Константин Шалев эйкей Квадрат: про скейтбординг, коллабы и XSA
Креативные мысли и руки XSA, артист с большими классными коллабами (смотрите сами: Flip Skateboards, Red Bull, «Юнион скейтборды», Footwork, Hot Wheels, Anteater), особым видением, чувством мира, дикой любовью к четырем колесам и его монолог: от первого скейта без шкурки до сотрудничества с брендом Flip под соусом жизненной философии.
Про 2000-е, жизнь и скейтбординг
Я встал на доску в 18 лет, достаточно поздно по чьим-то меркам. После первых просмотров видео с секретных пленок из игры Tony Hawk's Pro Skater был очень заинтересован, но не мог себе позволить попросить у родителей денег на новое увлечение. Я вырос в семье военного. Все полученное у нас было четко расписано, никто ничего особенно себе не позволял. Поэтому я никогда не брал у родителей деньги на свои скейты, прям ни разу. Понимал, что я могу себе позволить только то, что могу себе позволить. Звучит странно, но поверьте, в этот список точно не входил скейт. Другое дело, что меня это никогда особо не расстраивало. Я тогда ходил в музыкальную школу, изучал саксофон, правда, без особого погружения. Скорее, просто присутствовал на занятиях, заранее понимая, что это не приведет меня ровно ни к чему.
Уже на первом курсе универа, году в 2003 (Костя учился на факультете Архитектуры и дизайна) я впервые встал на скейт. Мы тогда с другом решили кататься. Знаешь, такое бывает? Вместе решаете и только один покупает себе доску. (Улыбается.) Я купил свой первый скейт в магазине спортивного оборудования «Вертикаль» недалеко от Драмтеатра. Это был собранный частями скейт с бланковой дэкой Vision Street без рисунка. Помню, в тот день у меня не хватило денег на шкурку, но я все равно пошел кататься. Насмешил всех, но я реально хотел кататься, мне было все равно. Тот мой друг в итоге увлекся музыкой и я продолжил занятия сам, начал знакомится с теми, кого видел со скейтом в городе.
«Скейтбродинг решил все, изменил меня. Он вытащил таблетку, как Морфиус, и я выбрал ту самую. Теперь ничего не будет иначе. Такие вот метафоры».
Со мной в универе учился мой хороший друг Коля Барабас, они с друзьями Вовой и Сашей решили открыть первый на южном направлении скейтшоп, тот самый PADVAL. Он же и настоял, чтобы я взял себе приличную «кочергу». Мы договорились встретиться в месте, где могли бы покататься после сделки. Помню, как он принес с собой две доски на выбор — обе ZERO, модели Smith с фотографией трюка на знаменитых ступенях. Разных размеров, само собой. Мне под подвески более-менее подошла та, что 7,75 дюймов. В те годы мы особо не выбирали, брали то что было в наличии по размеру. По сути, это была одна из первых продаж магазина PADVAL на выезде. Еще не существующего, но уже работающего. Позже ребята открыли свой первый шоп на Ставропольской.
Давалось мне все легко. Но не без усилий, конечно. Я чуть ли не спал со скейтбордом, брал его везде. Он был основным интересом выходить из дома. Мы созванивались с пацанами, встречались на Драме, катались. Там была хорошая плитка сбоку от здания. В основном чуваки угарали с меня и моих навыков. А я искренне хотел расти в их глазах, старался быстрее научиться трюкам, чтобы удивить и превзойти ожидания. В дальнейшем, наверное, потому, что мы проводили много времени вместе (мы буквально жили в скейтшопе: смотрели видео, делились историями и мечтали об одном), ребята отметили мои успехи на контестах, которые сами же устраивали. Они начали давать мне разный стафф. И это было не спонсорство, кое-что другое, что-то такое, что делается от души. Было очень приятно. Очень им благодарен.
Но самый пик моего развития в скейте случился, когда открылся крытый скейт-парк «Кости» в районе Стасова, где «Меридиан». Шутили тогда, что парк на самом деле называется «Костя», потому что Костя всегда был в парке. Это было первое место, похожее на настоящий скейт-парк с гранями и перилами в наклон. До этого мы ставили самодельные перилы с бордюров. Я в парке за пол года нормально так прокачался в гранях, по перилам, делал трансферы. Есть даже небольшой профайл оттуда.
«Я рос быстро еще и потому, что жестко вдохновлялся винтер видосами русской скейт-основы, старичков. Именно их катанием в крытых парках. Я даже не покупал абонементы в ''Кости'', просто выигрывал контесты и получал проходки».
О новых видосах узнавал в основном в Падвале, там мы на флешках обменивались файлами, которые смотрели вместе и дома. Из них я черпал вдохновение и понимание культуры в целом, да даже музыкальный вкус.
