Продолжаем делиться с вами главами из книги «Скейтбординг в условиях городской среды»
Автор книги — Фредрик Ангнер, скейтбордист, ландшафтный архитектор с богатым опытом работы в сфере дизайна и проектирования скейт-парков, а также член Шведской некоммерческой скейтборд организации, цель которой — превращение Стокгольма в дружелюбный и максимально открытый к скейтбордингу город. Фредрик исследовал природу скейтбординга и написал об этом книгу, чтобы: — предоставить более глубокое понимание того, как можно интегрировать скейтбординг в условия города через архитектурные решения и умный дизайн; — показать, какие выгоды дают городу различные скейт-пространства; — настроить диалог между уличной культурой и государством Мы считаем, что в нашей стране о таких вещах говорить важно и нужно. В целом, все описанное можно применить и к любой другой дисциплине — BMX, MTB, aggressive inline, т.к в сердцевине исследования — катающийся, использующий город как спот. Чтиво будет интересно как самим райдерам, так и тем, кто хочет посмотреть на мир глазами людей, для которых трюки, скольжения и катание — неотъемлемая часть жизни. Сегодняшний отрывок посвящен теории скейтбординга и особому взгляду скейтеров на окружающее пространство.
Теория городского скейтбординга.
Сверхархитектурное пространство и переосмысление понятий
Стараясь описать процесс катания и его суть, такой автор как Иэн Борден сделал серьёзный шаг в исследовании природы скейтбординга.
В своей работе «Скейтбординг, пространство и город: архитектура и тело» (2001), он сосредотачивается на том, как соотносятся между собой скейтбординг и пространство. В начале своей книги Борден оспаривает существующие подходы к истории архитектуры.
Опираясь на идеи таких философов как Мишель Фуко и Анри Лефевр, он расширяет имеющуюся трактовку пространства, предлагая рассматривать его как источник трёхстороннего диалога:
пространство — время — пользователи.
Помимо этого, он углубляет понятие архитектуры, трактуя его не просто как совокупность объектов, а как процесс.
Согласно Бордену, скейтбординг можно рассматривать как процесс, в котором создается определённое пространство из комбинации катающегося, скейтборда и местности (т.е архитектурных сооружений). Все эти элементы он объединяет в такое понятие как «сверхархитектурное пространство».
В этом случае роль скейтеров заключается в том, что они открывают совершенно новые и нетипичные способы использования тех или иных архитектурных конструкций; к примеру, привычные нам перила, выполняющие базовую функцию поддержки, для катающихся в стриту являются сооружением для скольжения.
Апроприация и критика современного города
По Бордену, то, каким образом райдеры переосмысляют городские пространства, можно воспринимать как камень в сторону состояния современного города — его традиционно заданному облику дается новое толкование и новый смысл, заключенный в радости и иных потребительских ценностях.
Руководствуясь в своем анализе скейтбординга идеями Лефевра, Борден утверждает, что скейтеры приспосабливают общественные места, на протяжении долгого времени находящиеся в руках капитализма, под собственные нужды и интересы.
Именно это, зачастую, и создает почву для политизированного конфликта, который то и дело возникает между уличным скейтбордингом и власть имущими, ведь с точки зрения экономической ценности скейтбординг ничего не даёт и не производит.
Борден полагает, что в этом и заключается критическое отношение скейтбординга к современному городу, к его установленным правилам и образу жизни: в противовес практической ценности общественных мест он ставит обмен ценностями между участниками пространств.
Гетеротопия
Утверждается также, что когда уличные скейтеры вдохнули в привычные места новые смыслы, они тем самым создали так называемые архитектурные гетеротопии — параллельные пространства к уже существующим местам в городе.
Термин "гетеротопия" был впервые введен в оборот философом и теоретиком культуры Мишелем Фуко в его работе «Другие пространства». Он обозначает пространства, которые могут существовать в различных своих проявлениях и использоваться в моменте не по своему прямому назначению, а вопреки ему.
Городское фланирование
Катание в условиях города можно сравнить с идеями направления под названием «психогеография», появившегося в 1960-е годы XX века во Франции в рамках движения Ситуционистского интернационала.
Психогеография изучает психологическое воздействие среды на человека и содержит в себе определённые исследовательские практики, помогающие в познании города.
Например, «дрейф» — то есть «бесцельное» шатание по городу в попытке осознать и зафиксировать ощущения и идеи, вызываемые конкретными урбанистическими пейзажами. Французские ситуционисты будто перевоплощаются в современных райдеров с тем, чтобы переосмыслить окружающую среду и взглянуть на неё иным взглядом.
Зрительное восприятие скейтеров
Благодаря особому взгляду на мир, райдер постоянно сканирует город для того, чтобы найти места подходящие для катания. Существует даже мнение, что катающиеся имеют свой особый архитектурный взгляд, который фиксирует нераскрытый потенциал общественного пространства.
Ниже представлены самые распространенные формы и объекты, которые райдеры обычно ищут среди предметов городского пространства.
Несмотря на то, что подобных объектов существует намного больше и они зачастую не подчинены никаких правилам (скейтер может выбрать любую понравившуюся ему поверхность), такая категоризация поможет понять, какие формы интересуют катающихся больше всего.
В то время как одни видят здесь скамейки, райдер видит грайнд-бокс: