Рецензия на невероятно крутую ленту «Межзвездный» с уминанием косяков ногами
Здравствуйте, уважаемые собраты по киноголизму. Прошло уже 24 дня с момента премьеры очередного творения двух богов на букву Н в русскоговорящих и русскопишущих странах. Я абсолютно уверен, что большинство из вас уже сходило и приобщилось. Если же кто-то не сходил, тогда советую сперва посмотреть, потому как представленный ниже текст – рецензия на хваленый из каждого утюга фильм Некроманта, возродившего Бэтмена и собственноручно его же и добившего, «Межзвездный», с полным перечислением логических сюжетных ошибок, которые бросились мне в глаза. И таки да, в качестве знака протеста против наших гениальных адаптаторов, то неспособных вменяемо перевести пару простых слов (ну какая, нахрен, «Война Миров Z? Никогда не отпустит), то решивших попросту не заморачиваться (или они просто не нашли слово «Интерстеллар» в карманном англо-русском словаре школьника?) и выпустить фильм «с оригинальным названием, только русскими буквами». Ненависть им.
И если кто не понял, тут будут СПОЙЛЕРЫ, потому как уж в чем-в чем хороши братья, так в том, что хрен их фильм покритикуешь, не поминая в тексте куски сюжета.
Честно, я не смотрел, закончился ли уже прокат или нет, я просто понял, что если я не сделаю этого сейчас, то запал, как это иногда со мной бывает, пропадет, и я просто махну рукой, отправив уже накатанный список дрейфовать в недра моего терробайтного винчестера, ожидая, когда же я наконец, окончательно забуду содержание этого маленького текстового файлика и обращусь к неумолимому, как налоги, Shift+Delete. Нет. Я обещал рецензию с косяками – вот она. «Назвался груздем – полезай в кузов». Я ж не какой-нибудь там льстивый рейтигодрочер, льющий любую воду ради плюсиков. Так что читайте и терпите. Или терпите и не читайте – выбор ваш.
Прежде всего мне хотелось бы выразить собственное мнение по поводу творчества братьев Н. Если коротко: мне безумно нравится фильм «Помни». Простая, по большому счету, история, прекрасно написанная и поданная. Ничего лишнего, просто человек, его тараканы и действие. Я люблю фильм «Престиж», который является одним из тех немногих случаев, когда интеллектуальный сноб не может высокомерно бросить «книга лучше». В фильме драма сильнее и оставляет отличное послевкусие вопросом для зрителя о том, кто же принес большую жертву, что и обуславливает выбор злодея и героя персонально для каждого зрителя. Это прекрасные работы. Я с уважением отношусь к слегка затянутой «Бессоннице» и «Началу». Мне не очень нравятся новые Бэтмены, но с него хотя бы сняли резиновые соски (кто не вкурил – смотрите фильм Джоэля Шумахера и увидите, если сможете вынести это дольше пятнадцати минут). Правда, последний был отвратительным, убившем серию. поэтому я и пошел на этот сеанс с четким осознанием, что они таки тоже временами порят халтуру и не стоит на это закрывать глаза. А то и они обленятся.
Перед фильмом я обратил особое внимание на его позиционирование. Его заявляли как основанного на реальных физических теориях, в том числе на работах Кипа Торна, довольно известного физика. Я видел ролик, в котором рассказывается как раз о работе с Кипом, о куче сил и времени, потраченных на разработку реалистичного вида черной дыры, и о том, что Кип даже написал научную работу на основании всего сделанного в процессе работы над фильмом. Это навевало на определённую степень ожиданий. Подождав премьеры и протерев глаза от слов «гениально» и «шедевр», которыми буквально стреляли крупнокалиберным капслоком большинство рецензий, я решил, что Они, провозглашенные зрителями абсолютно новым уровнем и прямо «как Кубрик», выкатили что-то замечательное.
Но… нет. Фильм этот не для всех. Да и черной дыры, столь разрекламированной, как «первое реальное изображение», в нем от силы минуты 4. Людям с физическим образованием и просто с повышенным содержанием логики в крови смотреть сие действо категорически противопоказано – возможно удушье от передозировки истерическим смехом во многих моментах.
Если серьезно, то фильм отнюдь не плох. Сильно перехвален, но не плох. Визуализация на высочайшем уровне, с музыкой Циммер, как обычно, не подвел, очень понравился единственный некартонный герой Дэймона. Но, в конце концов, все это будет лишь моим личным мнением, а вы не за этим здесь собрались, верно?
