Кинорулетка: «Ветер Крепчает»
В 1988 году студия “Гибли” одновременно выпустила две работы: “Могила Светлячков” и ”Мой Сосед Тоторо”. В то время как Исао Такахата снял свою самую грандиозную работу, показав пронзительную историю брата и сестры, потерявших своих родителей во время войны, Миядзаки выпустил прекрасную сказку о духе-хранителе Леса Тоторо. Спустя ровно 25 лет студия снова выпускает работы двух мастеров одновременно, с той только разницей, что теперь они поменялись ролями. Такахата снял совершенно чудесную сказку, которая основана на повести о старике Такэтори, а Миядзаки же в свою очередь, выступил со своей последней режиссёрской работой, которая, по совместительству, является его самой реалистичным и серьезным перформансом. Как и в случае с “Могилой” 25 лет назад, новый фильм основан на автобиографии, а именно на трагической истории Дзиро Хорикоси – знаменитый авиаконструктор, являющийся создателем истребителей, погубивших сотни тысяч людей
К самолетной теме, простите за такое высказывание, Миядзаки обращается не в первый раз. В 1992 на экраны вышел “Порко Россо”. Те, кто смотрели этот фильм, наверняка уловили сходство и с последним творением Хаяо: довоенное время, итальянские флаги на самолетах, все та же аллегоричная атмосфера
В этой атмосфере, в которой витает дух классического мистицизма Миядзаки, показана история талантливого человека, который стремится навстречу своей мечте. И именно о ней он философствует в своих снах со своим кумиром. Но это мечты. В реальности все это происходит в отсталой стране, которая, по заявлению одного из героев, только в научно-техническом прогрессе отстает на 20 лет. В стране, где на аэродром самолеты доставляют быки (и при этом они считают, что это невероятно прогрессивно). В стране, где лучшее лекарство от туберкулеза, да и вообще от болезней в целом – горный воздух. При этом Дзиро – двигатель прогресса, он тот самый человек, что в погоне за своей мечтой станет одним из главных виновников высокого развития своей страны
Но мы, все-таки, говорим о Миядзаки, а потому здесь не все так однозначно (с). Не в стиле японского маэстро рассказывать истории так однобоко и однослойно. Параллельно рассказывается о другом полете Дзиро, тоже на крыльях, но не самолета. Девушка, которой он когда-то помог в тяжелой ситуации, вновь встретилась ему, но уже спустя время, замкнув круг. Не в стиле режиссера показывать историю плоско или сопливо, Миядзаки один из тех, кто способен подать такую историю очень мягко, светло. Сцена с полетом бумажного самолета снято настолько естественно, что то, что это мультфильм уходит на второй план, настолько это реалистично и так хочется в это поверить
Несмотря на то, что фильм автобиографичный и вообще у Хаяо самый реалистичный, в нем на удивление огромное количество магии (это отпугнуло многих при просмотре). Нет, здесь нет духа леса, кота-автобуса или духа огня. Самое волшебное в мыслях и мечтах Дзиро. Путешествовать по его мечтам в какой-то степени даже интереснее, чем путешествовать по разным местам в ходячем замке Хаула.
На протяжении всего фильма много раз повторяется фраза: “Крепчает ветер! Значит – жить сначала!” Эта фраза как никогда лучше описывает все то, что происходит в этом фильме, который, несмотря на все свои составляющие, вы не можете назвать исключительно светлым и добрым. Здесь все идет в противовес, а конфликт между реальностью и воображением подан на удивление очень жестко. Как и в жизни. Светлые мечты в пересекающемся сне двух гениальных людей, о чем-то прекрасном и недостижимом, как пассажирский самолет; В то же время ясно, что Дзиро создает тысячи совершенных истребителей и отправляет их в полет – так в прах была уничтожена мечта конструктора, а заодно и убиты его руками косвенно сотни тысяч людей. В противовес прекрасной и очень трогательной истории любви, и помолвки в конце фильма – все это лишь прекрасная инсценировка, которая приведет все к соответствующему концу. Пускай этот конец и сделан прекрасно, и так, что формировавшееся отношение к фильму в конце вызывает щемящие чувство в груди, это все равно не вызывает других эмоций, кроме как грусти. Разумеется, реальность победила воображение.
«Крепчает ветер! Значит, жить сначала»
Другого ничего и не остается. Только жить
П.С.: Кто смотрел фильм, мог заметить и Россию. Она была пару секунд, когда Дзиро отправлялся в Германию
Первый просмотр пролетел мимо - картинка двигалась сама по себе, я минут через 15 сама по себе.
Второй раз был чуть более удачен, хватило на полчаса. И наконец третья победная попытка! Я собрала всю волю в кулак и заставила себя досмотреть, хотя в этот раз уже присаживалась к телеку с мыслями "Японские мультипликаторы зомбируют русских мальчиков", "25 кадром в анимэ вшито пост-гипнотическое внушение молиться на Миядзаки-сан не приходя в сознание даже в тридцатник".
Может быть сказалось утро воскресенья, может быть я наконец-то смогла выкинуть из головы мысли о работе и кризисе, но на третий раз я смогла досмотреть фильм до конца и даже извлечь какой-то смысл вместе с эмоциями.
Что порадовало? Балалайка в стиле не то Кустурицы, не то советско-русских мотивов и фигура главного героя. Это ж классический образец для детей и юношества, хороший парень настолько, что лучше его на фоне Солнца не рисовать - станет видно, что на светиле пятен поболе! Мульты с такими персонажами нужны всегда. На таких как Дзиро вырастают приличные мальчишки и девчонки, они будут куролесить, но Дзиро придет к ним во сне, пожурит ласково и все встанет на свои места. Прекрасный Дзиро это плоть от плоти незабываемых и дорогих героев из советской классики, да и наверное всякой другой человеческой классики.
