True shaper from St. Petersbourg.
Aloha, друзья!
Сделав несколько интервью с ребятами, активно катающимися на всевозможных досках, я подумал, что было бы интересно пообщаться с человеком, эти доски создающим...перед вами результат этого общения. Приятного чтения! ;-)
PD (ProDoski): Привет! Shaper, применимо к серфингу – это человек, создающий доски для катания на волнах.
LF (Леонид Фролов): Привет! По классике shaper весь процесс изготовления доски проводит вручную, но сейчас shaper’ом могут назвать и 3D-моделлера, создающего макеты досок в программе. Прогресс идет и теперь можно «печатать» доски любой сложности на 3D-фрезерах.
PD: Как стал shaper’ом ты? Что тебя подтолкнуло к этому?
LF: История простая. Началось все со скимборда, я сделал свою первую фанерную доску года 3,5 назад. Сразу после этого возникла мысль сделать ским из «пенки» (по серфовой технологии), ну а дальше я просто втянулся. Я вообще очень увлекающийся человек, у меня много интересов и увлечений помимо shapeing’а (граффити, скейтбординг, когда-то давно серьезно увлекался MTB, но остановился когда получил серьезную травму).
PD: Где и как ты научился делать сёрфборды? Кто был твоим наставником?
LF: Учился делать доски я в России, самостоятельно. Единственным моим наставником стал интернет. Нашел в свое время пару интересных и полезных ресурсов (например, www.surfersteve.com) и на основании их изучал это ремесло.
PD: Есть ли среди shaper’ов признанные авторитеты?
LF: Определенно есть. Существует такой интересный сайт как www.swaylocks.com – это форум «backyard shaper’ов». В странах с развитой серф-культурой под понятие «backyard shaper» подпадают люди, создающие доски вручную, и, не задействованные в массовой индустрии производства досок (будь то любители вроде меня или профессионалы, работающие по индивидуальным заказам). Так вот на данном ресурсе можно пообщаться с настоящими гуру «серфостроения». Приводить имена не буду, так как у меня свои любимчики.
PD: Есть ли мастер, у которого ты хотел бы поучиться?
LF: Нет. Не люблю у кого-то учиться. Мне нравится смотреть на вещи под несколько иным углом – ты ставишь себе цель и сам достигаешь её. Конечно, изучение тонкостей таким способом может занять значительно больше времени, но я люблю трудности. Приятно самому наступить на те же грабли, на которые наступали до тебя многие, просто для того чтобы самому узнать какого размера шишка будет на лбу. Только так можно по-настоящему научиться чему-либо. Но не могу не отметить то, что я естественно перенимаю опыт у других, но это скорее обучение у коллективного разума.
PD: Кто чаще всего заказывает доски в частных мастерских, любители или профессионалы?
LF: Для меня профессионалы это те, кто получает деньги за свою работу, а работа – рекламировать «стаф» спонсора. Профессионалы очень зависимые люди, они не могут себе позволить роскошь выбора, поэтому конечно основными заказчиками в частных мастерских являются любители.
PD: Кстати, ты мастеришь доски только для «постоянных клиентов» или постоянно появляются новые заказчики?
LF: Основные мои заказчики это друзья из тусовки. В Санкт-Петербурге очень специфические волны и доски нужны соответствующие – отсюда и потребность в моих творениях =)
PD: Могут ли shapers составить реальную конкуренцию фирмам-производителям сёрфов?
LF: Нет. Но и задачи такой перед shapers не стоит. Доска, сделанная руками, и, произведенная машиной (а так чаще всего производят доски многие известные фирмы) - две большие разницы. Могу провести параллель – в сноуборде лучшие профессиональные доски «для тех, кто понимает» делают вручную, но массовое производство на машинах в Китае. Результат ручного труда уникален, как и каждая из досок (пусть даже одной линейки), но это практически переводит их в разряд «произведений искусства». Доски, сделанные руками «живые», но не всем суждено это понять.
PD: Кстати, а сам ты катаешься на доске собственного производства? Если, нет, то почему?
LF: Я катаюсь только на досках, сделанных самостоятельно. Я рад тому, что у меня есть шанс самостоятельно оценить результат своих трудов, и я им очень доволен.
PD: Что это за чудо такое, сёрфинг под Санкт-Петербургом? =)
LF: Волны в Санкт-Петербурге есть, с оговоркой на то, что это так называемые «windy swells», то есть «ветровые волны». Ну и сезон в основном весна/осень при температуре воды от 15 и ниже. В городе есть группа энтузиастов (одержимых), катающихся на этих волнах. В прошлом году с переходом Алексея Чапа (одного из «наших») на лонгборд (моего, кстати, производства), у него пошел очень хороший прогресс, сейчас он однозначно лучший из активных «серферов» Санкт-Петербурга. У него удаются проезды по 30-60 метров по стенке, при условии достаточного, по меркам города, качества волн. К нему вроде как пытаюсь подтянуться по уровню и я, но пока что я слабоват. Серфинг для нас это веселье, которое мы можем получить всего в часе езды от города. Холод и ветер нас пока не останавливают.
PD: Что необходимо иметь и уметь для нормального сёрфинга под Питером?
LF: Необходимо иметь 2 гидрокостюма – длинный 3/2 на лето, длинный 5/4 (лучше 6/5/4) на осень/весну, неопреновые ботинки 5-7 мм, перчатки от 4 мм, hood от 3 мм, доску и огромное желание кататься вопреки холоду, ветру и некачественным волнам. Нужно быть слегка одержимым серфингом, но не в классической интерпретации «лето-жара-серф», а скорее «волны-стихия-свобода».
