«Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания» (63-107)
63. Царица Семирамида
После 3500 г. до н. э. индоевропейцы начали завоевывать шумеров. Хетты, лувийцы, скифы, киммерийцы, мидийцы, фригийцы, лидийцы бились друг с другом насмерть, создавая недолговечные царства, которые в свой черед исчезали с лица земли.
Около 700 г. до н. э. ассирийцам, одному из индоевропейских народов, удалось, прибегнув к террору, основать прочное государство. Там появилась на свет девушка, которой была уготована необыкновенная судьба. Она родилась на берегу Средиземного моря, вблизи современного Ашкелона (Израиль), и была брошена в пустыне, где, согласно легенде, которую она сама и сочинила, ее выкормили голуби. Ее подобрали пастухи, а позже она соблазнила Оннея, наместника Ассирии, стала его женой и последовала за ним ко двору государя. Там она очаровала царя Нина и под именем Семирамида стала царицей Ассирии. Она приказала отравить своего мужа и выстроила в его честь огромный мавзолей.
Царица Семирамида мирно правила одной из самых великих империй того времени. Она основала на берегах Евфрата Вавилон, начала строительство великолепных памятников. Ее «висячие сады» стали одним из семи чудес Древнего мира. Однако, не утолив жажды славы, Семирамида начала завоевательные походы и завладела Египтом, Мидией, Ливией, Персией, Аравией и Арменией. В конце концов ее армия была разгромлена на берегах Инда.
Семирамида безраздельно правила сорок два года, основала одну из первых великих империй, славившуюся военными победами, высокой культурой и произведениями искусства, и, наконец, уступила трон своему сыну Нинию.
Цари, правившие после Семирамиды, презирали женщин и последовательно уничтожали воспоминания о периоде ее правления, чтобы никто не мог сказать, что им так и не удалось превзойти царицу.
64. Эхнатон
Его звали Аменхотеп IV, но он велел называть себя Эхнатоном, что означает «угодный Атону», богу солнца. Он был первым фараоном-монотеистом и правил с 1372 по 1354 г. до н. э.
Немногочисленные дошедшие до нас статуи изображают его человеком высокого роста, с вытянутым лицом, миндалевидными глазами, ясным взглядом и пухлыми губами и бородой цилиндрической формы.
Нередко рядом с ним изображают его супругу Нефертити с короной на голове. Это свидетельствует о том, что Аменхотеп даровал ей статус, равный собственному. Говорят, что именно она предложила провести реформы.
Эхнатон начал модернизировать египетское общество, он решил создать новую империю. Он сверг главное египетское божество Амона-Ра, бога с бараньей головой, и возвел на его трон Атона, бога солнца, объявив его единственным богом. Произошла религиозная революция, сопровождавшаяся политическим переворотом.
Фараон лишил город Уасет (греки позже называли его Фивами), которому покровительствовал Амон, статуса главного города страны и перенес столицу в Ахетатон, посвященный богу Атону (ныне Тель-эль-Амарна).
Слово «атон» означает свет и тепло, а также справедливость и энергию жизни, которая пронизывает вселенную. Эхнатон ввел в свое правительство нубийцев и евреев. «Атон» несомненно происходит от слова «адон» или «Адонаи», которое было одним из имен Бога на древнееврейском языке. В искусстве наступило время реализма, появились первые изображения людей в кругу семьи, картины повседневной жизни вытеснили батальные сцены и религиозные сюжеты, которые прежде вдохновляли художников.
Знать быстро приняла «единого и великого бога», заменившего пантеон богов, имевших узкую специализацию. При Эхнатоне власть египетской империи простиралось от современной Эфиопии до юга Турции. Фараон велел построить для себя гробницу таким образом, чтобы лучи солнца освещали все сооружение.
Однако на пороге уже стояла война. Принц Риб Адди прислал из Библа (на территории современного Ливана) зов о помощи: его владения были атакованы кочевниками, пришедшими из пустыни. Эхнатон, занятый строительством столицы и государственными делами, ничего не ответил. Он также никак не отреагировал, когда индоевропейцы-хетты, пришедшие вслед за племенами хабиру, захватили его северные города. Когда Дамаск, Каднеш и Катна пали от рук захватчиков, Эхнатон наконец собрался послать навстречу врагу армию, но было слишком поздно.
Воспользовавшись военными неудачами фараона-монотеиста, жрецы Амона осмелились обвинить его в ереси. В 1340 г. до н. э. военачальник Ахореб возглавил государственный переворот. Эхнатон был убит, а Нефертити вынудили вновь поклониться богу с бараньей головой. Новую столицу стерли с лица земли и уничтожили почти все изображения «фараона-отступника» и надписи, в которых упоминалось его имя.
65. Милет
Милет – город, расположенный в области Иония в Малой Азии. Здесь зародилось научное движение, представителями которого были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Их объединяло то, что все они выступали против древней космогонии Гесиода, утверждавшего, что мир создан богами, имеющими человеческий облик. У милетских философов было другое представление о священном, оно подсказывало им, что следует отвергнуть антропоморфизм и искать божественный принцип в природе. По мнению Фалеса, бог был водой, Анаксимен считал, что он – воздух, Анаксимандр полагал, что бог безграничен. Четвертый философ, Демокрит, родившийся в середине V в. до н. э., утверждал, что вселенная состоит из атомов, которые произвольно перемещаются в пространстве. При их сближении возникают различные миры, таким же образом возник и человек.
Позже, в Афинах, расположенных к западу от Милета, Сократ и его ученик Платон, воспитанные в традициях милетской школы, стали основоположниками греческой философии. Чтобы лучше понять мир, в котором живет и развивается человек, Сократ сравнил его с пещерой. Он считал, что обычный человек напоминает пленника, который сидит в пещере спиной к выходу и не может разорвать оковы своего ничтожного существования. Пленник видит на стенах тени освещенных предметов, движущихся за его спиной, и считает, что тени и есть реальность. Однако это лишь иллюзии. Если пленника освободить и заставить обернуться, увидеть предметы, которые отбрасывают колеблющиеся тени на стены пещеры, а также огонь, которым они освещены, он придет в ужас. Если затем подтащить его к выходу из пещеры, чтобы он увидел настоящий свет, это причинит ему боль, он ослепнет. Но если он продолжит свой путь, то научится смотреть прямо на солнце, истинный источник света.
Сократ считал, что пленник в пещере – это философ. Если он обернется к выходу из пещеры и расскажет сидящим рядом о том, что видит, никто не поверит ему, и те, кого он стремился освободить от лжи и иллюзий, предадут его страшной участи.
В 399 г. до н. э. Сократа обвинили в безбожии и развращении молодежи. Его заставили выпить цикуту, сильный яд.
66. Шумер и одиннадцатая планета
На шумерских табличках встречается упоминание об одиннадцатой планете Солнечной системы. По мнению исследователей Ноа Крамера, Джорджа Смита (Британский музей), а позднее и русского археолога Захарии Ситчина, шумеры называли ее Нибиру. Период ее обращения по очень широкой эллиптической орбите составлял 3600 лет. Планета, расположенная на наклонной оси, двигалась по своей орбите в сторону, противоположную движению других планет. Нибиру пересекла всю Солнечную систему и некогда вплотную приблизилась к Земле. Шумеры считали, что на Нибиру существует внеземная цивилизация, там живут ануннаки, что в переводе с шумерского означает «сошедшие с небес». На табличках есть записи о том, что они очень высокого роста, от трех до четырех метров, и продолжительность их жизни составляет несколько столетий.
400 тысяч лет назад ануннаки почувствовали приближение климатического катаклизма, грозящего страшным похолоданием. Ученые предложили распылить золотую пыль в верхних слоях атмосферы, окружающей планету, чтобы создать защитное облако. Когда Нибиру достаточно приблизилась к Земле, ануннаки сели в свои космические корабли, выглядевшие как длинные сужавшиеся впереди капсулы, извергавшие пламя из задней части, и под командованием капитана Энки приземлились в районе Шумера. Там они построили астропорт, названный Эриду. Не найдя там золота, они начали искать его по всей планете и наконец нашли в долине на юго-востоке Африки, в центре области, расположенной напротив острова Мадагаскар. Сначала рабочие-ануннаки под руководством Энлиля, младшего брата Энки, строили и разрабатывали рудники. Но вскоре они взбунтовались, и ученые-инопланетяне во главе с Энки решили при помощи генной инженерии создать слуг, выводя гибриды на основе приматов Земли. Так 300 тысяч лет назад появился человек, единственным предназначением которого было служить инопланетянам. В шумерских текстах говорится, что ануннаки быстро заставили людей уважать себя, ибо у них был «глаз, расположенный очень высоко, который видит все, что творится на Земле», и «огненный луч, пробивающий любую материю». Добыв золото и закончив работу, Энлиль получил приказ уничтожить человеческий род, чтобы генетический эксперимент не нарушил естественного развития планеты. Но Энки спас нескольких человек (Ноев ковчег?) и сказал, что человек заслужил право жить дальше. Энлиль рассердился на брата (возможно, эта история пересказана в египетском мифе – роль Энки досталась Осирису, а Энлиль стал Сетом) и потребовал созвать совет мудрейших, который позволил людям жить на Земле.
100 тысяч лет назад ануннаки впервые стали брать в жены человеческих дочерей. Они начали по капле передавать людям свои знания. Чтобы поддерживать связь между двумя мирами, они создали на Земле царство, правитель которого был посланником с Нибиру. В его обязанности входило передавать людям сообщения, полученные от ануннаков. Чтобы пробудить в себе внеземную составляющую, цари должны были употреблять волшебное вещество, которое, кажется, представляло собой менструальные выделения цариц ануннаков, содержавшие инопланетные гормоны.
