4 мин.

Мандарины

Во-первых, прошу прощения за то, что пишу это. Всерьёз обсуждать искусство, для меня никогда не представлялось вменяемым. Что поделать? Технический склад ума. Но написать захотелось. Суть фильма, увиденная мной в совокупности с доппиноговым состояниям организма, побудили к этому. Как говорится "по горячим следам".

"Мандарины" кинокартина производства Эстония - Грузия( это будет иметь значение, но которое  я хотел бы опустить, да не получилось.). Военная драма.

Наёмный чеченец встречает в горах старика эстонца. Тот, в своём маленьком цеху делает деревянные ящики для:

- Бомбы?

- Мандарин

Расположение наёмника к старику прослеживается сразу, через пару слов. Это предсказывается, как каждоневная смена суток, но здесь обозначается главное - доверие и уважение. Неважно, что за лица обозначают момент, главное - посыл.

Старик живёт в маленькой деревушке, где осталось два жильца - он и его друг. Они собирают мандарины.

Н-е время спустя, возле дома Маргуса (друг старика) происходит перестрелка между грузинами (трое) и чеченцами (двое). И там, и там, выживают по одному. Старик и его друг латают вояк и размещают в доме старика по разным комнатам. Чеченец же, узнав, что за стеной враг, убивший его друга, клянётся, что отомстит.

Дело понятное, страх взывает к смерти т.е отмщению, но привлекает другое, слова старика:"В моём доме, никто никого не убьёт. А если хочешь убить грузина, то сналача убьёшь меня". Можно назвать напыщенным и я бы согласился, если бы не одно "Но" - я с 13 лет начал думать о том, зачем воют люди. Живём на одной планете, знаем чувство боли от потери, так зачем же убивать друг друга? Ничто и никому не принадлежит. Позже, лет 10 спустя, я нашёл ответы на этот вопрос и с тех пор, когда в голове возникал вопрос войны, мне казалось, что вот, придут враги в мой дом, а я им скажу:"В это доме нет войны. Здесь мир. Хотите воевать? Идите к тем, кто хочет убивать". На фоне этих воспоминаний, слова старика подкупают. Я понимаю его ход мысли, я понимаю, быть может, что в нём происходит.

Чеченец обещает, что не станет убивать грузина. В доме. Все эти события будут сопровождаться фразами, которые, как специи, будут укреплять посыл фильма.

В один момент, грузин и чечен сидят за столом, друг напротив друга. Они прекрасно понимают, кто есть кто. Начинают провоцировать, но здесь сказывается уважение, доверию к старику и его другу, а так же примешивается благодарность за спасение их жизней. Вы испытывали это чувство, когда ты находишься на расстоянии одного шага от человека, которого если не убить хочешь, то избить точно, но не можешь? Я испытывал часто. Единственным ограничением были ситуации и, как правило, посторонние люди. Здесь старик выступает в роли более сильного элемента - силы, благодоря которой они живы. Ни Иисус, ни Аллах, а вот этот старик, которому они дали слово не убивать друг друга в его доме. 

Обстоятельства определяют человека, социум, окружающая среда, определяет его характер и поведение. Обстоятельства и окр.среда в данном случае, это дом старика и он сам. Здесь он законодатель жизни. Чуть ранее, в ответ на слова чечена о том, что он отомстит за убийство своего друга, он, старик, отвечает:"А ты не убил его друзей?". Этим самым он возвысил приоритет человека, как отделённого от всего объекта. От национальности, от позиции и свёл к личности, которая должна отвечать сама за себя, независимо. Это и выходит на передний план, становится кредом.

В одой из сцен конфликта чечена и грузина, когда они снова обещались убить друг друга, он ставит вопрос:

- Кто вам дал такое право?

- Война.

Вот! Это и есть апогей мысли - обстоятельство т.е. несамостоятельность выбора человека, а его действия в ответ на произошедшее в окружающем его. Чечен убил грузина, грузин убил чечена, но почему? Потому что война. Потому что они наёмники и пришли убивать, а резонных поводово для лишения жизни друг друга, у них нет. И они это понимают. Понимают обязательно т.к. не первый день сидят друг на против друга в этом доме. В доме, где никто и никого не убивает. В доме, где мир и где нет различия, кто ты и почему ЭТО и есть ты. И ты понимаешь, что потерял друга/товарища, потому что выбрал ТОТ путь, но на том пути вы погибли и теперь у вас только дом вас спасший, дом, в котором - мир и в нём ты можешь начать жить иначе. Дом, в котором враг может оказаться другом.

После американского лоска, перемудрённости и экзистенции Европы, кинолента даёт продохнуть картинкой и понятными вещами, простыми вещами, где не надо углубляться в тайники сознания и доставать из шляпы кролика. Скандинавское отрешение? Есть. Чем вам деревушка в горах на два человека, не отрешение? Чем вам мандарины на фоне войне, не попытка завернуть фильм в глубокое название? Всё хорошо, но до поры до времени. В последние пол часа, моё впечатление начинает раздваиваться, появляется какая-то американщина (не та, что с сиськами и сортирным юмором (к слову сказать, здесь проскальзывает иногда юмор на тонкой грани)), наигранный драматизм и коммизм, а потом ещё и отмороженные русские вояки. Не спорю, такие уроды у нас есть, но так же, как и в другой любой армии. Здесь то мне и вспомнилась не пышная дружелюбность Эстонии, напряжённость с Грузией и здесь, уже подружившиеся враги смотрятся не естественно и уже не веришь, что режиссёр был честе с тобой. Но идея мира и возвышения её над тостом за смерть, всегда будет за гранью обстоятельств.

- Т.е. его убили грузины?

- Да, но какая разиница?

- Значит, ты похоронил грузина рядом со своим сыном?

- Ахмед, какое это имеет значение?