PD: На каких досках ты специализируешься? И почему?
LF: Лонгборды и вейксерфборды. Единственные 2 типа досок, на которых можно достойно кататься в городе Санкт-Петербург.
PD: Почему именно лонгборды и вейксерфборды лучше всего подходят для катания в нашем городе?
LF: Начиная с прошлого года, в Санкт-Петербурге появилось несколько коммерческих вариантов мест, где можно покататься на вейксерфе, соответственно, вполне разумно иметь в своей коллекции дощечку для такого рода времяпрепровождения. Серфовые доски не всегда хорошо подходят для вейксерфа, так как имеют большой рокер и чаще всего слишком велики.
Лонгборд в Санкт-Петербурге – возможность получить удовольствие от катания при любом шторме (большие ветровые волны, маленький безветровый свел). Более короткие доски требуют сильных штормов, а они случаются, в лучшем случае, по 5-7 раз в год, тогда как небольшие волны приходят гораздо чаще. Иметь лонгборд, это значит иметь возможность кататься гораздо большее число раз за сезон.
PD: Что, на твой взгляд, нужно сделать для того, чтобы сёрфинг, а, соответственно, и shaping в СПб развивались?
LF: Думаю, вряд ли, произойдет какое-либо развитие серфинга в Санкт-Петербурге. Для развития нужна массовость, но с каждым вновь приходящим человеком из числа «активных катальщиков» уходит один человек. Количество людей, занимающихся серфингом в водах Ладожского озера и Финского залива, практически постоянно на протяжении последних нескольких лет. Я не строю иллюзий на этот счет, волны в городе действительно специфичны, вода по-настоящему грязна и большую часть сезона очень холодна – катание здесь это удел немногих одержимых. Вполне возможно, что с повышением уровня катания «зрелищность» катания в городе возрастет и это сможет привлечь новых людей, но, как показывает опыт, лишь немногие останутся в «деле», большая часть новичков (даже при достаточных умениях в серфинге) прерывают свой опыт катания в Санкт-Петербурге уже после 1го катания.
И вообще: «Питерские серферы настолько суровы, что надевают гидрокостюмы не для того чтобы согреться, а чтобы вода вокруг не вскипела» ((с) Я) - и если ты не такой, не стоит даже пытаться заниматься серфингом в Санкт-Петербурге =)
Но я оптимист, у меня есть маленькая мечта – разрушить этот стереотип о том, что Санкт-Петербург не серфовый город =)
PD: Расскажи, пожалуйста, о том, каких вообще видов бывают сёрфы? Какие и для чего используются?
LF: Боюсь расползтись мыслью по древу, скажу просто – бывают большие и маленькие, а с использованием вообще беда, о которой в двух словах и не расскажешь =)
PD: Сильно ли изменилась технология производства бордов со времен «древних» гавайцев? =)
LF: Когда-то доски были цельнодеревянные (мода на них возвращается последние 3-4 года), но с 60-х годов они создаются из различных типов пеноматериалов (EPS, XPS, пенополиуретан) и покрываются стеклотканью с пропиткой из эпокси/полиэфирных смол.
PD: Что нужно для того, чтобы борд получился на самом деле хорошим?
LF: Опытный shaper. Но, на самом деле, как нет одинаковых людей, так нет и принципа определения «хорошей» доски. Каждый ищет что-то свое, и тут на помощь приходят shapers, которые реализуют пожелания конкретного заказчика.
PD: Леонид, на сегодняшний день реально зарабатывать изготовлением досок или это все-таки хобби?
LF: Зарабатывать?! Только не в Санкт-Петербурге! Это хобби.
PD: Для гавайцев, изобретших сёрфинг, изготовление сёрфборда было делом духовным…а сегодня, во время своей работы ты чувствуешь причастность к чему-то мистическому?
LF: Не думал об этом, я просто вкладываю всего себя в изготовление каждой доски.
PD: От чего при изготовлении сёрфа ты получаешь удовольствие? Какой момент в этом процессе для тебя самый важный?
LF: Наверное, все же я получаю больше всего удовольствия от сознания того, что все вышло именно так, как я изначально задумывал.
PD: Скажи, Леонид, бывают же моменты, когда хочется все бросить, когда ничего не получается? Что тебе помогает продолжать работать?
LF: Я никогда не останавливался на полпути, всегда довожу дело, которое начал, до конца. А поддерживает меня моя семья, жена и дочь.
PD: Такие твои упорство и целеустремленность – чья заслуга?
LF: Родители так воспитали.
PD: Часто ли ты сам катаешься? И где получается заниматься сёрфингом?
LF: Катаюсь не так часто, как хотелось бы. Получается заниматься серфингом только на Ладожском озере и Финском заливе, больше я нигде не серфил.
PD: Не было ли желание перебраться поближе к настоящим волнам? Тем более, что умение делать доски там пригодилось бы.
LF: Нет, я люблю Санкт-Петербург, не хочу уезжать.
PD: Наш традиционный вопрос: есть ли в твоей жизни место девизу? =)
LF: Как-то времени на его создание все никак не хватает =)))
PS друзья, получайте удовольствие от каждой минуты своей жизни и пусть свободное время остается только на крепкий и восстанавливающий сон!
Будьте счастливы! =)
PPS и в финале, как обычно, несколько картинок из жизни и работы нашего героя:
It's a surfing, baby, russian surfing.