Косяки в фильме есть, и много. Конечно, они не то, чтобы очень заметны людям, например, нефизического образования. Но есть и еще одна причина, по которой их большинство оставляет без внимания. А именно сильнейшее, в лучших традициях Голливуда и «Титаника», нагнетание слезливой драмы с примерно сороковой-пятидесятой минуте. Фильм пытается эмоционально вовлечь зрителя, казалось бы, совершенно обыденной темой отцов и детей и любви первых ко вторым и вторых к первым. Но как же сильно, на мой взгляд, это нагнеталось! Нажим был столь силен, что я попросту подумал: «Стоп, а ведь это же не просто так! Не нужно так вышибать слезу, чтобы заставить переживать за этого героя, он и так вызывает симпатию. Что-то здесь нечисто, что-то хотят скрыть». И я абстрагировался от этого нажима, словно вырезая его из фильма, и подошел ко всему со здравым рассудком и солидным зарядом скептицизма и подозрений на основе вышенаписанного. Конечно, может быть, таким нехитрым макаром я и разрушил всю магию кино, и вполне допускаю, что если бы я этого не сделал, я бы, не исключено, изливал бы тонны слюней, как и многие прочие. Но этого, к счастью, не произошло, и я увидел то, что увидел.
Нестыковок в фильме много, и даже очень. Я не стану перечислять их все типа «какой странный набор персонала для экспедиции, а как же врач, инженер, сантехник etc.», или «как это у них планом по спасению мира заведует только один человек». Нет. Я хочу привести только логические сценарные косяки, прямо влияющие на сюжет, его перетекание в разные формы и его развитие. Зачем? Да попросту искренне верю, что фильм, претендующий на «гениальность» и «шедевральность», просто не имеет права состоять из такого количества косяков в сюжете. Это моя вера, и давайте не будем никого за веру осуждать? А то это будет несправедливо, особенно из уст других сектантовJ
Итак, приступим.
Идиллическая картина: машина, семья… Машина, похожая на обычный современный американский бензиновый танк, жрущий по 30 л бензина на километр – у нас же тут пыльный кризис, а не энергетический. Кстати, посему выходит, что ему лет 50, не меньше. Пробита шина, и кто-то вроде собирается ее трогательно менять, но начинается экшен, и, позабыв о поломке, все рулят по полю с практически нулевой видимостью. Делая скидку на пилотное прошлое папаши, паренька явно ждет топ-команда Формулы-1, потому как так лихо рулить с пробитым колесом, а потом исполнить резкое торможение прямо перед пропастью с ней же – это такой высший пилотаж, от которого Баттон скуривает плантацию табака за промежуток торможения. Что же это донельзя клишированное место делает в этом списке? Да потому что по идее мы должны были увидеть дымящиеся обломки внизу обрыва с кусками частично выживших, уменьшающихся с каждой секундой. Шикарная правдивая короткометражка о суровых буднях реднеков из арканзасов, и не было бы ни дальнейших событий, ни фильма, ни спасения, ни новых косяков и этой рецензии. К тому же, много ли смысла несло это вступление? Фильм и так шел бы овер 2 часа, зачем еще растягивать? Ну, если только для того, чтобы мы поверили в экстраординарные способности пилота гг – то окей, я извиняюсь изо всех сил.
Судя по конструкции их дома (покатая крыша и крыльцо, укрепленное деревянными бревнами) при более-менее сильной буре его должно было снести с чертовой матери. Конечно, вполне возможно, что Элли после возвращения из Изумрудного города серьезно укрепила домишко перед продажей его какому-то реднеку-пилоту, но что-то мне подсказывает, что это вряд ли. Кстати, насчет бури. Если здесь есть автомобилисты, то разъясните, пожалуйста, в комментариях, что бывает с двигателем автомобиля, если в него попадает песок (а песок попадает, потому как в фильме есть замечательный кадр, показывающий, что машина в песке ВСЯ абсолютно). Почему и это здесь? Сорвало бы дом – не было бы места Х с призраками-космонавтами и аврально непонятных шуток с морзянкой и гравитацией, а значит, и сюжета. Сдохла бы машина – оставался бы реднек дома, а не шастал бы по неизвестным координатам.
Технике настолько «сбило компас», что они просто приехали к дому и стали. Хотя по идее должны были перепахать и собрать на урожай весь дом, людей, машины и друг друга, просто в этом квадрате, а не тихо стоять и ждать, пока умный реднек из починит.
После удара от робота, считающего себя морпехом, на МакКонахи не остается ни царапины, он ни за что не держится, не кривится и держится молодцом. (Росомаха?!) Извините, просто не удержался. Идеальный момент голливудской халтуры от людей, которых массы посадили на пост Зевса в Голливуде.