Радует, что Миядзаки, как и уважаемая мною Айн Рэнд, подчеркивает колоссальную разницу между Художником и толпой (см. скрины).
f-picture.net/lfp/s005.radikal.ru/i209/1412/7a/498f64153446.png/htm
f-picture.net/lfp/s55.radikal.ru/i148/1412/35/4c261a219c5c.png/htm
Дзиро особый человек, и все мы вместе с простыми японскими мужиками с предъявленных кадров, должны еще дорости до него. Правда, дальше Миядзаки отходит от Рэнд и его герой вместо прекрасных лайнеров, которые ему снятся, проектирует то, что прикажет милитаристское руководство, не обнаруживая ничего общего с философией индивидуализма(
К тому моменту, как я добила этот "долгосмотр", успела подзабыть инфу о том, что это не просто мульт, а байопик про реального авиаконструктора.
И это плюс этой работе. Хотя опять же скажу, момент соединения мультипликации (а она, положа руку на сердце, не заставляет охать и ахать от визуального восторга) с серьезной темой заложенной в сценарии, очень непривычен. Как и в "Могиле светлячков" мне не достает здесь художественной изобретательности, воображения, именно на уровне сценария. Реализма мне хватает и в большом кино с живыми актерами если что.
Обе истории слишком линейны, и я не могу понять, когда бы я смотрела это с настоящим интересом? В детстве? Нет, потому что в детстве тем более хочется более изобретательных сюжетов, с неожиданным конфликтами, закрученной интригой, яркими персонажами. Какая-нибудь "Бронзовая птица" или нет, лучше каверинские "Два капитана" (которые и по сюжету близки "ВК" - верность детской мечте, которая выстраивает людям судьбу) мне и тогда и сейчас гораздо интереснее. В юности тоже не врубилась бы, ведь тогда восторг от актеров был максимальным, и все рисованное не воспринималось совсем.
Короче, пока для меня остается огромной загадкой - от чего в аниме, этом слегка прихрамывающем гибриде мульпликации и полнометражного игрового кино, можно так фанатеть, как это делают Артем и Леша, да и другие гости в постике.
Выводов пока особых не делаю, мало материала. Надо бы еще что-то посмотреть, уже находясь в курсе, что авторы аниме стараются скрестить на первый взгляд несоединимое.
А пока приходится ставить оценку, и пусть это будет 3 из 5 (1 за сам фильм, 1 балл за очень правильного героя, каких не осталось в наше циничное время, и еще балл за то, что он заставил вспомнить то, что в самом деле стоит пересмотра # двакапитанафорева
У меня тоже было впечатление, что не дотянул все-таки мастер до своих предыдущих шедевров, но простился достойно с творчеством всей своей жизни)
Я вполне с симпатией отношусь к японской анимации и к её стилистике, но в моём восприятии она гармонично соотносится именно со сказками, фэнтези и т.п.. Как те же "Унесённые призраками" Миядзаки.
Резюме: хороший, красивый и наверное даже поучительный мульт для детей средней школы. Ну или для семейного просмотра с детьми.
Оценка 2.5
"мой" фильм "Официант" не голландский, а французский:
http://www.kinopoisk.ru/film/55083/
И да, вот что ещё: конечно же, лично я буду пересматривать в оригинале с субтитрами, однако предупреждаю, что в таком варианте смотреть будет довольно тяжело - едва ли вы будете поспевать за субтитрами, особенно в сценах на кухне, да и целом... итальянцы и то так быстро не тараторят. Так что вот такая особенность у фильма. Ну и как заботливый отец-основатель выкладываю ссылку:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1125827
А вот "Ветер крепчает" это вот как раз то, что нужно. Фирменно миядзаковский, трогательный, добрый, но про мечту, вполне такую конкретную. "Ветер крепчает" вообще, как мне кажется, больше про самого Миядзаки и его мультипликацию, чем про Хорикоси и его истребители. Миядзаки явно хотел рассказать о своей мстрасти, о своих полётах во сне и наяву и о своих "десяти годах художника". А история Хорикоси просто оказалась очень ему созвучна. Так что по-моему "Ветер крепчает" это прекрасный способ поставить точку в его прекрасной карьере. Такая роспись художника на завершенном полотне.
Оценка: 4.5
Хорикоси, кстати, после Зеро так ничего толком и не построил и перешёл на преподовательскую деятельность. Посмотрим, что будет делать Миядзаки.
И, кстати, буквально вчера, после просмотра ленты, стал гуглить и узнал, что в этом сезоне у Гибли начал выходить первый в их истории анимэ сериал, с абсолютно миядзакивским названием "Ронья, дочь разбойника". Режиссирует его, правда Горо, но я уже скачал все эпизоды, которые успели выйти. Будет любопытно!
"Вдаль уходит твоей жизни белая полоса" - блеск! Это слова из песни, которая звучала на финальных титрах. Мне ведь музыка тоже запомнилась, а потом почитал, кто композитор: это же старый добрый Джо Хисаиши, который мне стал известен по работам с Такеши Китано.
И да, Артём, по поводу твоего постскриптума: когда показали Россию, то мне почему-то сразу вспомнился храм Покрова на Нерли. Потрясающее место, с которым у меня особая связь, ибо я на Покров родился. Помнится, даже русскоязычное интервью Денниса Хоппера читал, и он там говорил, что в России его потрясло это место.
---------
А почему он завершил карьеру?
На днях то уже следующий фильм будет по программе...