В магазин вместе с товаром в те времена приходило очень много промо-продукции: сочные наклейки, журналы, видео на дисках. Они всегда были необычно оформлены. Иллюстрацией я тоже заинтересовался благодаря скейт-продукции. Видишь всю эту красоту, чувствуешь как это круто и очень хочешь выражаться на таком же уровне. Но, чтобы заставить кого-то испытать подобные чувства от просмотра твоей работы, конечно, нужно постараться. В универе на два курса старше учился парень, который выиграл конкурс Mild Skateboards и нарисовал Какуше и Рунару их первые промодели. Это случилось так рядом со мной, что я заинтересовался.
Кумиров из телека у меня никогда не было. Мои кумиры всегда были и есть вокруг меня. Разница между тем, что происходит где-то там и тем, что рядом с тобой, колосальна. Я горжусь пацанами, вдохновляюсь ими. Можно видеть весь этот космический космос на видео, но он никогда не сделает с твоей душой то, что сделает прогресс человека рядом.
Контесты — это вообще любимое дело, я любил выигрывать. Желаю всем испытать это прекрасное чувство. Я постоянно катался и был готов с азартом принять участие в соревнованиях. Мне всегда было что показать. Были локальные соревнования — это одна тема, другая — поездки по краю.
Однажды мне удалось добыть заветный кубок «Snickers Урбании». Осуществил этой победой свою детскую мечту. В первый раз, помню, приехали на контест в Ростов, там уже работал первый Макдак. Мы с друзьями мощно объелись прям перед соревами и я ниче не смог сделать. Такое вот знакомство с Хэппи Милом. (Смеется.) В следующий раз третье место, по-моему, забрал. Потом второе и затем, наконец, выиграл. Причем краевые контесты всегда сопровождались коллективными выездами, на них гонял весь край, вся тусовка. Мы катились в одном вагоне, был субкультурный микс из всего, что происходило на Урбании — ролики, скейты, велики, рэперы… Одним словом, собирались все, кто только мог знать об этом событии. От туда по большей части мы все знакомы и следим за историями друг друга по сей день.
XSA, можно сказать, развивались параллельно со всей этой движухой. Все слышали про них, все вдохновлялись, никогда невозможно было выделить отдельного лица в их команде. Каждый выражал собой этот образ строителя парков и все уважали ребят. Было очень радостно слышать, что они что-то затевают. Это была реализация наших детских мечт — первые нормальные парки в России для нас, для райдеров. Как же круто и сейчас видеть в компании тех людей, с которыми мы били в том поезде. Ну и соревнования, конечно! XSA — это много культовых мероприятий. Одно из таких — Young Blood, контест для молодых, где я участвовал в роли судьи на некоторых этапах.
Про университет, первые и серьезные арт-коллабы
Изначально художественного образования у меня не было вообще. В школе все время рисовал в тетрадке, с детства хорошо лепил из пластилина, увлекался творчеством и мог очень надолго уйти в себя в этом процессе. В период окончания школы у меня, как и у многих других, болела голова от того, куда податься. Ничего из школьной программы меня не увлекало. Но я услышал от одноклассника про существование художественных вузов и заразился идеей.
Основания для обучения в университете на изобразительной профессии у меня как такового не было, никто в семье не занимался подобным и я не имел никакого представления о том, что есть живопись и академический рисунок. Я уже говорил, что не обучался в художественных школах. Мною двигало лишь понимание, что это мой шанс не заниматься тем, что мне вообще не заходит. Курс молодого бойца, пройденный за месяц, включал в себя годовую программу по подготовке к поступлению. Нарисовал я на вступительных экзаменах какую-то дичь, даже моему преподу не по себе стало. Но прошел в итоге. Все не зря. Повезло, что мой курс был, скажем, инновационным. То были первые наборы студентов. Все технари, супер точные ребята с академическим стилем, мастера прикладного искусства, учились на бюджете. А мы «стремительные» реализовывали их коммерческие мечты.
Ничего уникального во мне тогда не было, я умел разве что сопоставлять и быстро учился. Умел видеть красивое и максимально старался. Многому получилось обучиться и понять в процессе, времени у нас было предостаточно. Скейтбординг тоже влиял на то, что я делал в универе, я старался подкручивать его и этот особенный подход во многие моменты обучения. Все выбирали свои направления в зависимости от интересов, кто-то шел по заданному преподавателями шаблону, меня же интересовал скейтбординг.
На шестом курсе я в первый и последний раз устроился работать официально к своему преподавателю. Там получил свой первый доступ в Интернет, где смог найти интересные ресурсы для развития и дальнейшего заработка. Как оказалось, я сам того не понимая, активно создавал свое портфолио на Behance за счет постоянного рисования иллюстраций для онлайн-контестов.