Несколько десятков тысяч уже оплодотворённых яйцеклеток (эмбрионов) – это, конечно, хорошо, но только в условиях полной защищенности, потому как все эти дети лет до 13 минимум даже себя защитить и прокормить не смогут. К тому же такое колоссальное число при таких скромных возможностях базы. Да они там попросту все передохли бы в соответствии с планом Путина Б прямо вблизи черной дыры, одинокие сироты, призванные «спасать генофонд». План Б же помните, в чем заключался? Улетевшие просто разворачивают базу в четыре рыла и, очевидно, превращаются в промышленного робота по смене подгузников. Или у них там сотня инкубаторов с сырьем на десятки лет? Но да ладно, мы же Они, мы же человечество спасаем или хотя бы восстанавливаем. Главное - идея, а кто в последствия-то вдумываться будет?
Они знали про черную дыру, даже имя ей дали, но при этом не считали, что поселиться рядом с ней – «довольно рискованно»? Может, надо было у Торна спросить, чем опасно соседство с черной дырой? Что, никому не показалось это хотя бы странным? Планета, находящаяся неподалеку от черной дыры – мне одному кажется, что это немного неправильное место для поиска возможного нового дома? В особенности если она уже попала в поле искажения времени. Вам, может быть, и ничего, но по меркам вселенной вы существенно уменьшите время своего развития (пока у вас пройдет день, в остальных местах пройдет 168 лет), и таким образом, следующему поколению вполне может придется искать новый дом почти с теми же технологиями (Задел на сиквел?!?!?!?!)
Они могут принимать сообщения, но не отправлять, причина – «мешает черная дыра». Как тогда они вообще получили сообщения об успешной посадке на конкретно этих трех планетах и почему этому черная дыра не помешала? CAUTION! Любое объяснение, связанное с «они», меня НЕ устроит, т.к. нельзя этим объяснять весь сюжет фильма, претендующего на шедевральность. Но кому какое дело, что говорят эти странные люди, которых сценарист зачем-то назвал учеными, а не выигравшими путевку с умирающей Земли в ток-шоу, как изначально хотели компании?
На первой планете 1 час равен 7ми земным годам. При условии, что любой передатчик посылает сигнал циклически (например, каждый час, в стационарные – вовсе каждый день как минимум, а то никаких аккумуляторов не напасешься, по фильму – раз в год), выходит, они не могли получить больше двух сообщений с этой планеты, т.к. с момента отправки экспедиции прошло 10 лет: 2 – на полет до Сатурна, энное кол-во времени на кротовину, энное – на перелет до планеты и посадку и еще 7 лет до следующего сообщения (если принять, что передатчик передает каждый час, что вряд ли). И тем более они никак не могли «получить сразу все сообщения», перейдя в новую галактику (потому как больше их и не может быть). Хотя, наврное, те самые пятимерные некто не дремлют. Их же не просто так в сюжет ввели, «черная дыра» становится понятием риторическим.
При полете на первую планету (которая УЖЕ в поле искажения времени черной дыры) их даже и не думает засасывать в нее. При этом после посещения следующей (на которой ничего такого и близко нет) и после выхода с ее орбиты их как раз начинает туда засасывать. Все объяснения поломанности корабля я отметаю, поскольку если уж их в поле искажения времени не начало засасывать на посадочном челноке, то ну что им потеря одного сегмента?
Само появление таких гигнатских волн можно объяснить гравитационным полем черной дыры, но вот их такое частое, ежечасное появление нельзя объяснить ничем. За исключением одного: планета настолько мала, что она проделывает за час тот же оборот, что Земля за 12 часов. Но тогда как на таком маленьком астероиде вообще удержалась атмосфера до попадания в гравитационное поле черной дыры, как – после? И главный вопрос: сколько у режиссера и сценариста было в школе по физике и географии?
Герои пытаются найти жизнь на первых двух планетах при том, что героиня Хэтуэй популярно объясняет, что это невозможно, т.к. из-за притяжения черный дыры сведены на нет случайности типа падения метеорита и толчка в нужную сторону. Или именно так Нолан и хотел подчеркнуть бесплодность их попыток, по-видимому. И это был либо тонкий троллинг уже отсидевших, выходит, совершенно бессмысленные два часа, либо совершенно искреннее признание: «да, я вкладываю ненужный пафос как мудак и даже не перечитываю. А зачем? Мое имя принесло «Схавают!»-эффект даже «Превосходству».
Да, и еще про волны: как компьютер, способный пилотировать корабль, мог их не заметить или счесть неопасными? А как же законы робототехники Азимова?
