Анекдот про старого и больного Бэтмэна
Режиссерский "Оскар" за самый слабый фильм в карьере? Случайность? Да нет, закономерность от американской киноакадемии
Главный вопрос к Алехандро Гонсалесу Иньярриту - зачем вы, Мистер Гений, сняли чёрный анекдот про старого и больного Бэтмэна?
Я люблю анекдоты, спасибо. Но анекдот после 5 лет тишины?
Пытаюсь разобраться в послевкусии к "Бердмэну" и только один вопрос возникает снова и снова.
ЗАЧЕМ, blinnn?
О Иньярриту я давно думаю, что он единственный большой режиссер наших дней - и потому что выбирает очень сложную форму для своих высказываний, и потому что в эпоху пост-постмодернизма вещает о главных вещах с Красной строки и большой буквы. Да, в прежних его фильмах все было как будто на грани пафоса, словно никто до него об этом не заикался, но это внушало, а не бесило или смешило.
Да потому что так и надо говорить о Жизни и Смерти, о Судьбе и Любви, черт возьми! Потому что ничего важнее этого нет, а стёб стоит оставить менее талантливым. Таким как Тарантино и Аранофски - это их хлеб.
Иньярриту имеет такой большой запас дарования и ума, что вполне может позволить себе в интервью признаваться, что манипулирует зрителем как фокусник - и это еще до "Бердмэна" с его чудо-съемкой одним планом, где склейки хоть и есть, но заметить их невозможно.
О своем искусстве манипуляции он говорил применительно к работам, которые заставляют глотать ком в горле - о "Вавилоне" и "Красоте". Я поставила "Вавилон", чтобы поймать его на шулерстве еще там (когда-то он мне не понравился), а в итоге рыдала. Дело не в том, что кого-то жалко, а в том, что красота этого кино заставляет поражаться красоте мира и плакать от восторга.
Что сделал со мной "Бёрдмэн"? Он заставил меня утробно смеяться в паре мест, и на этом всё.
Что происходит первые 40 минут в этом фильме? Вроде бы театральный процесс. Только у Иньярриту это театральный процесс "специально для" той самой ЦУ, которую игнорит герой Китона - для активной аудитории кинотеатров и юзеров соц.сетей, вскормленных на "Криминальном чтиве" и газировке, которая дает прилив сил на короткое время, а потом резкий спад, на котором совершать длительные интеллектуальные усилия невозможно.
Выдержать как бесконечно орут, матерятся и снова орут люди друг на друга в эти первые 40 минут - можно только, если давно уже оглох от информационного шума, подчинился ему, как те собаки в эксперименте про выученную беспомощность. И можешь оживляться, только когда тебе еб@шат по мозгам еще более громкими децибелами и более изобретательными факами, чем обычно.
Остроумный Вуди Аллен с "Пулями над Бродвеем" даже не попал бы сейчас в шорт-лист Оскара. Слишком там все тихо, спокойно, и даже мафиози между убийствами пишет сценарий, а не трясет с экрана гениталиями или изрыгает злобные ругательства.
Стоп! Мать, ты же смотришь "чёрный анекдот", не будь так серьезна! В самом деле, что я ною - так задумано, эврибади, угорают все.
Нортон обязан орать как обколотый адреналином и тестостероном одновременно, а Китон улыбаться оскалом маньяка ("Меня пугает эта улыбка. убери ее").
Как написал критик Сергей Кузнецов в своем ЖЖ - "Бердмэн" это современный автопортрет Голливуда". Боже, спаси Голливуд.
Вместо пестрой мозаики прежних больших сложносочиненных пазлов - вереница гэгов, связанных в один стэнд-ап одним планом.
И опять этот проклятый вопрос - зачем?
... Нью-Йорк. Ресторан на 132-м этаже. У окна сидит мужик в черном плаще и пьет виски. Подсаживается другой, с черной седеющей бородой. Выпили.
Первый говорит:
- Тут такой ветер сильный - можно выпрыгнуть в окно и тебя назад занесет.
Тут же выпрыгивает в окно и, полетав, залетает обратно:
- Давай теперь ты.
Второй выпрыгивает в окно и со свистом летит вниз. Подходит бармен:
- Ну и сволочь же ты, Бэтмэн, когда напьешься! Это же был знаменитый режиссер, Алехандро Гонсалес Иньярриту!
