ПО ТУ СТОРОНУ ОБЪЕКТИВА: «ФРЕНЧ ФРЕД», ОН ЖЕ ФРЕД МОРТАНЬ
Что-то из его творчества вы точно видели — классику скейтовых видео Menikmati, Bon Appétit и Sorry (новаторских и нетипичных для своего времени) или черно-белые фотографии, в сюжетах которых скейтбординг в сочетании с монументальной архитектурой города порой выглядит очень необычно и сюрреалистично. Мы сделали мэшап из разных интервью Фреда, чтобы рассказать о его жизненном и творческом пути.
Когда ты впервые навел камеру на скейтера? Это была видео или фотокамера?
Точно видеокамера. Думаю, примерно в 1992 году. Мои родители работали на французском телевидении и мы могли арендовать технику, что-то вроде VHS камеры. Она была реально громоздкой и неудобной, зато мы могли взять ее, например, на выходные. Впервые я начал снимать в Hôtel de Ville, конечно! (Культовое стритовое место в Лионе— большая площадь перед администрацией, на которой много перил, скамеек и других уличных фишек). Сразу же после того, как ее построили. До этого все просто катались в скейт-парках, но открытие плазы ознаменовало новую эру — все собирались на HDV (Аббревиатура Hôtel de Ville).
И никто не возражал, что вы сразу же появились там со скейтами?
Проблем не было. И даже спустя пару лет, когда мы сломали некоторые леджи, они просто пришли и починили их, все.
Невероятно! Так на каких скейт-видео ты вырос и какие на тебя повлияли?
Я ходил в ABS скейтшоп, они разрешили мне смотреть все новые видосы в их закрытом офисе. Думаю, они понимали насколько сильно я был погружен в эту тему, поэтому дали мне такую возможность. Так что я подсел на просмотр роликов и очень старался не пропустить ни одного. На первых порах я обращал внимание на то, как видео были сняты и обработаны, а еще на то, как музыка в них была сплетена со скейтбордингом. Но когда в итоге я понимал насколько все в видео связано друг с другом, я реально наслаждался. Так я и захотел снять что-нибудь самостоятельно.
Твои первые видео (Fireworks, например) сильно опережали время. Как ты думаешь, многие в индустрии осознавали что происходит и смотрели твои ранние ролики?
Думаю, Джей Би (Речь о райдере Джей Би Джиллете из Fireworks) растащил Fireworks повсюду. Но сначала я реально снимал ролики местного масштаба. Имею в виду, что изначальной моей мотивацией было делать видео, которые помогут локалам найти спонсоров. Однажды мы встретили парня, уже не помню его имя, он точно был американцем и, кажется, работал в Transworld. Я сказал ему, что в Лионе много хороших райдеров, а затем спросил: «Что я могу сделать, чтобы их стали спонсировать?» Он предложил мне снимать видосы и отправлять их всюду. Так что, да, в этом была моя первая мотивация, и примерно в это же время начал выходить 411 Video Magazine. Мне объяснили, что это длиннющее видео со всеми видами каток и скейтерами. А спустя несколько выпусков у них появилась рубрика World Report, они путешествовали по миру, снимали контесты. Джей Би тоже ездил на эти контесты и я очень ждал, когда увижу его в 411, но не вышло. Там показывали только топовых про райдеров. Я сильно расстроился, считал, что он должен был быть в этих роликах. Так мы решили снять собственные фильмы и скинуть уже отснятый материал в 411VM.
Правда, первые попытки забраковали, сказали что они крутые, но недостаточно качественные для размещения. Мы оставались на связи с командой проекта и это послужило для меня хорошей дополнительной мотивацией, они поддерживали меня: «Все круто, ваши скейтеры крутые, продолжай в том же духе!».
Когда ты понял что можешь зарабатывать на жизнь съемками?
Когда начал снимать, я понял, что никогда не смогу кататься так же классно, как некоторые райдеры. Зато, когда делал видео, я понимал что я один из первых, кто занимается этим в Европе: «Я в нужном месте. Впервые в жизни я делаю что-то, что не делает никто другой… так что буду выкладываться на все 100%». Поэтому я был полностью увлечен скейтбордингом и съемками. Около пяти лет снимал и вообще не зарабатывал ничего. У меня была только поддержка родителей и локального скейтшопа. Но я все равно продолжал, ходил на контесты и ловил всех и все вокруг. Примерно в это же время 411VM прислали мне камеру. Затем я встретился с командой Etnies и не без труда начал с ними сотрудничать, поехал в свое первое путешествие в США, там снял еще и для Emerica, так и закрутилось.