Почему сразу нельзя было выпарить воду из двигателей с помощью поджигания на дюзах кислорода из кабины и не взлететь выяснять отношения на орбите без потери еще 7ми лет? Конечно, вы можете посмотреть на меня мокрыми МакКонахавскими глазами от слез по выросшей за овер 3 его часа семье и пламенно спросить «А как же драма?», на что я вам смело отвечу: «А что, менее идиотской и клишированой причины не нашлось?».
Герой Мэтта Дэймона: «Он решил эту проблему уже давно. Почему он ее не использовал? Она не стыковала квантовую механику и теорию относительности» - а вот и минутка истерического смеха для физиков. Стандартное научное клише в фильмах. Но если прокрутить чуть дальше, то внутри черной дыры, когда герой МакКонахи оставлял закодированное послание на часах, он «дергал струну» со стрелкой, что есть фактически, условно говоря, упрощенной донельзя теорией суперструн, которая как раз и была разработана для решения этого противоречия. Выглядело это по-прежнему либо тонким троллингом всех считающих себя знатоками малодоказанных теорий, либо очередным признанием «я пишу диалоги как мудак, и дальше по тексту». Вместе с тем старый ученый потратил полжизни на эту проблему, поэтому даже если человечество и забыло все подобное, неужели ничего вывести он не сумел?
Ах, ну да. Они решали «матрицы в разных итерациях». А может, они просто транспонировали неправильно, или еще чего?:) А если серьезно, то непонятно, как решение фактически системы уравнений может быть «доказательством ради доказательства». Ведь если принять за истину эти слова как объяснение невозможности решения (они что, ее вручную решали, или лицензия на пакет Mathematica закончилась лет 30 назад?:), то выходит, что старый чурбан даже нормально прикладную задачу поставить не сумел, т.е. не то, что не продвинулся, а даже еще и не начинал. С математической терминологией у них огромные проблемы. Напомню: у них был Кип Торн.
«Гравитация проходит сквозь пространство-время». Одной этой фразой они убили все научное, что пытались вложить в фильм. Нельзя просто так взять примерное словесное толкование уравнения Эйнштейна – и засунуть его в фильм. Фактически только этим и можно объяснить происходящее в черной дыре в моменте с «призраком в скафандре». И для того, чтобы «обычный» зритель это понял, нужно было непременно повторить ее пару раз пафосным голосом. Что это делает в сюжетных косяках? Я думал, что движение сюжета, обоснованное лишь пафосным проникновенным объяснением, осталось в «ТР: Возрождение легенды». Простите уж.
Герой, оставшийся на корабле, провел практически 24 года в одиночестве и не свихнулся. Почему-то в этом плане я больше верю фильму «Пандорум». Почему это тоже здесь? Посмотрите «Пандорум», поймете.
Что в роботе героя Дэймона могло так мощно рвануть, если сам герой даже указал на то, что вынул из него источник питания (что логично)?
Каждая деталь скафандра должна быть очень крепкой, надежной и плохоотрываемой. Надеюсь, не нужно пояснять, почему? Герой же Мэтта Дэймона оторвал передатчик героя МакКонахи почти совсем без усилий. Лень, экономия ресурсов, глупость конструктов – двигатель не только прогресса, но и сюжета. Ведь черт его знает, что было бы, не окажись герой Дэймона в состоянии так легко прервать связь с остальными космического реднека.
Перечислять все, что было дальше, смысла нет, т.к. ввиду дальнейшего развития сюжета любое логическое невозможно и все упирает в фантазию Н-в и слово «они» про существ «из пятого измерения». Ну и чуток малодоказанных научных теорий, точнее, как все это перемешивается в их воображении.
Нет, кое-что все-таки нашлосьJ Если герой МакКонахи в момент прозрения выдает, что это эволюционированное человечество из будущего себя спасло (что в целом отлично компануется с концовкой), то возникает вопрос: люди настолько эволюционировали, что перешли в пятое измерение и больше не могут ощущать время? С точки зрения того, что, по идее, они должны были знать и помнить об этой катастрофе, это звучит хоть и жизнеутверждающе, но совершенно по-идиотски. Должны были предусмотреть тогда уж и связаться с людьми из того прошлого, когда они уже были умнее, но еще могли чувствовать время – и все было бы в разы легче:) Хотя да. Мокрые глаза, МакКонахи, ценности, драма, как же я мог забыть?
Откуда у умирающего человечества такие ресурсы на постройку такой станции? И по какому принципу туда отбирали людей? Или все люди разом собрались, разом построили и разом улетели? Ей-богу, такого дружелюбного человечества я не видел со времен «Мы».