Моё личное отношение к Бёрдману я уже высказывал: хорошее кино, но бессмысленное. Бесмысленная ни как вещь в себе, а как вещь, которую сделал Иньярриту. Лично для него это кино - бессмысленно. Т.е. я вроде с Олей согласен абсолютно. Но при этом я не разделяю её оверреакции на это событие.
"Пять лет тишины" в случае с большим художником это ерундовина, на самом деле. Такие люди как Иньярриту зачастую не могут снимать чаще. Либо потому что нет нужной идеи для кина, либо нет нужных денег. Совершенно нормально быть "самым талантливом режиссёром поколения"(с) и при этом быть нищим режиссёром. И, кстати, с этой точки зрения Бёрдмэн может положительно "зарядить" продюсеров. Уверен, следующий фильм Гонсалу выйдет гораздо быстрее. "Если надо причину, то это причина"(с)
Но в любом случае можно просто насладиться хорошим кино. По-моему, нужно быть совсем лишённым вкуса человеком, чтобы по-хорошему не кайфануть от диалогов, камеры, монтажа, актёров (я в оригинале пересмотрел недавно - ну чудо же!). Это что-то в духе "можно не любить Тарантино, но нельзя не любить первую сцену из "Бесславных ублюдков", или "Можно не любить Полански, но нельзя не любить Резню". Иными словами, даже бессмыслицу Иньярриту сделал очень талантливо и это уже само по себе круто. В конце концов нельзя всегда снимать кино на таком надрыве, как он обычно снимает. Всем нам иногда хочется немного подурачиться. В Бёрдмане мексиканец впервые в своей режиссёрской карьере повалял дурака, в хорошем смысле. Ругать его за это - да увольте. Начнём ругать когда он станет снимать плохо. Или когда начнёт снимать только Бёрдманов.
Но, как мне показалось, весь фарс - это только оболочка, а нутро - это о важных вещах. Если в "Вавилоне" судьба врывалась в жизнь людей случайной пулей, то здесь - словами, брошенными со сцены. Актеры забывают где они сами, а где их персонажи. И задача моего мексикансого тезки Иньяритту заключалась в том, что бы зритель тоже начал путаться: где старый актер, а где Бердмэн, и какого лешего вообще тут происходит.. И с этой задчей Алехандро справился
1. Берешь Китона (любого другого старого бэтмана, для еще большего контраста можно было взять Вэла Килмера);
2. Стебешь имена актеров-супергероев, которые в мэйнстриме: Фассбендер, Дауни младший и проч. Юмор должен быть понятен киноакадемикам.
3. Вставляешь слова: ютюб, лайки, твиттер, инстаграмм - чтобы смеялись и в кинотеатрах
4. Дочь-наркоманка (для драмы)
5. Немного символического секса (именно символического, в Титанике, например, - это рука на стекле).
Первая половина - с офицерами и трепом, с пароходом и фокусами мимо, вторая, где ГГ носится в поисках своей таинственной незнакомки уже лучше и финал отличный, с затоплением баржи - вот он и заставил взять Дневники Бунина. К слову, что Михалков так много говорил о них накануне, но от них там только (не буквально, а по сути) этот финал. Но спасибо НС что вообще о бунинских дневниках напомнил, я их читала давно, и они очень хорошо передают как советская власть устанавливалась, чем она была
Заслуженный в прошлом, но непонятый. Да, да, я сказал непонятый.
В фильме актера знают и помнят как парня, некогда сыгравшего человека-птицу... А в жизни есть режиссер, снявший "Вавилон" и "Суку-любовь" и все ждут от него все тех же фильмов, сложенных на новый лад...
И эту фразу "почему люди не любят меня?" он адресует не только киноакадемикам, которые обделяли его крепкие драматические ленты, но и зрителям..
Так как я люблю черный юмор, то в конце питал надежду, что когда дочь выглянет в окно, бездарный сумасшедший Бердмен распластается на асфальте, как бифштекс на плите...Но нет так нет. ВТорого просмотра этот фильм просто недостоин, как и тех оскаров
ИМХО лучший фильм-пародия на Голливуд - это "Солдаты Неудачи" Бена Стиллера,