Во многих ритуалах других религий встречается символика этого странного обряда.
67. Пророчество Даниила
В 587 г. до н. э. вавилоняне во главе с царем Навуходоносором завоевали древних евреев. Первый храм был разрушен, а иудейский царь Иоаким и 10 тысяч представителей знатных семей были угнаны в Вавилон в рабство.
Ночью Навуходоносору приснился странный сон, который он никак не мог вспомнить, и никто из его толкователей не мог ему помочь. Услыхав о молодом еврее из знатного рода, хорошо толкующем сновидения, Навуходоносор послал за ним.
Юношу звали Даниил, и он рассказал царю, что тот видел во сне истукана с золотой головой, руками и грудью из серебра, животом и бедрами из бронзы, ногами из железа и ступнями из глины. Глиняные ступни трескались и крошились, и истукан вот-вот должен был упасть.
Навуходоносор вспомнил свой сон, пришел в восторг и потребовал истолковать его. Даниил объяснил, что золотая голова означала владычество вавилонской империи. Серебряная грудь означала приход следующего царства (можно предположить, что это было пророчество об объединении Мидии и Персии – 539–331 гг. до н. э.). Живот и бедра из бронзы означали второе царство (судя по всему, царство греков, захвативших весь Средиземноморский бассейн – 331–168 гг. до н. э.). Железные ноги означали третье царство (римляне управляли этой областью с 168 г. до н. э. по 476 г. н. э.). Глиняные ноги – это царство, построенное простым человеком, мессией. (Этот сон позже был проанализирован христианами, которые пришли к выводу, что это пророчество о Христе. Две ноги символизируют раскол между христианским Римом и христианским Востоком, а десять пальцев на ногах в Средние века считали прообразом десяти христианских царств.)
Даниил объяснил, что глина хрупкая, но из-за нее рухнут все царства из металла.
Пророчество Даниила, который предсказывал наступление глиняного царства после того, как страну евреев захватит железная империя (римляне), вызвало появление сотен самозваных мессий. Большинство их них казнили римляне, которые также знали о пророчестве Даниила и не хотели, чтобы их железная империя рухнула.
68. Ответ геи
Вопрос, откуда появляются стаи саранчи, огромные как тучи, долго оставался без ответа. Миграции этих стай не относятся к обычным природным явлениям. Это следствие слишком бурной сельскохозяйственной деятельности человека. Огромные площади засеваются одной и той же культурой, и насекомые, паразитирующие на этой культуре, стали в огромных количествах скапливаться в одном и том же месте и, естественно, быстро и неудержимо размножаться. До вмешательства человека саранча была безвредным насекомым, которое не собиралось в огромные стаи. Но на попытки человека изменить природу она ответила по-своему.
Если человек взрывает атомные бомбы, калечащие земную кору, Гея отвечает землетрясениями. Если человек перерабатывает нефть, черное золото Земли, в токсичные испарения, которые скапливаются в удушливые облака, Земля отвечает повышением температуры. Это вызывает таяние ледников, наводнения.
Человек еще не понял, что его родная планета отвечает на каждый его вызов, и удивляется, когда происходит то, что он называет «природными катастрофами», которые на самом деле «катастрофы искусственные», и происходят они потому, что он не умеет вести диалог со своей планетой.
69. Геракл
По-гречески Геракл (Геркулес по-латыни) означает «слава Геры». Он появился на свет после того, как Зевс овладел Алкменой, явившись ей в образе ее супруга.
Придя в отчаяние от неверности Зевса, Гера послала двух змей, чтобы они задушили ребенка, но новорожденный младенец был уже достаточно силен и убил их.
Когда Геракл вырос, Гера, с рождения ненавидевшая его, наслала на него безумие. В помрачении рассудка Геракл убил восьмерых собственных детей. Когда к нему вернулся разум, он пожелал очиститься от совершенных преступлений и обратился к Дельфийскому оракулу. Пифия объявила Гераклу, что он должен двенадцать лет служить своему двоюродному брату тирану Еврисфею и выполнять все его приказания.
Геракл победил немейского льва, шкура которого была толще любого щита. Он не смог убить чудовище ни дубиной, ни стрелами, ни мечом и тогда задушил его голыми руками.
Убил лернейскую гидру, чудовище с телом собаки и девятью змеиными головами.
Укротил керинейскую лань с медными копытами и золотыми рогами, ускользнувшую от богини Артемиды, когда та была еще ребенком.
Победил эриманфского вепря.
Вычистил авгиевы конюшни.
Истребил стимфалийских птиц.
Поймал критского быка.
Убил коней фракийского царя Диомеда, который бросал им на съедение чужеземцев.
Добыл пояс царицы амазонок Ипполиты.
Украл стадо у Гериона, считавшегося самым сильным человеком на земле.
Принес золотые яблоки из сада гесперид. Эти плоды росли на яблоне, которая принадлежала Гере. Это был свадебный подарок Геи супруге царя богов.
Поймал чудовищного пса Цербера. Этот двенадцатый, самый трудный подвиг, заключался в том, что Геракл должен был привести Цербера из подземного царства Аида. Мусей, сын Орфея, посвятил Геракла в Элевсинские мистерии, чтобы тот сумел проникнуть в подземное царство мертвых.
70. Отбор
Вербуя будущих шпионов, ЦРУ, Центральное разведывательное управление, пользовалось и такой, совсем простой методикой. В газетах появлялось объявление о наборе персонала. Никакого конкурса, анкет, рекомендаций, резюме. Всякого, кто заинтересовался объявлением, приглашали явиться в офис к семи часам утра. В зале ожидания собиралась сотня претендентов на место. Они ждали целый час, но за ними никто не приходил. Время шло. Проходил еще час. Наименее настойчивые уставали и, недоумевая, зачем их напрасно побеспокоили, уходили, выражая недовольство. К 13 часам дверью хлопали не меньше половины кандидатов. К 17 часам оставалась четверть пришедших утром. К полуночи оставались один-два человека. И их автоматически принимали на работу.
71. История о свиньях
Стараясь улучшить вкус мяса, некое объединение торговцев свининой обратилось за помощью к химику, профессору Дантцеру из Бордо. Мясники обратили внимание, что свинина приобретает все более ярко выраженный привкус мочи и становится непригодной для употребления. Профессор Дантцер провел исследования на бойнях и нашел причину. Свиньи, чье мясо сильнее пахло мочой, яснее других понимали, что их ждет, и испытывали перед смертью сильный страх.
Профессор Дантцер предложил два выхода – давать животным успокоительное или не отделять свиней от их сородичей.
Дантцер заметил, что если свинью оставляли вместе с поросятами, то животное смирялось с происходящим и не паниковало.
Торговцы свининой выбрали успокоительное. Таким образом, потребителю свинины достается доза валиума, которую получила свинья. Надо сказать, что валиум обладает одним неприятным свойством. Он быстро вызывает зависимость. И человек начинает сам постоянно нуждаться в валиуме, чтобы не испытывать стресса.
72. Четыре соглашения тольтеков
Дон Мигель Руис родился в Мексике. Его мать была «курандерой» (целительницей), а дед «нагвалем» (шаманом). Он получил медицинское образование, стал хирургом, но, попав в автокатастрофу, пережил NDE (опыт близкой смерти) или EMI (опыт неотвратимой смерти). После этого он решил овладеть мудростью шаманов и стал нагвалем по линии Орлиного рыцаря, в которой из поколения в поколение передается учение древних тольтеков. В книге «Четыре соглашения тольтеков» Дон Мигель Руис излагает правила жизни, резюме своего учения в виде четырех правил, которые позволяют освободиться от условностей, навязанных обществом, и страха перед будущим.
«Первое Соглашение. Ваше слово должно быть безупречным. Высказывайтесь прямо и честно. Говорите только то, что действительно думаете. Избегайте говорить то, что может быть использовано против вас, или сплетничать. Слово – инструмент, который может причинять вред. Осознайте его силу и подчините себе. Никогда не лгите и не клевещите.
Второе Соглашение. Ничего не принимайте на свой счет. Все, что люди говорят или делают, – это проекция их собственной реальности, их личных страхов, гнева, фантазий. Пример: если кто-то оскорбляет вас, это его проблема, а не ваша. Не оскорбляйтесь и не подвергайте из-за этого свои действия сомнениям.
Третье Соглашение. Не стройте предположений. Не представляйте себе заранее негативное развитие событий, иначе вы сами поверите в то, что вообразили. Пример: если тот, кого вы ждете, опаздывает, вы начинаете думать, что с ним что-то случилось. Если вы не знаете, где этот человек, наведите справки. Не позволяйте вашим страхам и выдумкам превратиться в уверенность.
Четвертое Соглашение. Старайтесь все делать наилучшим образом. Никто не обязан преуспеть, но каждый обязан стараться делать все как можно лучше.
Если вы потерпели неудачу, не осуждайте и не обвиняйте себя, не сожалейте о том, чего не сделали. Пытайтесь снова, предпринимайте новые попытки, старайтесь оптимально использовать ваши возможности. Будьте снисходительны к себе. Смиритесь с тем, что вы не совершенны и что вы не всегда побеждаете».
73. Архимед
Архимед, сын астронома, родился в 287 г. до н. э. на Сицилии, в Сиракузах. Этот город был частью греческого мира, но это не мешало ему находиться и под влиянием Карфагена.
Принимая ванну, Архимед обратил внимание на то, что уровень воды поднимается, когда он погружается в воду, и вывел свой знаменитый закон: «На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная снизу вверх, численно равная весу жидкости, вытесненной этим телом». Говорят, что именно тогда он и воскликнул «Эврика!», что по-гречески означает «Нашел!» (часть его рукописи, где описывается действие этого закона, была обнаружена в 1907 г. на пергаменте, который был использован повторно – на нем была написана страница из Биб лии).