Вся кульминация завязана на момент возвращения героини Честйен в дом отца и «прозрения», что это он и что у стрелки не сбой механизма, не эпилепсия, а хитрый код. Кстати, о стрелке: как ученая поняла, где начало сообщения, где конец? Данных было так немного, что их, переведенных в азбуку Морзе, хватило ей на несколько лет, а не до конца жизни? Сообщение шло циклически? А если нет, то как ученая додумала то, что пропустила? Кстати, часы. Ни одна!!! Батарейка не проживет около 30 лет. Механику нужно заводить раз в двое суток. Так что часы бы давно остановились и не смогли бы рассказать героине Честейн тайны мироздания. Объяснение «мало ли они там, в будущем, придумают» не рассматриваю, т.к. комбайны у них из нашего времени, машина там, да и сами часы выглядят как б.у. несколько десятков лет. Вот что продакт-плейсмент животворящий делает!
При этом, как видите, я не стал описывать идиотские моменты с «любовью вне времени и расстояния», ведь обещал, да и потому как именно такие мысли хотели донести Ноланы до нас, зрителей, и каждый из нас сам вырабатывает к ним свое отношение. Ну и вышло и так немало уже.
В заключении хочется сказать, что это – неплохой фильм. Очень даже. И смотреть его нужно. Но только соображая своей головой. А не веря репутации британца как мессии от кинематографа. Как это не прискорбно, но «Схавают!» - синдром напал и на них. Многое описанное и еще больше неописанного – откровенно халтура и сделано на скорость. Почему? Потому как физически трудно предусмотреть в такой масштабной картине абсолютно все. Авторы не стали и пытаться. Они больше времени уделили визуализации космоса и своему видению многих аспектов науки. Давайте же не будем их за это хвалить, чтобы и они не скатились.
Но смотреть все же стоит. Пара мыслей там заложена отличных. Есть над чем подумать (над косяками, ага). Есть актерская игра. Есть прекрасная музыка и визуализация. Есть один интересный герой.
Я ставлю фильму 7.0 из 10. Это значит: однозначно выше среднего, но работы еще непочатый край.
Спасибо вам, если вы таки дочитали, и помните: критик не должен об***ать фильмы, а должен искать то, что можно было сделать лучше. Надеюсь, я нашел эти моменты, ну , или вам хотя бы было не скучно.
Каждый, конечно, для себя сам определяет и делает акценты по-своему, видит тот смысл, который хочет видеть его подсознание, но в целом я именно его точку зрения разделяю, тоже об этом подумал в конце сеанса.
Ну это так, чтобы не растекаться мыслью по пространству этого блога)
Скажу только, что лично мне тема любви уже набила оскомину. Только два фильма за последние пару лет я посмотрел без фэйспалма на эту тему: "Клятва" (да, мне понравилась основная канва) и "Она" - потому что этот фильм как раз задает по-настоящему философский вопрос о сущности самой любви.
И таки темы Смерти как таковой в фильме не было, как и жертвенности, и это меня тоже разозлило. Казалось бы, герой все же жертвует собой, значит, я несу хрень, но! Лично для меня жертва - это когда человек отдает что-то невосополнимое, что ему уже никогда не вернуть, во имя чего-то. Герою фильма же сценаристы возвращают жизнь обратно. А за время, не проведенное с двумя детьми в песчаном аду, они даруют ему время с десятком внуков в "светлом будущем". Потому как таковой, жертвы и нет, несмотря на то, что " он не знал".
Ну и так я надеюсь, что все же будут появляться фильмы, в которых меньше будет таких массовых черт. Ведь и выходят же! (Исчезнувшая в этом году, например.) Просто я именно от Ноланов ждал чего-то уровня "Помни", а не последнего "ТР".
А так, насчет выделяемых бюджетов - полностью согласен. С одним замечанием: имя Нолана прогремело настолько, что собирает даже "Превосходство" (пусть и не так много). А ведь имя Нолана ассоциировалось с ним совсем поверхностно. Поэтому, я считаю, чтобы он не снял - оно все равно соберет, армия хомячков-почитателей же. А потому можно было бы обойтись и без всей этой мишуры для масс:)
http://vozduh.afisha.ru/cinema/navstavlyali-vsyakogo-chelovecheskogo-faktora-astrofizik-o-filme-nolana/
Только давай здесь не будем о политике, киношный блог все-таки:)
Средневековье мне это его нравится, новое, ну не его конечно именно, а Эко, Сорокина, Бердяева и прочих, ну иногда он это в тему говорит, а иногда не очень, хотя сам Долин у меня всегда положительные эмоции вызывает, даже если я с ним категорически не согласен.