4 мин.

Кинорулетка: Взвесь весь риск

Настало время познакомить вас с творчеством Клода Соте - одного из самых близких мне по духу режиссёров. Обязательно объясню, чем мне дороги его картины, но сперва хотелось бы привести некоторые факты из биографии Жозе Джованни, чей роман был экранизирован. Благо, личность заслуживает внимания. 

Жозе Джованни (настоящее имя Жозеф Дамиани) родился в семье выходцев из Корсики. Он получил неплохое образование в престижных учебных заведениях — лицее Жансон-де-Сайи и коллеже «Станислас» (названном в честь короля Польши Станислава Лещинского). Однако, перепробовав множество занятий, так и не нашёл себя. Работал мойщиком посуды в вагоне-ресторане, лесорубом, шахтером, ныряльщиком, официантом в ресторане отеля в Шамони. Увлекшись альпинизмом, он становится горным проводником. А в годы войны, по его собственным словам, участвовал в Сопротивлении в составе группы «Молодежь и горы». Согласно другим источникам, «если и не гестаповец, то, по меньшей мере, подельник убийц из французского гестапо». 

В 1945 году Жозеф и его старший брат приезжают в Париж и вступают в небольшую банду грабителей, созданную их дядей с материнской стороны. В том же году во время одного из налётов в ходе завязавшейся перестрелки хозяин дома, защищаясь, получил смертельную пулю. Погибли также дядя и брат Дамиани. Последний был арестован как соучастник преступления, хотя даже не держал в руках оружия (это подтвердилось в ходе процесса). Почти три года длилось следствие. 17 ноября 1948 года суд приговорил Жозефа Дамиани и его сообщника Жоржа Аккада к смертной казни. В течение долгих месяцев Жозеф находится в камере смертников, ожидая гильотины. Ему удается избежать смерти, благодаря стараниям хлопотавшего за него отца. Президент Франции Венсан Ориоль заменяет обоим преступникам смертную казнь на 20 лет принудительных работ. В 1956 году после одиннадцати лет, проведённых в заключении, Дамиани выходит на свободу. В 1986 году состоялся новый судебный процесс по делу 1945 года, после которого писатель был полностью реабилитирован. 

Джованни, как писатель и режиссер, родился в тюрьме, где и написал свой первый роман «Дыра», рассказывающий о попытке побега, которую он совершил вместе с другими заключенными (на сленге дырой именуют тюрьму). Его адвокат Стивен Эке и писатель Роже Нимье дали прочесть рукопись романа Антуану Блондену и Альберу Камю, благодаря которым он и был опубликован. Роман, написанный необычным стилем, производил впечатление на читателей писательскими находками и очень сильными натуралистическими сценами, часто на грани терпимого. В 1958 году издатель, актёр и сценарист Марсель Дюамель включил Джованни в свою «Чёрную серию» (Série noire), в рамках которой издавались остросюжетные произведения. И в том же году Джованни выпускает сразу три романа — «Взвесь весь риск», по которому и был снят наш с вами фильм, «Отлучённый» и «Второе дыхание». 

Соте был одним из первых деятелей кинематографа, кто взялся за экранизацию романов Джованни. Следует отметить, что союз писателя и режиссёра наверняка возник неслучайно: первый воспевал в своих произведениях настоящую мужскую дружбу; второй же был тонким знатоком человеческой психологии, и мужская дружба часто занимала главенствующее положение в его работах.

 Клод Соте признавался, что сюжетные ситуации он всегда поверял личным опытом, усмиряя экспрессивную фантазию автора (почти все его фильмы были сняты по литературным первоисточникам), если та расходилась с представлениями режиссера о правдивости жизненной коллизии. Чувства одиночества, скуки, мизантропии или женоненавистничества убедительно разыгрывались актерами потому, что природа этих состояний была известна самому художнику. 

Фильм Соте соткан из множества поступков, больших и малых. Предательство некогда друзей, которые во многом обязаны главному герою; и в то же время помощь чужих людей, которые оказались неравнодушны. «Взвесь весь риск» - нестандартная криминальная драма, где темы дружбы и семьи равнозначны бандитским разборкам. Вынужденно расстающийся со своими детьми отец – невыносимое зрелище. Если когда-то приходилось прощаться с близкими людьми на неопределённый срок... Это больно, но и снято соответствующе. Внутренний слом главного персонажа в исполнении франко-итальянского актёра Лино Вентуры проносится лейтмотивом в каждой сцене. В то же время ярки контрасты, где в качестве основных красок выступают глаза и поведение Абеля Давоса, главного героя: с одной стороны полная обреченность, с другой – сохранение человеческого лица перед лицом смерти. Такой друг в беде не оставит. 

 «Взвесь весь риск» лишён лоска работ французской «Новой Волны», к коей режиссёр не принадлежал. Если дерзких экспериментаторов названного течения интересовали политические заявления, показ общества и нравов того времени, и отчасти угода массовому зрителю, то Соте в полной мере пытался раскрыть чувства героя, вкладывая в том числе и свои.

Знаете, пожалуй, я проведу странную параллель фильма «Взвесь весь риск» с уже упомянутой «Новой Волной»: наверняка вы что-нибудь слышали про бордосские вина. Это невероятно популярный бренд, но бургундские вина едва ли уступают им в качестве, а отдельные винтажи стоят в разы дороже знаменитого «Шато Марго» из Бордо. Возвращаясь же к кинематографу, скажу, что уже установил «цену» фильмам Соте, которую деньгами не купить. Его фильмы дороги моему сердцу.  

 Мне понятны поступки героев на протяжении длительной карьеры режиссёра, мне жизнь, любовь также видятся непростыми, с кисло-сладким привкусом, приближенным к реальности. Искренность и никакого самообмана – за это и ценю его творчество.