5 мин.

Почему настольные игры тоже спорт?

  Посмотрев игры этого тура в РФПЛ, я совсем расстроился. Спартак летит Амкару в Перми, Валерий Карпин обвиняет всех подряд, Инсаурральде получает красную, Анжи никак не может собраться, продает весь состав, который должен был показать  хоть что-то в Лиге Европы, а Локомотив убивает у себя дома единственных ребят, которые без колоссальных бюджетов заставляли меня искренне улыбаться.

  Плюнув на русский футбол, включил трансляцию Челси-МЮ. Вы знаете, что это был за матч. Даже говорить не хочется. Вспоминается Йен Бенкс и его вопрос в философских «Шагах по стеклу».Что будет, если на пути неостановимой силы встанет неразрушаемое препятствие?  Ничего. Тупик. Стагнация. Тишина и Покой. В точности так же, как игра двух фаворитов АПЛ.

  Футбол надоел, регулярный сезон НБА еще не начался, но дома завалялись пару коробок настольных игр, которые в процессе вызывают жаркие споры и удовлетворение. Одна из них «Ужас Аркхема» по праву считается сложной, заставляет уповать на тактику совместных действий и удачу. Цель вашей команды - победа над злом, нависшем над стареньким городком в Америке начала-середины ХХ века, но это не суть. Я вдруг понял, что данное времяпрепровождение принесет мне больше развлечения, нежели весь спорт на телеэкране за прошедшие выходные.  

  И тут вы спросите, какое имеет это отношение к блогу о спорте, сайте о спортивных достижениях? Что кардинального должен я рассказать, чтобы вы восприняли эту информацию? Да просто я хочу поделиться своим осознанием того, что настольные игры – тоже спорт.

  Демьян Сидоренко, ныне коммерческий директор ХК «Спартак», известный организатор спортивных событий в нашей стране (в т.ч. Финал Лиги Чемпионов в Москве между Челси и МЮ), отмечал, что любое спортивное событие должно обладать набором атрибутов, чтобы считаться таковым. Их пять:

  1. Competitors / Участники

  2. Place / Место

  3. Equipment / оборудование

  4. Rules & Judging /  правила и судейство

  5. Time / временные рамки

  А теперь рассмотрим настольные игры, подгоняя их под эти незамысловатые атрибуты на примере, предположим, всем известной «Монополии».

  1. Тут всё прозаично. Вы пришли к друзьям/пригласили их к себе, предложив сыграть в Монополию, они/вы согласились, вот вам и участники. От двух до четырех, в зависимости от того, сколько игроков разрешается правилами.

  2. Местом игры станет игровая площадка, которую вы покупаете в комплекте с игрой. Разместить данное поле вы можете на полу/столе/коленях. Не так важно, будет ли на ней написаны бренды выдуманных предприятий по типу «Пончиков от Гомера Симпсона» или же, как в русском аналоге Монополии («Бизнес») будут указаны названия улиц Москвы и производств (Пушкинская, Белая Дача). Смысл самой игры, который понятен детям уже лет с десяти, от этого не поменяется.

  3. С оборудованием, так же, как и с полем всё ясно. Кубики, набор денежных средств и разноцветные фишки, которыми вы ходите по полю, изображая магната, прилагаются.

  4. И снова я не буду ничего выдумывать и скажу. Что правила можно найти в той же самой коробке, что и всё остальное. На прочтение правил для Монополии уходит пять минут от силы, в зависимости от вашей скорости чтения, десять. Но они никогда не являлись замудренными. Честно, я сам до сих пор не понимаю всех правил в баскетболе, для меня загадка, почему при двойном ведении и пробежках ЛеБрону Джеймсу или Дэррику Роузу не свистят в НБА. А на попытку объяснить жене, что такое оффсайд и с чем его есть, я давно плюнул.  Но «а судьи кто?». А судьями в настольной игре, проводимой в качестве дружественной посиделки, конечно, будут сами участники. Хотя тут можно смухлевать (подвинуть фишку сверх меры, украсть пару лишних рублей из банка), это не будет также красочно и не запомнится, как постоянные симуляции Бускетса. И потом никто не обвинит друг друга, как это делают с судьями в футболе.

  5. Временные рамки ограничиваются самими участниками. Как только наметился первый победитель в Монополии, так, возможно, игра и закончится, хотя уж что-что, а тут простора для камбека хватит. Ростов был ограничен в понедельник 45 минутами второго тайма, чтобы отыграть гол, все мы знаем, чем всё закончилось. Ну а, маленькая неудача в броске кубиков может превратить вас из олигарха в нищего и наоборот.

  Расписав всё это дело по атрибутам, я улыбнулся и понял, что не хватает еще одного, ради чего в принципе всё и писалось. И этим атрибутом именно в настольных играх является фантазия и пытливый ум. Конечно, если хочется, в шахматах пешек можно заменить на монстров, ладьи на солдат, ферзей на Т-95, но это будет всё играть лишь в том случае, если вы захотите их превратить в данные картины в своем воображении. Фантазия может вас в одночасье переместить из скучного понедельника со скучными матчами в старинный, заваленный трупами, заполонённый бандитами, наводненный монстрами городок, в котором вы будете бороться со злом. Да настолько качественно и с такими непередаваемыми эмоциями, что не сможете оторваться до раннего утра. А в футболе ваша фантазия не сыграет никакой роли. Моя фантазия не помогла Боруссии взять Лигу Чемпионов в этом году, хотя я верил и надеялся, честно-честно.

  Подведя итог сравнения процесса игры в «настолки» со спортивным событием, хочется сказать, что это лишь приквел, оправдывающий смысл данного блога. Есть варгеймы, которые намного красочней монополии, намного многогранней шахмат, антуражней покера, нервозней футбола. Они несут в себе все атрибуты спортивного события, а смотреть их в качестве зрителя не менее интересней, чем легкую атлетику. Только если в последней девизом является «Быстрее, выше, сильнее», то там им станет «умнее, хитрее, рассудительней».