Архимед также изучал точки равновесия сил и обосновал принципы действия рычага. Он открыл правило: «Соизмеримые величины уравновешиваются на расстояниях, обратно пропорциональных их весам». Ему приписывают и другую известную фразу: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Таким образом, Архимед определил понятие центра тяжести тела.
Занимаясь механикой, он изобрел зубчатое колесо, ставшее предком шестеренки, и архимедов винт, предшествовавший изобретению болта и гайки; этот механизм позволял поднимать зерно в зернохранилище.
Царь Сиракуз заключил союз с карфагенянами, и римляне, желая наказать его, три года осаждали город. За это время Архимед построил множество необыкновенных военных машин. Он придумал катапульту, в десять раз превосходившую мощностью римскую. Создал подъемный кран, который изнутри прислоняли к городской стене. Когда корабль неприятеля подходил слишком близко, вниз на цепи спускали железную лапу, которая захватывала корму корабля. Срабатывал противовес, и поднятый в воздух неприятельский корабль переворачивался как игрушка, вместе со всеми, кто был на борту. Помимо прочих революционных изобретений Архимед создал систему вогнутых зеркал, которые усиливали и направляли солнечные лучи. При помощи этих зеркал осажденные поджигали паруса на римских кораблях.
Плутарх так описывает его смерть: «В тот час Архимед внимательно разглядывал какой-то чертеж и, душою и взором погруженный в созерцание, не заметил ни вторжения римлян, ни захвата города. Когда вдруг перед ним вырос какой-то воин, Архимед отказался следовать за ним. Архимед молил немного подождать, пока не найдет решения задачи, которое приведет к важному научному открытию. Солдат принял эту просьбу за проявление непочтительности и, чтобы наказать Архимеда, вонзил ему меч в живот».
74. Дэвид Бом
Долгие годы работая в области теоретической физики и квантовой механики, Дэвид Бом заинтересовался возможностью использовать свои теории в философии. Этот специалист по голограммам, трехмерным изображениям, полученным с помощью лазерных лучей, был вынужден покинуть Соединенные Штаты в 1950-е гг., во время антикоммунистической «охоты на ведьм». Позже сочувствующие нацистам изгнали его из Бразилии. Дэвид Бом переехал в Англию и начал преподавать в Лондонском университете. Он увлекся тибетским буддизмом и стал другом далай-ламы.
Бом развил теорию, согласно которой Вселенная всего лишь большая иллюзия, подобная объемному голографическому изображению, и открыто заявил об этом. Вселенная устроена так же, как голограмма, объемное изображение, каждая часть которого содержит информацию о картине в целом. Если нарушить целостность голограммы, то в каждом ее фрагменте будет содержаться информация обо всем изображении.
Дэвид Бом представлял Космос как бесконечную волновую конструкцию, где все находится во взаимосвязи, где бытие и небытие, дух и материя – лишь различные проявления единого источника света, благодаря которому изображение становится объемным. Он называл этот источник света Жизнью.
Эйнштейн, сначала критически относившийся к новаторским суждениям коллеги, впоследствии живо заинтересовался открытиями Бома.
Отдалившись от научных кругов, слишком консервативных, чтобы выйти за границы очерченного круга проблем, Дэвид Бом не колеблясь ссылался на индуизм или китайский таоизм, пытаясь объяснить свои представления о физике. Он не разграничивал тело и разум и считал, что существует общее сознание человечества. Чтобы увидеть его, необходимо с определенного расстояния осветить определенный слой (ибо все существующее – лишь информация, которая становится доступной при свете, подобно тому как голограмма создает иллюзию объема лишь тогда, когда лазерный луч падает на нее под правильным углом). Бом полагал, что методами квантовой физики и медитации можно обнаружить скрытые слои реальности.
Согласно его метафизическим представлениям, смерти нет, существует лишь переход с одного энергетического уровня существования на другой. Дэвид Бом «перешел на новый энергетический уровень» в 1922 г., так и не постигнув Вселенную до конца, однако он открыл новую область исследований – на стыке науки и философии.
75. Ганнибал Барка
Карфаген был основан в 814 г. до н. э. царицей Элиссой, или Дидоной, как называли ее римляне, – сестрой царя Пигмалиона, которая привела за собой из Тира финикийцев. Карфаген быстро стал одним из самых развитых и богатых городов своего времени, а также одной из первых республик. Совет из трехсот сенаторов ежегодно назначал двух суффетов – высших должностных лиц города. Вплоть до III в. до н. э. Карфаген правил всем Средиземноморьем. Ежегодно более двухсот кораблей отправлялись из Карфагена во все концы света. Благодаря могущественному флоту карфагеняне открыли торговлю на Сицилии и Сардинии, на берегах Северной Африки, в Испании (в Гадесе, позже переименованном в Кадикс). На севере они доходили до самой Шотландии, с которой торговали оловом, а на юге – до Гвинейского залива, где торговали золотом. Это не могло не вызвать зависти Рима, новой могущественной державы, зарождавшейся в то время. Римляне создали еще более мощный военный флот, воспользовавшись секретами карфагенских корабелов. Они установили на своих судах водорезы и стали использовать силу гребцов, что позволило увеличить скорость. В 264 г. до н. э. военный флот римлян победил карфагенян в битве у Эгатских островов. Так начались Пунические войны.
Карфагенский генерал Гамилькар Барка заключил мир на невыгодных для своего народа условиях. Вскоре ему пришлось сражаться с наемниками, поднявшими восстание на Сицилии. Он подавил мятеж, хотя в его распоряжении было войско, значительно уступавшее численностью силам мятежников. Его сын Ганнибал родился в 247 г. до н. э. Воспитатель-грек привил ему восхищение Александром Великим. Ганнибал сопровождал отца в испанском походе. Генерал Гамилькар пал жертвой предательства, попал в засаду и был убит. Ганнибал занял его место.
Ганнибалу едва исполнилось 26 лет, когда благодаря своим организаторским талантам и способности вести людей за собой он, вопреки желанию карфагенских сенаторов, собирает иберо-карфагенскую армию. Он вновь начинает войну против Рима и во главе нескольких десятков тысяч воинов и сотни боевых слонов переходит Пиренеи, пересекает юг Галлии, а затем Альпы. В июне 218 г. до н. э. он приходит в Северную Италию. Римская армия, явившись в Испанию, чтобы помещать Ганнибалу, с изумлением обнаружила, что он уже в долине реки По. Римляне бросились навстречу его армии. В декабре разразилась битва при Пьяченце, на Треббии. Римляне бежали при виде африканских слонов, которые с трудом преодолели заснеженные горные перевалы. Ганнибал великолепно командовал войском, кавалерия, подчиняясь его приказам, совершала неожиданные маневры. Ганнибал использовал слонов как боевые машины. Он высылал вперед небольшие отряды, которые молниеносно наносили удар по самым важным точкам противника.
Во время второго сражения, в Кампании, Ганнибалу не хватило военных сил, и он использовал хитрость – погнал на противника стадо быков, к рогам которых были привязаны горящие факелы. Карфагеняне вновь одержали победу. Рим спешно собрал оставшиеся войска. Произошло сражение при Каннах, в Апулии. Ганнибал снова прибег к отвлекающему маневру, окружил и разбил римское войско, вдвое превосходившее численностью его армию. Италия, Македония и Сицилия встали на сторону Карфагена.
Но вместо того, чтобы захватить Рим, уже готовившийся покориться, Ганнибал заключил мирный договор с римским правителем, которого избрали для защиты города. Как только опасность миновала, правитель Рима уступил власть молодому генералу Сципиону Африканскому.
Сципион понимал, что римская армия не может противостоять Ганнибалу, и решил постепенно захватывать небольшие территории, избегая открытого столкновения. Карфагенянам не хватало вой ска, чтобы охранять все границы, и Сципион начал один за другим отбирать завоеванные Ганнибалом города. Вскоре он захватил Италию, Галлию, Испанию и со вновь сформированной армией высадился в Африке. Ганнибал пытался вступить в переговоры со Сципионом, но тот не желал заключать мир ни на каких условиях. Произошла битва при Заме. Оставшись без нумидийской конницы, в последний момент перешедшей на сторону римлян, Ганнибал потерпел поражение. Римляне обложили Карфаген огромной контрибуцией сроком на пятьдесят лет.
Сенаторы избрали Ганнибала суффетом. Он пытался управлять разгромленным городом – отменил привилегии знатных семей, потребовал, чтобы лица, занимающиеся финансами, предоставляли ему отчет о своей деятельности. Чиновники с недовольством восприняли этот демократический порыв и обратились к Риму с просьбой сместить царя, «чересчур увлекшегося реформами». Римляне начали преследовать Ганнибала, он бежал из Карфагена в Сирию и стал служить ассирийскому царю Антиоху, который собирался начать войну с римлянами. Однако Антиох не прислушивался к советам Ганнибала и потерпел поражение.
При подписании мирного договора римляне потребовали высылки карфагенянина. Ганнибал нашел убежище у Прусия, царя Вифинии, которому он служил как талантливый управляющий. В 183 г. до н. э. римляне потребовали, чтобы Прусий выдал им Ганнибала. Не имея возможности бежать, Ганнибал выпил яд из своего перстня.
В 149 г. до н. э. началась Третья Пуническая война, которая привела к окончательному разрушению и уничтожению Карфагена.
Римский историк Тит Ливий так писал о ней: «Ганнибал был лучшим. Он первым вступал в бой, последним покидал сражение. Никто не встречал опасность с такой храбростью, как он. Он мало спал, мало ел, без конца учился. Он почитал Александра Великого, брал с него пример, но планы его превосходили планы Александра».
И после смерти Ганнибал остался символом освобождения народов от римского ига и власти олигархий.
76. Комплекс господина Перришона
В пьесе «Путешествие господина Перришона» Эжен Лабиш, французский литератор XIX в., описывает на первый взгляд необъяснимое и в то же время удивительно распространенное поведение человека по отношению к другим. Речь идет о неблагодарности.
Господин Перришон со своим слугой отправляется на Монблан, чтобы предаться радостям альпинизма. Дома, в маленьком шале, его ждет дочь. По возвращении господин Перришон представляет ей молодых людей, которых он повстречал в горах. Один из них – замечательный юноша, которому он, Перришон, спас жизнь, когда тот едва не сорвался в пропасть. Молодой человек с жаром подтверждает, что его не было бы в живых, если бы не господин Перришон.
Слуга напоминает хозяину, что нужно представить и второго гостя, который спас самого Перришона, когда тот сорвался в расщелину. Господин Перришон пожимает плечами и заявляет, что опасность, которая ему угрожала, была не так уж велика, и выставляет своего спасителя наглецом и выскочкой. Он преуменьшает достоинства второго молодого человека и побуждает свою дочь оказать внимание первому очаровательному юноше. Чем дальше, тем Перришону все больше кажется, что помощь второго юноши была ему совершенно не нужна. В конце концов он даже начинает сомневаться, а срывался ли он в пропасть на самом деле?
Эжен Лабиш наглядно показывает, как странно ведет себя человек, который мало того что не чувствует благодарности и признательности, но и презирает тех, кто пришел ему на помощь. Возможно, это происходит из-за нежелания быть кому-то обязанным. И наоборот, мы любим тех, кому сами помогли, гордимся своими хорошими поступками и убеждены, что те, кого мы облагодетельствовали, обязаны испытывать вечную благодарность.
77. Медуза
Медуза была девушкой необыкновенной красоты. О ее великолепных волосах слагались легенды, и однажды Посейдон пожелал ее. Он превратился в птицу, прилетел к Медузе и силой овладел ею в храме Афины. Возмущенная тем, что ее храм осквернен, Афина обрушила свой гнев не на могущественного бога, а на соперницу и превратила ее в горгону. Роскошные волосы Медузы обратились в змей. Во рту выросли кабаньи клыки, а на руках – бронзовые когти. Афина наложила на Медузу еще одно проклятие – любой, кто посмотрит на нее, превратится в камень. Из трех горгон только Медуза была смертной. И однажды Афина послала к ней героя, чтобы он убил ее. Это был Персей. Предупрежденный о том, что смотреть на Медузу опасно, Персей сражался с ней, глядя на ее отражение в отполированном щите. Таким образом, он мог не смотреть на саму Медузу. Персею удалось отрубить ей голову. Из обезглавленного тела Медузы вылетели Хризаор, также именуемый «огненный меч», и крылатый конь Пегас, который мог вызвать дождь одним ударом копыта о небесный свод. Оба этих волшебных животных родились от Посейдона. Персей подарил голову Медузы Афине, которая украсила ею свой щит.
Афина собрала кровь Медузы и подарила ее целителю Асклепию. Кровь из правой вены горгоны возвращала жизнь, кровь из левой вены была страшным ядом.
Как утверждает историк Павсаний, Медуза была царицей и на самом деле жила близ Тритонидского озера. В наши дни это озеро находится на территории Ливии. Она препятствовала распространению греческого владычества на море и была убита молодым пелопоннесским царевичем.
78. Твердое и мягкое
У инуитов и большинства народов, занимающихся охотой и собирательством, запрещено дробить кости животных, которых они употребляют в пищу.
Этот ритуал связан с представлением о том, что если кости похоронить, то в земле-кормилице они вновь покроются плотью и животное возродится таким, каким было.
Это верование, скорее всего, возникло в результате наблюдения за деревьями. Зимой деревья теряют свою «плоть», листву. Долгие холода переживают только твердые части дерева, его «кости», ветви.
Той же логике следуют многие шаманские ритуалы, согласно которым если похоронить труп, не сломав ни одной кости, то они вновь обрастут плотью и человек воскреснет.
79. Гинкго билоба
Из всех деревьев самое загадочное – китайский гинкго билоба. Это самое древнее дерево из известных на сегодняшний день. Считают, что оно существует на Земле уже 150 миллионов лет. Кроме того, это самое выносливое дерево. Меньше чем через год после ядерного взрыва в Хиросиме оно первое проросло на зараженных территориях.
Существуют мужские и женские деревья гинкго. Замечено, что деревья разного пола тянутся друг к другу, даже если их разделяют сотни метров. Чтобы гинкго размножались, необходимо, чтобы пыльца мужского дерева долетела до цветов женского. Появившийся в результате плод гниет, распространяя неприятный запах, и из него высыпаются семена, из которых вырастают новые деревца.
В Китае гинкго билоба называют ин-шин (серебряный абрикос). Китайцам давно известны его целебные свойства. В гинкго билоба содержится антиоксидант, который укрепляет иммунную систему, задерживает старение клеток. Кроме того, он ускоряет усвоение глюкозы мозгом.
На Тибете монахи пьют отвар из листьев гинкго, чтобы бодрствовать по ночам во время долгих молитвенных бдений.
В западных странах гинкго получает все большее распространение благодаря устойчивости не только к различным паразитам и климату, но и к загрязнению окружающей среды. Встречаются деревья, которым больше 1200 лет.
80. Дельфы
Зевс пожелал узнать, где находится центр мира. Он отправил двух орлов, одного на запад, а другого на восток, и объявил, что место, где они встретятся, и будет омфалос, «пуп земли».
Орлы встретились на западе Греции, в пещере горы Парнас, расположенной на высоте 570 метров над уровнем моря. Пещеру по приказу Геи охраняла гигантская змея. Аполлон убил чудовище и восемь лет скитался вдали от родины, чтобы искупить это преступление. По истечении назначенного срока он вернулся и построил здесь свой храм. Святилище было названо «Делфос», что означает «центр». Позже это слово трансформировалось в название одного из атрибутов Аполлона: морское животное называли сначала Делфос, потом дельфинус и, наконец, дельфин.
Храм в Дельфах был построен в 513 г. до н. э. Над входом были начертаны знаменитые слова: «Познай самого себя, и ты познаешь вселенную и богов».
Внутри великая прорицательница – пифия предсказывала будущее тем, кто приходил к ней. Вскоре храм стал настолько популярен, что народ стекался сюда со всей Греции и даже из Египта и Малой Азии. Жители всех близлежащих городов работали на храм – строили святилище, поддерживали священный огонь, принимали паломников, содержали жрецов, поставляли продукты для трапез, готовили очищающие ванны, пели и танцевали во славу Аполлона.
Каждого вновь прибывшего встречали так: после омовения паломник в зависимости от своего достатка приносил в жертву барана, козу или курицу, и группа жрецов гадала по внутренностям жертвенных животных. Если предсказание было благоприятным, то паломник ожидал своей очереди задать вопрос пифии.
Паломников становилось так много, что жрецы были вынуждены бросать жребий, чтобы выбрать счастливцев, которые попадут к пифии (за исключением тех случаев, когда к оракулу являлось какое-нибудь важное лицо или когда жрецы получали значительное вознаграждение). Если доступ к пифии был открыт, паломник спускался в адитон, помещение, находившееся под храмом, и оказывался перед пупом земли – его символизировал огромный окаменевший муравейник. Именно здесь и задавали вопрос оракулу.
Великая прорицательница пифия жевала листья лавра и постоянно находилась в трансе. Она отвечала на вопросы, которые ей подавали в письменном виде, положив записку в кубок. Пифию никто не видел. Она отвечала невнятными пронзительными воплями, которые «переводили» прислуживавшие ей «пророки».
Среди известных «клиентов» пифии были Александр Македонский, которому пифия предсказала «Ты непобедим!», а также Крез, богатейший лидийский царь. Он хотел знать, стоит ли воевать с персами. Пифия ответила: «В тот день, когда ты начнешь войну, погибнет великое царство». Крез решил, что пифия предсказала победу ему, начал войну и был разбит. Приговоренный к смерти, он просил разрешения наказать пифию, которая ответила ему: «Крез, ты действовал безрассудно. Нужно было сперва спросить: какое царство погибнет? Ведь речь шла о твоем».
На протяжении десяти веков прорицания Дельфийского оракула считались самыми авторитетными. Несмотря на это, храм часто подвергался грабежам (многим не давали покоя «тайные сокровища», якобы хранившиеся там).
Храм был закрыт в IV в., когда император Феодосий запретил поклоняться Аполлону. Пифия предсказала это в последнем прорицании. Она сказала: «Прекрасный дворец разрушен, и Аполлон не имеет больше святилища и вещего лавра, ни говорящего источника, и умолкла журчащая вода».
81. Прометей
Его имя означает «думающий прежде». Прометей – один из семи сыновей титана Иапета. Вместе со своими братьями-титанами он сражался с Зевсом, когда тот устанавливал свою власть на Олимпе. Зевс победил, и титанов ожидало суровое наказание. Но дальновидные Прометей и его брат Эпиметей («думающий после») встали на сторону Зевса, избежали наказания и были приняты в круг богов.
Прометей подружился с Афиной, которая научила его архитектуре, астрономии, счету, медицине, мореплаванию и метал лургии.
Но Прометей не оставил надежды отомстить Зевсу.
Из глины и воды (слез, пролитых во время казни братьев) он сделал первого человека. Афина оживила его своим божественным дыханием.
Так появились новые люди железного века (наступившего после золотого, серебряного и бронзового веков).
Однажды, когда боги и люди делили принесенного в жертву быка, Прометей пустился на обман, чтобы помочь людям.
Зевс заметил это и решил лишить людей огня. «Они считают себя хитрецами, так пусть едят сырое мясо!» – заявил он. Но Прометей не хотел чтобы людей постигла такая печальная участь. Снова воспользовавшись помощью Афины он зажег факел от колесницы бога солнца Гелиоса. Уголек от этого факела он спрятал в полом стебле тростника и передал людям частицу божественного огня.
Зевс страшно разгневался. Люди не имели права пользоваться огнем без его разрешения. И Зевс решил покарать Прометея. Он велел приковать его к самой высокой вершине Кавказских гор, и каждый день туда прилетал гриф, который выклевывал Прометею печень, которая вновь вырастала за ночь. Но Прометей так и не согласился покориться Зевсу, которого считал тираном.
82. Спартак
В 73 г. до н. э. вспыхнул мятеж в школе гладиаторов в Капуе. Вождем восставших был фракиец Спартак. Во время мятежа Спартак и еще 70 гладиаторов сумели бежать. Они захватили обоз с оружием и, превратившись в вооруженный отряд, дошли до Неаполя. К ним примкнули тысячи рабов. Римское правительство посылало отряды на подавление мятежа, но гладиаторы оказали невиданное прежде сопротивление и обратили римлян в бегство.
Римские генералы отказывались отправлять на борьбу с мятежниками настоящую армию, считая, что воевать с рабами недостойно настоящих солдат.
В декабре 73 г. до н. э. армия Спартака насчитывала 70 000 человек, вставших под его знамена. Продвигаясь вперед, в марте 72 г. до н. э. повстанцы пришли в долину По. Теперь Рим решился выдвинуть против них армию. Но было слишком поздно. Спартак оказался тонким стратегом, под его командованием гладиаторы и рабы последовательно нанесли поражение легионам консулов Геллия и Лентула и проконсула Кассия. Одержав победу, Спартак решил направиться в Рим. Жители столицы были в ужасе. Тогда богатейший сенатор Красс решил собрать армию, чтобы противостоять надвигающейся угрозе. Ему удалось отбросить войска Спартака к городу Региуму и запереть их там, отрезав полуостров укрепленным рвом длиной 55 километ ров. В январе 71 г. до н. э. армии Спартака уда-
лось прорвать осаду. Сражение было долгим, и победу в нем одержал Красс. Чтобы рабы впредь не вздумали бунтовать, 6000 пленников были распяты на крестах вдоль дороги от Рима до Капуи, на протяжении 195 километров.
83. Индоевропейцы
Начиная с XVII в. лингвисты многих стран, в том числе и голландцы, обращали внимание на то, что между латынью, древнегреческим, фарси и современными языками есть много общего. Они полагали, что разгадку следует искать в истории скифов. В конце XVIII в. Уильям Джонс, английский чиновник, служивший в Индии и страстно увлекавшийся филологией, обнаружил связь между перечисленными языками и санскритом, священным языком индусов. Исследования продолжил другой англичанин, Томас Янг, который в 1813 г. предложил термин «индоевропеец» и выдвинул гипотезу о существовании народа, произошедшего от одной ветви, который постепенно покорял соседние народы и таким образом распространял свой язык.
Позже новый термин позаимствовали два немца – Фридрих фон Шлегель и Франц Бопп, которые обнаружили сходство между фарси, пушту, бенгальским языком, латынью и греческим, хеттским, древне-ирландским, готским, древнеболгарским и древнепрусским.
С тех пор историки пытаются восстановить историю прославленных индоевропейских завоевателей. Вероятно, этот народ жил на севере Турции. В нем были ярко выраженные касты. Индоевропейцы одомашнили лошадь, в бою использовали колесницы, умели обрабатывать железо. Это давало им преимущество перед противниками, которые использовали лошадей только для перевозки грузов и имели дело только с медью и бронзой.
У индоевропейцев существовал культ войны. Они завоевали, обратили в свою веру, «поглотили» своих ближайших соседей – хеттов, тохаров, ликийцев, лидийцев, фригийцев, фракийцев (эти народы полностью исчезли еще в древности). Затем индоевропейцы захватили земли, принадлежавшие иранцам, грекам, римлянам, албанцам, армянам, славянам, балтийским народам, германцам, кельтам, саксам.
Нашествию индоевропейцев смогли противостоять только те народы, которым удалось сохранить свой древний язык, – финны, эстонцы и баски.
Сегодня считают, что два с половиной миллиарда человек – почти половина всех живущих на земле – говорят на языках, имеющих индоевропейское происхождение.
84. Древние евреи-финикийцы
Еще одно серьезное направление в лингвистике – изучение языков семито-финикийских народов.
Умение обращаться с парусами, строить суда, составлять карты и пользоваться компасом позволило представителям семито-финикийских народностей проплыть вокруг Африки, подняться на север до самой Шотландии и открыть там торговлю. Они высаживались на новые берега, встречались с местным населением и предлагали начать обмен знаниями и сырьем.
Первые монеты семито-финикийцев чеканились из меди, красного металла, и другие народы стали называть чужеземцев идумеями, от древнееврейского edom — красный. Греки называли их Phoenicos, «красные». Так возникло и название Красного моря, омывающего юг Израиля. Оттуда отплывали корабли семито-финикийцев, исследовавших новые земли.
Они говорили на простом языке, все слова которого были образованы от шестидесяти трехбуквенных корней. Из различных сочетаний этих корней возникало множество новых слов, выражавших любые оттенки смысла. Однако шестьдесят исходных слов-основ позволяли вступить в диалог с любым другим народом.
Семито-финикийцы проложили медный и чайный пути. Они же, воспользовавшись тем, что им было известно о течении, огибавшем берега Греции, Римской империи и Африки, открыли основные маршруты Средиземноморья. Проложили оловянный путь, следуя
которым можно обнаружить следы влияния иврита в Британии, Шотландии, Мали и Зимбабве. Название Британия, кстати, происходит от древнееврейского brit – «союз», а Кадикс от Kadesh – «святой». Финикийцы создали берберскую культуру; ber-aber переводится с древнееврейского как «сын народа-прародителя». Название Кабилия происходит от kabalah, «традиция». Фивы, Милет, Кносс (от древнееврейского knesseth – «место собрания»), а также Утика, Марсель, Сиракузы, Астрахань на Каспийском море и Лондон – все это бывшие торговые колонии финикийцев.
Семито-финикийцы отводили главную роль женщинам, и фамилия передавалась по женской, а не по мужской линии.
85. Саблезубый тигр
Почему исчезают некоторые виды животных? Нередко среди причин называют внезапное вмешательство экзогенных факторов – падение астероида или перемену климата. Иногда ссылаются на псевдокультурные факторы. Приведем в пример историю смилодона, саблезубого тигра. В Америке были обнаружены останки это представителя кошачьих, умершего за 2,5 миллиона лет до н. э. Животное было около 3 метров в длину и весило более 300 килограммов. Это самая большая кошка из известных на сегодняшний день. Его особым отличием были два загнутых вниз клыка, настолько длинных, что они торчали из пасти. Найдены двадцатисантиметровые зубы смилодона. Объясняя исчезновение этого животного, выдвигают такую теорию: у самок сложился стереотип – чем длиннее зубы, тем больше хищник приносит добычи и, следовательно, он лучше других сможет прокормить детенышей. Выбирая партнера по длине клыков, они добились того, что в генах записался признак «длинные клыки». Самцам с короткими клыками не удавалось найти себе самку. Но самки зашли слишком далеко: чрезмерно длинные зубы мешали хищникам есть, а произошедшие изменения оказались необратимыми. Этот вид кошачьих вымер примерно за 10 000 лет до н. э.
86. Лилит
В Библии, в Книге Бытия, нет упоминания о Лилит, но о ней говорится в «Книге Зогар» («Книге Сияния»), относящейся к литературному каббалистическому наследию.
Лилит – первая женщина в истории человечества, созданная одновременно с Адамом из глины и божественного дыхания. Таким образом, она равна Адаму. Ее называют той, которая «породила душу Адама», до тех пор не имевшего души. Лилит вкусила плод познания, но не погибла, а узнала, что «желание сладко». Обладая этим знанием, она становится требовательной и ссорится с Адамом, не желая оставаться внизу во время полового акта. Она предлагает Адаму меняться местами. Адам отказывается. Во время ссоры Лилит совершает грех – произносит имя Божие. Она бежит из Рая. Бог посылает за ней трех ангелов, которые угрожают убить ее детей, если она не вернется. Лилит не подчиняется их требованиям и остается жить одна в пещере. Эта первая феминистка производила на свет сирен и демониц со змеиным хвостом. Их красота сводила мужчин с ума.
Позаимствовав эту легенду, христиане представляли Лилит – «Ту, которая сказала „нет“», – в образе ведьмы, королевы черной луны (на иврите «Лейла» означает «ночь»), подруги демона Самаэля.
На некоторых средневековых католических гравюрах Лилит изображена с вагиной на лбу (в то время как рог на лбу единорога
символизирует фаллос). Лилит считается соперницей Евы (которая тем более покорна, что сделана из ребра Адама), ей чужд материнский инстинкт, она любит наслаждение ради наслаждения и готова платить за свободу жизнью собственных детей и одиночеством.
87. История о ящерицах
Lepidodactylus lugubris — небольшая ящерица из семейства гекконов, которая встречается на Филиппинах, в Австралии и на островах Тихого океана. Иногда тайфуны заносят ее на пустынные острова. Если это случается с самцом, то это проходит для него без последствий. Но если это происходит с самкой, то с ней совершается удивительная метаморфоза, которую ученые объяснить не могут. У гекконов вида Lepidodactylus lugubris в продолжении рода участвуют и самцы, и самки. Но если самка не находит на острове партнера, то ее организм претерпевает метаморфозу, в результате которой она откладывает неоплодотворенные яйца, из которых, тем не менее, вылупляется потомство. В результате этого партеногенеза (форма полового размножения без участия партнера) на свет появляются только самки. Эти ящерицы также способны откладывать яйца без участия самца. Еще более удивительно то, что ящерицы, вылупившиеся из такой кладки, не являются клонами матери. Этот феномен называется «мейоз». В результате гены смешиваются таким образом, что каждая ящерица обладает особыми, свойственными только ей признаками. Через некоторое время на пустынном острове в Тихом океане образуется колония гекконов-самок, все члены которой совершенно здоровы, не похожи друг на друга и размножаются без участия самцов.
88. Сон дельфинов
Дельфин – морское млекопитающее. Для дыхания ему необходим воздух, поэтому он не может, как рыбы, долго находиться под водой. У него очень нежная кожа, и он не может долго оставаться на воздухе, чтобы не повредить ее. Значит, он должен находиться одновременно на воздухе и в воде. Но не полностью в воде и не полностью на воздухе. Как же спать в таких условиях? Дельфин не может оставаться неподвижным, иначе он либо погибнет от удушья, либо его кожа пересохнет. Но сон необходим ему для восстановления, как и любому другому живому организму (даже растения по-своему спят). Чтобы решить этот жизненно важный вопрос, дельфин спит, наполовину бодрствуя. Когда левое полушарие его мозга спит, правое управляет телом. Затем спит правое, а левое управляет телом. Дельфин может спать, даже выпрыгивая из воды.
Чтобы полушария переключались без сбоев, в организме дельфина существует некий переходник, нечто вроде третьего мозга – маленький дополнительной отросток нерва, который управляет всей системой.
89. Три стадии
Эволюция любой души проходит три стадии:
Страх.
Появление вопросов.
Любовь.
Любая когда-либо рассказанная история повествует об одном из этих этапов. На то, чтобы пройти одну стадию, может потребоваться жизнь, несколько воплощений, день, час или минута.
90. Десять заповедей
Внедрить независимое правосудие было нелегко. Долгое время суд вершили военачальники или цари. Они просто принимали то решение, которое их устраивало, и никому не были обязаны отчитываться. Когда Моисей получил Десять заповедей (примерно за 1300 лет до н. э.), появилась система отсчета, в которой законы не защищали чьи-то политические интересы, а распространялись на любого человека.
Однако нужно отметить, что Десять заповедей – не просто список запретов, иначе они звучали бы так: «Ты не должен убивать», «Ты не должен красть» и т. д. Заповеди же написаны в будущем времени: «Ты не будешь убивать», «Ты не будешь красть». Поэтому некоторые толкователи считают, что это не столько свод законов, сколько пророчество. Однажды ты больше не будешь убивать, потому что поймешь, что убивать бессмысленно. Ты больше не украдешь, потому что тебе это будет не нужно, чтобы выжить. Если мы будем воспринимать Десять заповедей как пророчество, то увидим, что в них заложен процесс развития сознания, в результате которого становятся не нужны наказания за проступки, так как больше никто не хочет их совершать.
91. Томас Гоббс
Томас Гоббс (1588–1679) – английский ученый и писатель, которого считают основателем политической философии.
В науке о человеческом теле он черпает материал для создания политической науки, для написания трилогии «De cive» («О гражданине»), «De corpore» («О теле»), «De homini» («О человеке») и, наконец, своего главного труда – трактата «Левиафан».
Он полагал, что животное живет настоящим, а человек хочет стать хозяином будущего, чтобы жить как можно дольше. Поэтому человеку свойственно считать себя важнее окружающих, преуменьшая тем самым значение других людей. По этой же причине человек накапливает власть (богатство, репутацию, друзей, подчиненных) и пытается присвоить время и возможности тех, кто его окружает.
Томасу Гоббсу принадлежит, в частности, знаменитая фраза: «Человек человеку волк».
Следуя этой логике, животное «человек» стремится избежать равенства с другими людьми, что приводит к насилию и войнам. Гоббс считал, что единственный способ заставить человека перестать стремиться к господству над другими – это поставить его перед необходимостью… сотрудничать. Таким образом, необходима власть Верховного правителя (установленная в результате договора, заключенного между людьми), которая заставит человека подавить его врожденное стремление уничтожать себе подобных. Верховный
правитель должен обладать очень широкими полномочиями, чтобы пресекать развитие любых конфликтов.
Согласно Гоббсу, парадокс заключается в следующем: анархия приводит к ограничению свободы, она на руку сильнейшим. Только сильная, централизованная, принудительно назначенная власть позволит человеку быть свободным. Кроме того, необходимо, чтобы эта власть была в руках Верховного правителя, желающего блага своим подданным и победившего собственный эгоизм.
92. Движение анархистов
Слово «анархия» происходит от греческого anarkhia, что можно перевести как «отсутствие управления». Первым политическим вождем анархистов был француз Пьер Жозеф Прудон. В 1840 г. в своей книге «Что такое собственность?» он пропагандировал идею общественного договора, в результате которого необходимости в правителе больше не будет. Прудон отверг авторитарный путь коммунистов, чем вызывал неодобрение Карла Маркса. В числе последователей Прудона был русский философ Бакунин, который полагал, что переход к более совершенной форме организации общества должен совершаться путем насилия.
После того как по Европе прокатилась волна вооруженных выступлений – покушение в Германии на императора Вильгельма I, в Австрии на императрицу Елизавету (Сисси), в Испании на Альфонса XIII, в Соединенных Штатах на президента Мак-Кинли, в Италии на короля Умберто и в России на царя Александра II, – движение анархистов получило серьезное политическое значение. Своей эмблемой они избрали черный флаг. Анархисты сыграли решающую роль в 1871 г. во время Парижской коммуны, в 1917 г. во время русской революции (хотя коммунисты казнили многих из них), а также в 1936 г. во время Гражданской войны в Испании. В Латинской Америке было предпринято несколько попыток основать анархистские города – колония Сесилия в Бразилии (1891 г.), коммуна Косме в Парагвае
(1896 г.), социалистическая республика в Нижней Калифорнии, в Мексике (1911 г.)
В Италии, около Каррары, в 1939–1945 гг. партизаны создали анархистскую республику. Большинство анархистских движений были разгромлены и распались.
93. Визуализация
Визуализация – одна из техник, применяющихся для решения проблем в психотерапевтической практике и гипнозе. Пациента просят закрыть глаза и представить себе самый тяжелый момент в его жизни. Он должен рассказать о нем, описать все детали, пережить как можно глубже в том числе и связанные с ним неприятные ощущения.
На этом этапе важно, чтобы пациент говорил правду и не стремился оправдываться, прибегая ко лжи, чтобы выгородить себя или облегчить воспоминание.
Как только пациент рассказал о пережитом в детстве потрясении, терапевт предлагает послать на помощь ребенку из прошлого того взрослого, которым стал теперь пациент.
Например, если в прошлом имел место инцест, молодая женщина в своем воображении отправляется в прошлое, чтобы помочь маленькой девочке, которой она была. Пациентка описывает встречу и повторяет слова, которые она говорит себе-ребенку. Она рассказывает, что делает, чтобы утешить ребенка или отомстить за него. Волшебник-взрослый, как фея из сказки, может все. Она может заставить отца попросить прощения, может убить его, может одарить девочку магической силой, чтобы она сама отомстила за себя. Взрослый обязательно должен передать ребенку энергию надежды, передать ее туда, где до сих пор было только горе.
Такова власть воображения: оно может победить пространство, время, различия между людьми, чтобы создать новое, не такое тяжелое прошлое. Применение этой техники может дать немедленный и удивительный результат, позволяя пациенту пережить случившееся и самому помочь себе.
94. Богомол
Из множества примеров, доказывающих, что наблюдатель оказывает влияние на то, за чем наблюдает, вплоть до полного искажения информации, мы бы хотели привести опыт с самкой богомола.
До сих пор было принято считать, что самка богомола всегда пожирает своего партнера после совокупления. Этот сексуальный каннибализм поразил воображение ученых и породил околонаучные мифы, которые использовались в том числе и в психоанализе.
Однако это не что иное, как результат ошибочного толкования увиденного. Самка богомола пожирает своего партнера, только если находится не в естественной среде обитания. После совокупления она испытывает сильный голод и пожирает все, что может найти. В маленьком лабораторном боксе самцу некуда бежать. Утомленной самке необходимо восстановить потерю белка, и она набрасывается на то, что находится в досягаемости. Самец, уступающий самке размерами и окруженный стеклянными стенами бокса, становится ее единственной добычей. Естественно, она пожирает его. В природе самец после совокупления убегает, и самка съедает любое другое насекомое, которое находится поблизости.
Спасшийся бегством самец устраивается на отдых как можно дальше от недавней подруги. Голод самки и сонливость самца после полового акта свойственны представителям многих видов животных.
95. Ловушка для обезьян
Бирманские аборигены придумали очень простой способ ловли обезьян. К дереву на цепи приковывают прозрачную банку. В банку кладут какое-нибудь твердое лакомство размером не больше апельсина. Обезьяна, заметив приманку, сует лапу в банку, но вытащить лапу, сжимающую добычу, уже не может. Она не может ни вытащить лапу, ни бросить лакомство. Обезьяна не может расстаться с тем, что считает своим, поэтому дает поймать себя и убить.
96. Масада
Крепость Масаду построил Ионафан Асмоней. Посреди пустыни, на вершине одинокой скалы высится дворец, вознесенный на высоту 120 метров. Позже дворец был укреплен Антипатром, отцом Ирода I. Антипатр был царем не иудейского происхождения, он был идумей, которого римляне поставили наместником в Иудею, чтобы обеспечить контроль за сбором налогов.
В Иерусалиме поднялось восстание. Евреям, зилотам и сикариям удалось бежать через подземные ходы вместе с детьми и женами.
Они укрылись в Масаде, где ночью перебили римский гарнизон. К группе повстанцев присоединились ессеи, не принимавшие официальный иудаизм, навязанный римлянами. Из общины ессеев вышел Иоанн Креститель, человек, крестивший Иисуса Христа. Иоанна Крестителя обезглавили по желанию танцовщицы Саломеи. В крепости Масада ессеи, зилоты, сикарии основали коммуну, установили самоуправление, и все были свободны и равны.
Когда в 70 г. Иерусалим пал после одного из крупнейших иудейских восстаний, римляне решили покончить с Масадой, которую считали пристанищем мятежников. Чтобы покорить последних свободных людей, был послан 15-й легион под командованием римского генерала Сильвы. Осада длилась три года. Ессеи оказали бешеное сопротивление римским легионерам. В конце концов жители крепости предпочли покончить самоубийством, чем сдаться римлянам.
Перед тем как защитников крепости постиг трагический конец, несколько ессеев бежали потайным ходом, спасая свитки – рукописную сокровищницу знаний и истории их народа. Они спрятали их в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря. Через две тысячи лет эти тексты, знаменитые свитки Мертвого моря, нашел молодой пастух, искавший заблудившуюся овцу. Рукописи повествуют о «битве, идущей с начала времен между сынами света и сынами тьмы», они рассказывают и о жизни одного их них, иудея по имени Иешуа (Иисус) Коэн, которого распяли римляне за проповедь ессейства. Ему было тридцать три года.
97. Хараппская цивилизация
У истоков индийской цивилизации стояла значительно менее известная цивилизация – культура царства Хараппа, 2900–1500 гг. до н. э., которую представляют два крупных города – столица, город Хараппа и не уступающий ему по размерам Мохенджо-Даро.
Население обоих городов составляло примерно 80 000 человек, что для того времени было немало. Это были очень развитые города, с улицами, пересекавшимися под прямым углом; здесь появились первые в человеческой истории водопроводы и первая система канализации. Кажется, жители Хараппы первые научились выращивать хлопок.
Высказывается предположение, что и Хараппа, и Мохенджо-Даро были основаны шумерами, бежавшими от западных границ из-за нашествий индоевропейцев.
Причины исчезновения этой цивилизации долгое время оставались неразгаданными.
В 2000 г. был обнаружен ров, в котором нашли тысячи трупов, а также предметы, относившиеся к Хараппской цивилизации. Постепенно археологи восстановили историю этого народа. Жители Хараппы построили стены, которые позволили им выдержать натиск индоевропейских завоевателей. Когда они убедились в том, что достаточно защищены, то стали заниматься развитием культуры. Они создали особо утонченные искусство, музыку, язык. На письме они
использовали более 270 пиктограмм, которые до сих пор не расшифрованы. Это был миролюбивый народ. Основной доход им приносила торговля хлопком, а также изготовление медной посуды, алебастровых ваз, обработка драгоценных камней, особенно лазурита, который многие народы используют в своих ритуалах. Лазурит встречается только в этом регионе, и «лазуритный торговый путь» тянулся до самого Египта, где изделия из синего камня находят в гробницах фараонов.
Однако индоевропейцы, которым не удалось захватить Хараппу с оружием в руках, не уходили далеко от ее стен, и хараппцы в конце концов стали нанимать их на работу – строить дома, дороги, акведуки. Возник класс индоевропейских рабочих, которые жили в городах Хараппы. Наниматели относились к ним неплохо, особенно учитывая рабовладельческие нравы той эпохи. Но индоевропейцы рожали гораздо больше детей, чем жители Хараппы, вскоре появились шайки молодых бандитов, которые сеяли ужас в окрестностях. Они постоянно нападали на караваны, нанося урон торговле.
Когда индоевропейцы решили, что настал их час, то их соплеменники, жившие в городе, развязали гражданскую войну. Они схватили всех хараппцев, собрали их на краю общей могилы и всех перерезали. Индоевропейцы захватили и разграбили Хараппу и Мохенджо-Даро, но они не знали, как управлять жизнью таких городов, и те постепенно пришли в полный упадок. Через некоторое время индоевропейцы совсем ушли, оставив позади два города-призрака и рвы, набитые трупами тех, кто когда-то дал им работу.
98. Лемминги
Ученые долго считали, что лемминги совершают коллективные самоубийства. Почему эти зверьки, выстроившись друг за другом, бросаются с крутого берега в пропасть? Загадка природы.
Сначала биологи думали, что таким образом регулируется численность популяции. Когда леммингов становится слишком много, они устраивают групповые самоубийства.
Теперь ко множеству существующих гипотез прибавилось еще одно предположение.
Известно, что, когда леммингов в популяции становится слишком много, они начинают мигрировать и никогда не меняют маршрута. Но в результате движения материков рельеф изменился, и некогда единую территорию разделила пропасть. Лемминги же так и не внесли поправки в свои карты и хотят мигрировать по старым маршрутам, чего бы это им ни стоило.
99. Герц
У нашего мозга четыре ритма активности, которые можно измерить при помощи электроэнцефалограммы. Каждый ритм соответствует определенному типу волн.
Бета-волны — от 14 до 26 герц. Человек бодрствует. На бета-волнах наш мозг работает в полную силу. Чем сильнее мы возбуждены, взволнованы, озабочены, чем сильнее чувства, которые мы испытываем, тем выше частота колебаний.
Альфа-волны – от 8 до 14 герц. Мы находимся в более спокойном состоянии, однако полностью отдаем себе отчет в том, что происходит вокруг. Когда вы закрываете глаза, садитесь поудобней, вытягиваетесь на кровати, мозг начинает работать медленнее, переходит на альфа-волны.
Тета-волны – от 4 до 8 герц. Это состояние дремлющего человека. Легкий послеобеденный сон, а также сон человека во время сеанса гипноза.
Дельта-волны — ниже 4 герц. Это глубокий сон. В этой фазе мозг поддерживает только жизненно важные функции организма. Мы приближаемся к состоянию физической смерти, и, что поразительно, именно в это время мы погружаемся в самые глубокие слои подсознания. Это происходит на длине волн парадоксального сна, когда возникают совершенно непонятные сновидения, а наш организм действительно восстанавливает силы.
Интересно, что когда наш мозг работает на частоте 8 герц, то есть на альфа-волнах, оба его полушария функционируют одновременно и в полной гармонии, тогда как на бета-волнах одно полушарие берет верх над другим – либо аналитическое левое полушарие, занимающееся решением логических задач, либо интуитивное правое, чтобы родить идею или найти выход из ситуации.
Когда наш мозг перевозбужден, во время бета-фазы, и напоминает перегревшийся радиатор, время от времени он автоматически переходит в альфа-фазу. Считается, что примерно раз в десять секунд мозг на несколько микросекунд переключается на альфа-волны.
Если у нас получается сознательно переходить на альфа-волны, наше сознание работает как ночник и меньше вступает в контакт с эмоциями. Тогда мы лучше слышим голос интуиции. На 8 герцах мы находимся в состоянии полной гармонии, бодрствуем и в то же время спокойны.
100. Шептун
Существует одна не очень известная профессия – шептун. Шептунов нанимают конные заводы, для того чтобы те успокаивали лошадей, особенно беговых, у которых расшатаны нервы. Правильному развитию лошади часто мешает то, что ей не дают интересоваться миром.
Больше всего ее беспокоят шоры, маленькие кусочки кожи, которыми ей закрывают глаза, чтобы она не смотрела по сторонам. Чем умнее животное, тем тяжелее оно переносит лишение возможности видеть происходящее вокруг.
Шептун тихо разговаривает с лошадью, шепчет ей на ухо, устанавливая с ней особые отношения, отличающиеся от тех, когда ее просто используют. Лошадь словно открывает новый способ общения с человеком и может теперь простить ему то, что он ограничивает ее поле зрения.
101. Гера
Ее имя означает «защитница».
Дочь Кроноса и Реи, Гера считается богиней, охраняющей женщину на всех этапах жизни. Она покровительствует браку и материнству.
Первоначально ее почитали, поклоняясь дереву.
Когда Гера пребывала на Крите, на горе Форнакс (теперь она называется Кукушкиной горой), ее соблазнил ее брат Зевс, приняв образ мокрой кукушки. Гера, сжалившись над птицей, спрятала ее у себя на груди и обогрела. И вместо благодарности была изнасилована. Униженная, Гера стала его женой. На свадьбу Гея подарила им дерево с золотыми яблоками. Брачная ночь Зевса и Геры длилась триста лет. Гера многократно возвращала себе девственность, купаясь в ручье Кана.
Зевс и Гера породили богиню юности Гебу, бога войны Ареса, Илифия, бога, помогающего при родах, и Гефеста, бога кузнечного ремесла. Последний появился в результате партеногенеза – Гера хотела доказать мужу, что не нуждается в нем, чтобы производить на свет детей.
Гера мстила мужу за бесконечные измены, преследуя соперниц и их детей. Среди ее жертв – Геракл, которому она подослала двух змей, и нимфа Ио. Зевсу пришлось превратить Ио в корову, но нимфа все равно сошла с ума от боли, которую ей причиняли укусы слепня, посланного Герой.
Однажды Гера, доведенная до отчаяния неверностью Зевса, обратилась к сыновьям с просьбой помочь ей и наказать ветреного супруга. Они связали спящего Зевса кожаными ремнями, чтобы он больше не соблазнял смертных женщин. Но нереида Фетида послала сторукого великана, который освободил Зевса. Зевс покарал Геру, подвесив ее между небом и землей на золотой цепи и приковав к ногам по наковальне. Освободил он ее лишь в обмен на клятву в вечной покорности.
Гера поняла, что супруг не образумится, и решила поступать так же, как он. Среди ее любовников – гигант Порфирион (Зевс испепелил его в отместку), Иксион, который совокупился с облаком, полагая, что это Гера (от этого союза родились первые кентавры), и Гермес.
Римляне называли Геру Юноной.
102. Энотеизм
Принято считать, что есть только политеизм (многобожие) и монотеизм (единобожие).
Однако возможен третий, не столь известный путь – энотеизм. Энотеизм не отрицает существования множества богов, но предлагает избрать одного из них. В энотеизме отсутствует представление о том, что избранный бог превыше, лучше других. Это означат лишь то, что те, кто поклоняется какому-то богу, выбрали его из множества других. Таким образом, энотеизм предполагает, что каждый народ выбирает себе бога и, следовательно, у разных народов боги могут быть разные, и ни один из них не выше другого.
103. Сфинкс
По-гречески «сфинкс» означает «душительница». У египтян встречаются сфинксы, сторожащие пороги, за которые не следует переступать. У этих сфинксов тело льва и голова женщины. Их лица, как правило, выкрашены в красный цвет и обращены к той стороне горизонта, откуда появляется солнце. Считалось, что они слышат, как движутся планеты, и знают разгадку всех тайн вселенной. В Египте переступить порог, охраняемый сфинксом, означает разрушить все табу и запреты.
В Греции сфинксом называли развратное чудовище женского пола с орлиными крыльями. Но крылья эти слишком малы, чтобы поднять сфинкса в воздух. Греки всегда изображали сфинкса пышногрудым. Согласно легенде, Сфинкс истребил население Фив, задавая прохожим загадку и пожирая тех, кто не мог ответить.
Загадка была такова: «Кто утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, вечером на трех?» Эдип дал правильный ответ – это человек. Действительно, в детстве человек ползает на четвереньках, достигнув зрелости, он ходит на двух ногах, а состарившись, опирается на посох, третью ногу.
Сфинкс символизирует загадку, которую человечество должно разгадывать на каждом этапе развития.
Задав вопрос, чудовище заставляет человека осознать, как далеко простираются границы его познания. Если этого осознания не происходит, следует наказание – смерть.
104. Сила пустоты
Человек всегда боялся пустоты. Пустота, которую римляне называли «Horror Vacui», древние ученые считали квинтэссенцией ужаса. Демокрит одним из первых заговорил о существовании пустоты. В V в. до н. э. он писал, что мы считаем материей то, что состоит из частиц, парящих в пустоте. Аристотель опроверг эту теорию, утверждая, что «природа боится пустоты». Лишь в 1643 г. итальянец Евангелиста Торричелли, вдохновившись идеей Галилея, доказал существование пустоты, поставив сложный опыт.
Он наполнил ртутью трубку длиной 1,30 м и поместил запаянным концом в чан, также наполненный ртутью. Он заметил, что уровень ртути в трубке понизился и наверху остается пустое пространство. Это абсолютно пустое пространство, так как воздух туда не проникает. Таким образом, Торричелли первым создал вакуум. Повторив опыт, он обнаружил, что высота ртути в трубке изменилась, и пришел к выводу, что объем незаполненного пространства зависит от атмосферного давления. В результате этих опытов был создан барометр – трубка, заполненная ртутью, – при помощи которого можно измерять атмосферное давление.
В 1647 г. немецкий физик Отто фон Герике создал первый вакуумный насос. Он вытянул воздух из двух плотно прижатых друг к другу металлических полушарий и доказал, что их не могут разъединить шестнадцать лошадей, тянущих по восемь в противоположные
стороны. Он также доказал, что вакуум обладает силой, способной удерживать вместе два куска металла.
Индуисты считают пустоту важнейшим философским понятием. Достичь абсолютной пустоты – высшая цель, к которой стремится мудрый. Они верят даже, что колесо, которое ступицы удерживают на оси, вращается благодаря тому, что между ступицами и осью – пустота.
Современные физики установили, что 70 % общей энергии во вселенной заключено в пустоте и только 30 % – в материи.
Эйнштейн также очень интересовался пустотой. Он предположил существование в космосе темной массы, не обладающей энергией и не испускающей света, – нечто недоступное пониманию его современников, – бросив вызов возможностям человеческого разума.
Позже физики Планк и Хейзенберг также изучали пустоту. Голландец Хендрик Казимир в 1948 г. интуитивно открыл силу, которой обладает пустота. Она названа силой Казимира.
Она так велика, что в 1996 г. в НАСА запустили проект по строительству «космического аппарата на силе Казимира». Возможно, это будет первый летательный аппарат, который сможет выйти за пределы Солнечной системы…
В 2000 г. телескоп «Хаббл» обнаружил в космосе невидимый объект, «темную массу» – предположительно субстанцию, обладающую самой большой энергией во вселенной.
В настоящее время энергию вакуума рассматривают как одну из отправных точек в астрофизических исследованиях. Существует даже теория, что вакуум порождает материю и что именно эта пустота произвела Большой взрыв.
105. Циклопы
Циклоп – тот, «чей глаз окружен кругом». Согласно греческой мифологии, циклопов было трое. Их имена означали проявления могущества Зевса – Стеропес (молния), Аргус (свет), Бронтес (гром). Объединившись с Гефестом, они выковали волшебное оружие и сражались на стороне Зевса во время битвы титанов. Предположительно в Древней Греции циклопы считались покровителями кузнечного ремесла. Кузнецы делали себе татуировку на лбу в виде круга, символизировавшего солнце, косвенный источник энергии их горнов. Позже фракийцы также стали делать подобные татуировки, надеясь, что это поможет им подчинить себе металлы.
106. Принцип Питера
«В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности». Этот принцип был впервые сформулирован Лоуренсом Дж. Питером в 1969 г. Он хотел создать новую науку – иерархологию, которая занималась бы проблемой некомпетентности работника. Он хотел исследовать, проанализировать и измерить естественное развитие некомпетентности внутри организаций и предприятий. Питер сделал следующее наблюдение: в любой организации, если кто-то хорошо выполняет свою работу, ему поручают более сложную задачу. Если он и с ней хорошо справляется, то получает повышение по службе. И так далее, пока работник не получит место, требующее от него больше, чем то, на что он способен. На этом его продвижение прекращается. У «принципа Питера» есть два следствия. Во-первых, работа в организации выполняется теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности. Во-вторых, квалифицированный и эффективный сотрудник редко соглашается оставаться на своем уровне компетентности. Он постарается сделать все для того, чтобы достичь уровня, на котором будет совершенно неэффективен.
107. Зевс
Его имя означает «светлое небо».
Третий сын Реи и Кроноса, Зевс родился на горе Ликей в Аркадии. Его отец пожирал своих детей, боясь, что они свергнут его с трона, и мать Зевса прибегла к хитрости, чтобы спасти ребенка. Она подменила его камнем, завернутым в пеленки.
Рея спрятала сына на Крите. Маленького Зевса воспитывали нимфы, питался он молоком козы Амалфеи, разделяя его с козлоногим богом Паном.
Возмужав, он сверг Кроноса и заставил его исторгнуть из уст братьев и сестер Зевса, а также камень, который некогда спас Зевсу жизнь. Этот камень затем был установлен в Дельфах в воспоминание об этом событии. Затем Зевс с братьями и сестрами собрал армию олимпийцев и победил титанов, во главе которых десять лет стоял Атлант. Этот период совпадает с десятью годами непрерывных землетрясений в Греции.
Зевс победил и стал править миром. Когда мать запретила ему жениться, он впал в великий гнев и угрожал изнасиловать ее.
Рея полагала, что спасется, превратившись в змею. Но… Зевс также превратился в змею и изнасиловал свою мать.
Так началась череда похождений Зевса, ставшего великим соблазнителем и насильником. Интересно, что каждому его «мифологическому подвигу» соответствовал захват греками одной из соседних территорий.
Первой его жертвой стала та самая Метида, которая изготовила напиток, заставивший Кроноса изблевать своих детей. Соблазнив Метиду, Зевс испугался, что она также родит ему сына-отцеубийцу, и проглотил ее. После этого у него страшно заболела голова. Чтобы облегчить его страдания, Прометей пробил ему череп, и на свет появилась Афина в полном вооружении и шлеме.
Воспользовавшись способностью принимать разные обличия, Зевс соблазнил Европу, представ перед ней в образе быка. На Данаю он пролился золотым дождем, Леде явился лебедем, а своей сестре Гере – кукушкой. Зевс прикинулся Аполлоном, чтобы соблазнить Каллисто, и принял облик Амфитриона, чтобы спать с его женой, известной своей верностью мужу. Список любовниц Зевса выглядит весьма внушительно. Однако он интересовался не только женщинами. Он «влюбился с первого взгляда» в юного Ганимеда, сына царя Троса. Ганимед считался самым красивым юношей на Земле. Чтобы похитить его, Зевс превратился в орла.
Зевс потерпел только две любовные неудачи – с матерью Ахилла и Астерией, одной из плеяд.
Астерия не отвечала ему взаимностью, и Зевс превратил ее в перепелку. Тогда она бросилась в море – так возник остров Делос.