Скейт видео и фото — это одно и то же для тебя? Подходишь ли ты к ним по-разному?
Очевидно не одно и то же, это абсолютно разные вещи, и я занимаюсь ими как раз поэтому. Но в то же время они дополняют друг друга. Ты не можешь показать одно и то же используя только один из этих методов… понимаешь что я имею в виду?
Ага.
Я пытаюсь совместить их, когда это возможно. Как когда я делал Hybridation. Я хотел видеосъемку в стиле фотографии. Сложно делать такие вещи, но мне нравится пробовать и находить другие варианты, новые комбинации. Я давно знал, что не смогу выбрать что-то одно. И я всегда удивляюсь, даже полагаясь на свой опыт, тому, как некоторые «фотографы» и «кинематографисты», умудряются делать и то, и другое…
Немного странный вопрос, но есть ли у тебя какие-то правила относительно вещей, которые тебе не нравятся в съемке?
У меня был готов ответ с первых секунд твоего вопроса, я собирался сказать: «не существует никаких правил».
Ок, тогда скажи на что сняты все эти кадры?
Большинство фото сняты на монохромную Leica, она была у меня около двух или двух с половиной лет. Работать с такими брендами круто, потому что они с пониманием относятся к твоему творчеству и скейтбордингу в целом. Это хорошо, так эту культуру откроют для себя и те, кто к ней непричастен. Хорошо, если люди вне скейтбординга кайфанут от моих фотографий.
Согласен, они увидят его гораздо более красивым и глубоким, чем по телеку…
Да, точно, и это реально крутое комбо, потому что они получат новый экспириенс и, надеюсь, удовольствие, даже если никогда не интересовались скейтбордингом. На самом деле, я реально удивлен тем, как людей трогают мои фотографии, их вешают в домах. Учитывая, что эти люди зачастую никак не относятся к скейтбордингу, это «вау».
Я правда счастлив. Это как раз одна из тех основных вещей в моей работе, которую я стараюсь делать — убедиться, что фотографии нравятся и принимаются самими райдерами, и доступны тем, кто вне этого. Я всегда стараюсь выдержать этот баланс.
В твоих фотографиях много улицы, она нравится тебе больше всего?
Я снимаю разные вещи, не только скейтеров. Это освежает. И я не могу снять сотни райдеров, продумав все так, чтобы фотографии совсем не пересекались, рано или поздно они начнут выглядеть одинаково. Мне интересно переносить некий «скейт-подход» и на другие вещи тоже. Например, когда скейтер смотрит на город, он видит его совсем иначе, так, как не могут другие люди.
А ты сам смотришь на уличную фотографию глазами райдера и наоборот — на скейтбординг глазами уличного фотографа?
Так и есть. Мне нравится сочетать эти взгляды, делать и то, и другое. Вот почему я могу привнести иной подход к скейтбордингу и создать свежие образы. Когда в скейтбординге появляются большие тенденции, вы склонны делать то же самое, потому что это вдохновляет и это единственное, что вы видите вокруг. Но всегда полезно освежить свой разум и глаза другими вещами.Что повлияло на тебя, как на фотографа?
Дело даже не в том, что оказало влияние, больше, наверное, в моем ощущении того, что я сам хотел выразить и чем поделиться с людьми. В скейтбординге мы снимаем видео определенным образом, журналы у нас тоже определенного формата, потому что мы фокусируемся на действии. Но скейтбординг намного глубже и больше, чем просто действие. Сосредоточившись на видео, которое всегда про перфоманс, я забыл про еще одну сторону скейт-культуры — эстетику.
Когда я начал фотографировать, я понятия не имел что это такое, не знал никаких других фотографов, кроме фотографов-скейтеров. Конечно, на меня оказал влияние Дэн Стерт, его фотография действительно отличалась от остальных, была очень прогрессивной и творческой. Он очевидно пытался привнести что-то новое в культуру. Возможно, он был первым парнем, чья работа показала мне, что в скейтбординге есть и другие вещи, на которые стоит обратить внимание. Но когда дело доходит до уличной фотографии, я как бы позволяю себе расслабиться. У меня есть несколько идей о визуальных эффектах, которые я ищу, но я руководствуюсь вдохновением и просто гуляю вокруг.
В ролике-бэкстейдже со сьемки с Чарльзом Коллетом для твоей книги Attraper Au Vol видно, что ты искал новые кадры прямо на месте. Всегда так происходит или иногда у тебя есть уже заготовленные идеи для съемки?