Я могу отметить французский сайт LaFraise. На нем я познакомился со многими иллюстраторами мирового уровня, с некоторыми мы общаемся по сей день. На мою жизнь очень сильно повлиял Behance, именно он позволил мне соединиться со многими людьми и дать моим мечтам случиться.
Раньше иллюстрации можно было видеть лишь в журналах и книжках, которые нужно было покупать. А тут у тебя энциклопедия стилей, хороший фильтр для выбора направления в развитии. Через время я был удивлен и вдохновлен тем, что попал на первую страницу со своим проектом. Мне понравилось и я как будто бы понял механизм работы площадки, начал стараться вдохновлять людей самовыражаться. Это привлекло заказчиков, работа своевременно появлялась, но это были не просто быстрые проекты за деньги. А нечто более уникальное.
Одним из таких заказов был тот, что поступил мне от Джереми Фокса: «Привет! Видел, что ты рисуешь скейтборды, не хочешь попробовать что-то для Flip Skateboards?». Я вообще прозрел. В период игры в Тони Хоука всегда выбирал их доски, мне нравились дизайны. Вы что шутите?
Луан Оливейра с промоделью, которую нарисовал Квадрат
Я рисовал, например, промодель для нового тогда райдера бренда Луана Оливейра. Скорее всего, его первую. Тогда его еще мало кто знал. Забавно, что я остался в тени, ведь мировое сообщество узнало этого райдера позже и нашу коллабу заценили немногие. Но я рад даже просто осознавать к чему я успел приложить руку.
Была даже попытка перебраться поближе к бренду, в Америку. Меня приглашали работать во Flip, документально и все дела, но в 2008 году я получил отказ в визовом центре и больше не пытался. Видимо, не был готов, в первую очередь ментально. Всему свое время, я верю в это, не чувствую себя лишенным. Мне по факту здесь так хорошо, что больше никуда не хочется.
После старта активной работы с американцами меня заметили и русские, и там я уже не ограничивался в сюжетах, больше транслировал ценности бренда, понимал как это работает. Первыми русскими заказчиками скейт-графики у меня были «Юнион скейтборды», те самые пацаны из видео, которые мы засматривали. Эта же насмотренность помогла мне в представлении их образов и в выборе сюжетов для их промоделей.
Самое плотное сотрудничество по графике, иллюстрации и брендингу у меня сложилось с компанией Footwork — я отрисовал им три сезона от винтика до болтика. Замутил им полный ребрендинг и очень много уникальной детально проработанной и продуманной графики, которая до сих пор является основой их бренда.
Очень горжусь, что иногда привлекаюсь к работе студией графического дизайна Linkoln Design, в которой собраны сильнейшие иллюстраторы. Они создавали графику для скейтбордов, на которых катался и катается весь мир. Это позволило мн
«Мечта двигает мной, ветер дует в парус, а грань между мечтой и реальностью давно стерлась. Я люблю придумывать концептуальные идеи и кататься на скейте».
Моя любовь к графике не ограничена только скейтбордом, мне нравится весь экшн-спорт, его эстетика и стиль. В нем есть много прекрасных мест сосредоточения внимания, в которые можно разместить свое творчество.
В сноуборде я рисовал для американской компании Rome SDS серию детских моделей, сюжетом для которых стало мое визуальное восприятие музыкальных стилей. Испытал удачу сотрудничать с канадской компанией ENDEAVOR, выполнил для них две линейки в разные годы. Были серфы для американской компании TORQ, выполнил для них две иллюстрации. Круизеры East Coast, дизайны. Есть не совсем легальный в наших широтах бренд, который делает продукты из сухих цветов. Anteater, вдохновляющий меня своей причастностью к уличной культуре. Для Red Bull я кастомизировал шлем русского чемпиона. Есть коллаба с мотогонщиком Алексеем Наумовым, лютый тип, брендировали его команду. Делал поначалу очень много игр для App Store, реально много времени посвящал им. Но мои компаньоны преследовали другие цели.
Одной из моих мечт была работа с XSA, хотел выполнять графику для компании. Я понимал, что в этой компании собрано все, что мне нравится. Весь мой опыт идеально подходит для сотрудничества и я многое могу дать ребятам — это отдельная большая тема. У меня очень много задумок и уже реализованных иллюстраций, которые ждут своего времени. Хочу посвятить время созданию оснований для их реализации. Я достаточно много времени провел в компании, вдохновляясь и выполняя разные задачи, стараясь развивать ее визуальный уровень и код. У меня особая любовь к созданию графики для контестов и к самой культуре мероприятий. Хочется позволить молодым дать почувствовать то, что чувствовали мы в поездках на соревнования.
Фото: личный архив Кости