурок Вудерсон – знаковая роль для Меттью МакКонахи, и не только из-за того что первая. Спустя двадцать лет он снова примерит образ, давший ему путевку в большое кино. Каждый из персонажей представляет собой личность, а не человека-функцию, служащим сухим хворостом, который автор подкидывает в костер сюжета. Вследствие чего, как сказал один фотогеничный графоман-отшельник: «Энтропия возрастает». Действительно, в D&C можно найти метафору: «Пинк» приглашает свое прошлое на вечеринку, а на рассвете укатывает со своим вероятным будущем; можно рассматривать кино как срез общества 70-х, поразится контрастом; но побуждает на исследование и пересмотр скрупулезно воссозданная притягательность атмосферы тех лет: за одни сутки будет показан насыщенный живой мир, где интересно следить за развязанными, где-то дикими, но всегда естественными и простыми отношениями подростков, в которых, я уверен, каждый сможет найти что-то знакомое. Для них этот мир – Неверленд, в котором сказкам на ночь и битвам с пиратами предпочитают пеструю одежду, мускл-кары и вечеринки. Пусть здесь стареют телом, но душа остается молодой.
Буквально пару вещей, о которых стоит упомянуть. Как вы уже заметили, в D&C множество актеров, не известных на тот момент, но обретших славу ныне. Шутка ли, трое из здешних оболтусов стали лауреатами Оскара. Рене Зельвегер, к слову, без подсказки заметить крайне сложно.
Если вас зацепил виновник презентации, есть хорошая новость: Линклейтер обещает в следующем году выпустить идейный сиквел D&C – «О чем я и говорю».
Но, в целом, вполне интересно, без сортирного юмора, как таковой пошлости, с хорошим саундтреком и прекрасным отмороженным Мэттью. Фильм очень четко и ровно ходит по границе, которая отделяет его от ужасных тусовочных "шедевров", ни разу не дав даже повода подумать о том, что ты сейчас смотришь что-то, что нельзя показывать приличным интеллектуалам Земляничной Поляны
7 Маканаги из 10 возможных
Всем олрайт, олрайт, олрайт, посоны!
Поведу он-лайн своего просмотра. Значит так, пока фильм идет скорей фоном, я успеваю сделать кучу дел - доразобрать рабочую почту, найти отель по запросу, время от времени бросаю глаза на экран, отмечаю, как весело быть американским подростком в 80х, как хочется, чтобы Бена Аффлека уложили из дробовика (как называется эта плоская бита, которыми выпускники лупят молодняк?), узнала Паркер Поузи в самой яростной старшекласснице, Джейсон Лондон тут главный миляга (его маловато!).
Если бы не ждала Федерера с Гаске, наверное бросила бы смотреть минут через 15, потому что потому
И не одна шляпа, а парочка
http://www.slate.com/content/dam/slate/blogs/browbeat/2013/10/131101_BROW_DallasBuyersClub.jpg.CROP.promovar-medium2.jpg
https://i.guim.co.uk/img/static/sys-images/Guardian/Pix/pictures/2014/2/7/1391796859098/Matthew-McConaughey-in-Da-012.jpg?w=620&q=85&auto=format&sharp=10&s=0e1bdf31042a4113d1ed36aa2858376c
Напихать такое кол-во персонажей, которым в общем перепадает более менее равно кол-во времени мог только очень молодой режиссер. Я понимаю, зачем он это сделал - создать впечатление кипящего бульона молодости, брызги адреналина, тестостерона. Супец шумит, булькает, пахуч, но вот пробуешь и тут же выплевываешь
Что удивило - отмороженность Макконехи. Получается, что она была изначально, только позже имя он себе сделал в коммерческом кино, на гламурных брутальных адвокатах, лощеных красавцах, рисковых парнях-авантюристах, такой Мистер Голливуд с хорошо уложенными или искусно растрепанными кудрями. И лишь много позже вернулся к себе - хипповатому философу с косяком или колесами в кармане