4 мин.

Анекдот про старого и больного Бэтмэна

Режиссерский "Оскар" за самый слабый фильм в карьере? Случайность? Да нет, закономерность от американской киноакадемии

 

Главный вопрос к Алехандро Гонсалесу Иньярриту - зачем вы, Мистер Гений, сняли чёрный анекдот про старого и больного Бэтмэна?

 

Я люблю анекдоты, спасибо. Но анекдот после 5 лет тишины?

 

Пытаюсь разобраться в послевкусии к "Бердмэну" и только один вопрос возникает снова и снова.

 

ЗАЧЕМ, blinnn?

 

О Иньярриту я давно думаю, что он единственный большой режиссер наших дней - и потому что выбирает очень сложную форму для своих высказываний, и потому что в эпоху пост-постмодернизма вещает о главных вещах с Красной строки и большой буквы. Да, в прежних его фильмах все было как будто на грани пафоса, словно никто до него об этом не заикался, но это внушало, а не бесило или смешило.

 

Да потому что так и надо говорить о Жизни и Смерти, о Судьбе и Любви, черт возьми! Потому что ничего важнее этого нет, а стёб стоит оставить менее талантливым. Таким как Тарантино и Аранофски - это их хлеб. 

 

Иньярриту имеет такой большой запас дарования и ума, что вполне может позволить себе в интервью признаваться, что манипулирует зрителем как фокусник - и это еще до "Бердмэна" с его чудо-съемкой одним планом, где склейки хоть и есть, но заметить их невозможно.

 

 

О своем искусстве манипуляции он говорил применительно к работам, которые заставляют глотать ком в горле - о "Вавилоне" и "Красоте". Я поставила "Вавилон", чтобы поймать его на шулерстве еще там (когда-то он мне не понравился), а в итоге рыдала. Дело не в том, что кого-то жалко, а в том, что красота этого кино заставляет поражаться красоте мира и плакать от восторга.

 

Что сделал со мной "Бёрдмэн"? Он заставил меня утробно смеяться в паре мест, и на этом всё.

 

Что происходит первые 40 минут в этом фильме? Вроде бы театральный процесс. Только у Иньярриту это театральный процесс "специально для" той самой ЦУ, которую игнорит герой Китона - для активной аудитории кинотеатров и юзеров соц.сетей, вскормленных на "Криминальном чтиве" и газировке, которая дает прилив сил на короткое время, а потом резкий спад, на котором совершать длительные интеллектуальные усилия невозможно.

 

Выдержать как бесконечно орут, матерятся и снова орут люди друг на друга в эти первые 40 минут - можно только, если давно уже оглох от информационного шума, подчинился ему, как те собаки в эксперименте про выученную беспомощность. И можешь оживляться, только когда тебе еб@шат по мозгам еще более громкими децибелами и более изобретательными факами, чем обычно.

 

Остроумный Вуди Аллен с "Пулями над Бродвеем" даже не попал бы сейчас в шорт-лист Оскара. Слишком там все тихо, спокойно, и даже мафиози между убийствами пишет сценарий, а не трясет с экрана гениталиями или изрыгает злобные ругательства.

 

Стоп! Мать, ты же смотришь "чёрный анекдот", не будь так серьезна! В самом деле, что я ною - так задумано, эврибади, угорают все.

 

Нортон обязан орать как обколотый адреналином и тестостероном одновременно, а Китон улыбаться оскалом маньяка ("Меня пугает эта улыбка. убери ее").

 

Как написал критик Сергей Кузнецов в своем ЖЖ - "Бердмэн" это современный автопортрет Голливуда". Боже, спаси Голливуд.

 

Вместо пестрой мозаики прежних больших сложносочиненных пазлов - вереница гэгов, связанных в один стэнд-ап одним планом. 

  

И опять этот проклятый вопрос - зачем?

 

... Нью-Йорк. Ресторан на 132-м этаже. У окна сидит мужик в черном плаще и пьет виски. Подсаживается другой, с черной седеющей бородой. Выпили.

Первый говорит:

- Тут такой ветер сильный - можно выпрыгнуть в окно и тебя назад занесет.

Тут же выпрыгивает в окно и, полетав, залетает обратно:

- Давай теперь ты.

Второй выпрыгивает в окно и со свистом летит вниз. Подходит бармен:

- Ну и сволочь же ты, Бэтмэн, когда напьешься! Это же был знаменитый режиссер, Алехандро Гонсалес Иньярриту!