Все по разному, опять же… не существует никаких правил. В данном случае у меня уже был кадр в голове, мы пришли и сняли его. Но затем я осмотрелся вокруг и нашел новые идеи, которые показались мне даже более интересными, в итоге я потерял интерес к тому, что изначально задумывал. Поэтому вернуться на спот, если это возможно, и поискать новое видение — всегда хорошо. Например, та самая плаза в Лионе, на которой я начал снимать больше двадцати лет назад. В одной из моих книг опубликована фотография, которую я снял со здания, на ней вид сверху на плазу. Я никогда не задумывался об этом ракурсе раньше. Получается, мне потребовалось двадцать лет, чтобы увидеть что-то новое в споте, который я знал от и до. Я думаю, что если другие фотографы придут на то же самое место, то они увидят совершенно иные картинки.
Иногда, когда я смотрю на чужие фотографии спотов, я думаю: «Вау, классная фотка! Почему я об этом не подумал?» Я всегда был поражен тем фактом, что все мы видим совершенно по разному, даже если смотрим на одно и то же. Кажется, что нового можно снять у Эйфелевой башни? Никаких вариантов. Как минимум потому, что ее снимали миллионы раз, но нет! Все еще существуют идеи и ракурсы, все еще можно снять реально хорошие кадры… даже сегодня. Просто нужно оставаться открытым и любопытным.
Ты говорил, что на твоих фотографиях не всегда запечатлены сложные трюки, но, тем не менее, все они выглядят супер. Что ты вообще ищешь в фотографии?
В идеале я бы хотел снимать сложные трюки. Потому что снимать только кикфлипы и бэксайд флипы — значит рано или поздно начать повторяться. Но по мне, я делал все максимально естественным образом. Я не был фулл-тайм фотографом, поэтому приспосабливался к условиям, в которых находился: ограниченное время и тому подобное. В каком-то смысле это даже хорошо, потому что, например, в журналах мы редко такое видим. Маркетинг не обошел скейтбординг стороной, компании соревнуются между собой, каждый старается быть лучше.
Многие годы индустрия становится все больше и больше, но ведь скейтбординг не только про это. Он так же про то, чтобы веселиться с близкими, он во многом про стиль, это суперважно. Но в медиа или на видосах мы как будто забываем об этом, потому что там все дело именно в действии. Было нелегко публиковаться в журналах, потому что реально долгое время они не особо хотели показывать легкие трюки. Они хотели транслировать сложные, почти грандиозные штуки. Сегодня все меняется и это круто.
Какие настройки ты используешь? Или это все просто Leica?
Чаще просто Leica и никаких вспышек, ничего. Этого хватает, в фотоаппарате есть все, что мне нужно. Я не техногик, когда дело касается фотографии. Долгое время я был просто фотографом-любителем, просто занимался этим параллельно с видеосъемкой. Я даже вспышку с собой не брал, потому что у меня и так было слишком много оборудования, а еще не было времени ничего настраивать, приходилось работать быстро. Так что в основном минимализм в моей работе обусловлен этим, но мне это подходит. Мне нравится естественный свет, я не понимаю как настроить вспышку так, чтобы все в итоге выглядело хорошо. Я знаю какие-то базовые вещи, но не слишком глубоко, занимаюсь своим делом.
А почему ты выбрал именно черно-белую фотографию?
Я долго снимал и цветные фото, но со временем я естественным образом перешел на черно-белый, потому что это выглядит максимально мощно. Он отлично сочетается с композицией и создает тот визуальный стиль фотографии, которого я всегда хотел достичь. Мне очень нравится черно-белый. Он делает фотографию более артистичной, добавляет ей какой-то художественный оттенок. Он уносит далеко от реальности и я стараюсь дополнительно создать сюжеты, которые бы выглядели немного сюрреалистично и странновато. Если я использую цвет, то вы останетесь в коннекте с реальностью, не сможете путешествовать ментально. Ведь черно-белый не подвластен времени. Иногда ты даже не понимаешь когда именно была снята фотография.
Когда я был ребенком, меня всегда интриговали черно-белые фильмы. Смотришь все эти старые картины и не можешь представить, что реальность тех людей была такой же, как сегодня. Я тогда думал, что в 1900-х вся жизнь была черно-белой. Так же и в моей фотографии, в ней всегда есть небольшая странность и она всегда остается в стороне от реальности.
Источники: Frenchfredstudio, Free Skate Magazine, SOLO Фото: FRED MORTAGNE