10 мин.

Скажи мне, кто твой друг... - Сева Абдулов и Володя Высоцкий

  25 июля 2002 года Сева Абдулов пришел на Ваганьковское кладбище на могилу  своего лучшего друга  Володи Высоцкого. Он приходил сюда каждый год, хотя  лет с того черного дня, когда он потерял своего друга, прошло немало, но именно в этот день ему вдруг стало плохо, а к вечеру он уже был госпитализирован. Через два дня Всеволода Абдулова не стало...

лента

 Вы спросите, почему я начал свой псто с Абдулова, а не с Володи, чей уход из жизни до сих пор заставляет болеть сердце у всех, кто вырос под его песни и восхищался его игрой в кино и в театре? И ведь именно сегодня день памяти Володи Высоцкого и писать нужно о нем, но знаете, я тут перевернул до кучи материалов и наткнулся на поразительный рассказ Александра Пороховщикова, который моментально окунет вас в атмосферу того времени  и той богемной жизни, в которой жил, творил, задыхался, но все равно жилы рвал ради искусства Володя Высоцкий. Так вот:

- В Театре на Таганке готовили вечер Высоцкого. В зрительном зале сидел Юрий Любимов - подбирал фрагменты из спектаклей Володи. В зал зашли актеры Таганки. И Володя. Но было темно, никто его не заметил. «Благодарные» зрители - коллеги Высоцкого - смотрели на экран и комментировали: «Да какой он Дон Гуан - от горшка два вершка». И все другое в том же духе. Такие вот были... «друзья-товарищи». И Володя вполголоса сказал, но я его услышал: «Е... твою мать, за что они меня так ненавидят?!» Увы, многие дружили с Высоцким из зависти. Он и в компании друзей был вместе со всеми и в то же время ни с кем. Одиночка. И близко к себе мало кого подпускал. Думаю, у него был единственный настоящий преданный друг - актер Всеволод Абдулов.

Помню, после смерти Володи Сева приходил ко мне на дачу, садился на веранде, наливал рюмочку и, глядя в одну точку, мог просидеть так целый день. Тосковал по Володе. А если бы у Высоцкого было столько друзей при жизни, сколько их стало после его смерти, думаю, он был бы сейчас жив. (с)

Поняли, да?  Вот и захотелось вам рассказать, каким  же он был - Всеволод Абдулов и как крепко они дружили с Володей.

   

сева

Ну, скажу сразу, что Сева родился в семье таких артистов, что ни о какой другой профессии, кроме актерской, даже не думал. Ну а что вы хотите? Его папа -  Осип Наумович Абдулов, Заслуженный артист РСФСР, которого любой, кто видел  "Свадьбу" по Чехову, сразу узнает. Потому что там он так роскошно сыграл грека, что запоминается  этот маленький эпизод на всю жизнь. Показываю:

                                                                                          " Свадьба"

                      

Мама Всеволода, Елизавета Моисеевна Метельская, которую смолоду и до последних дней все близкие называли Елочкой, тоже была актрисой. В молодости она была чудо как хороша: золотоволосая блондинка с серо-голубыми глазами, статная, с потрясающим профилем, сияющей улыбкой, очень остроумная, радушная хозяйка и одновременно гранд-дама с изысканной манерой речи, с прекрасным французским языком…

Выйдя замуж за Осипа Абдулова, оставила сцену. «Актер в семье должен быть один, – считала она. – Если кто-то из нас действительно актер, то это, безусловно, Осип»

                                                                           Вот такая  у Севы мама 

мама Севы

Двери роскошной квартиры Абдуловых в актерском доме на улице Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок) всегда были открыты для друзей. Стены украшали многочисленные фотографии корифеев театра, знаменитых писателей, музыкантов, художников с дарственными надписями. Здесь, в гостиной, отделанной бревнами – под деревенскую избу, хозяев частенько навещали Вахтангов и Завадский, Мейерхольд и Зощенко, Ахматова и Плятт, Олеша и Светлов, Марецкая и Михоэлс… Словом, вся творческая элита той эпохи.Так что Сева рос в удивительной атмосфере семейных вечеров, о которой можно было только мечтать.

После школы Сева подает документы во все театральные вузы Москвы.  Его приняли в ГИТИС, Вахтанговскую школу, а вот со студией  МХАТа были проблемы, но ему хотелось только туда. На его счастье,  выпускники студии ревностно следили за абитуриентами, которые завтра, возможно, придут учиться у их Мастера. «Володя… при всей своей загруженности – госы, спектакли – прибегал посмотреть на новеньких, – вспоминал Абдулов. – Углядел меня, наверное, на первой консультации, подошел. Пытался помочь, учил кое-каким тонкостям… И если бы не его помощь, не видать мне Школы-студии, как марсианской пыли…

Высоцкий, разумеется, тотчас познакомил его со своими друзьями с Большого Каретного. «Там, – вспоминал Абдулов, – была блестящая компания: Кочарян, Утевский, Макаров, Шукшин, – но им всем еще только предстояло состояться…»  А в доме на Немировича-Данченко уже Высоцкий, по мнению Абдулова, «находил… то, к чему подсознательно стремился. Весь этот дом – легенда, сейчас он увешан мемориальными досками, а в те годы все эти люди были живы, встречались во дворе, запросто заглядывали друг к другу в гости. Когда Володя попал в театр Пушкина, там играла Фаина Раневская. Их тогда разделяла невероятная дистанция, а в этот дом она приходила запросто, как и он, и они общались на равных. Наконец, в нашем доме ему было просто хорошо…»

                                                                                  Вот этот дом

дом

 

По окончании училища Всеволод стал полноправным актером МХАТ имени Горького. Сева говорил: 

«Я в артисты пошел не за аплодисментами и признанием, а чтобы получать удовольствие от лицедейства… Я – счастливый человек. Что бы ни случилось, как бы тяжело ни было, что бы ни происходило, – у меня есть профессия, которая для меня в с ё. Своим любимым делом я начал заниматься бесплатно. А когда за это еще и платят… Это невероятное стечение обстоятельств, мне повезло. Никогда не нужно выбирать то, что тебе не нравится, но считается престижным, или то, что сейчас нужно. Или то, что тебе советуют другие. Ты должен собраться со своими мыслями и четко понять, что хочешь именно ты. Иначе испортишь себе всю жизнь…»   

! Вот где сейчас встретишь таких людей? Да ещё в актерской среде?

Многим друзьям Севы повезло не в пример больше, чем ему. Зависти к ним он не знал, он их любил. И они его любили. И в общении с ним черпали вдохновение. Это необычайно важно: иметь рядом с собой не просто понимающего и готового помочь, это само собой, но именно вдохновляющего человека… Может поэтому и любил его Володя и песни для него писал. Вот эту, например:

                        

 В 1970-м, когда Марина Влади и Высоцкий решили узаконить свои отношения, свидетелем со стороны невесты выступил московский корреспондент парижской газеты «Юманите» Макс Леон, а от жениха, естественно, Всеволод Абдулов. Тогда, 13 декабря, он был свидетелем, а затем, вплоть до самого последнего, смертного часа Высоцкого, ангелом-хранителем этой удивительной супружеской пары. 

высоцкий

 Слухи и сплетни, постоянно сопровождавшие Высоцкого, разумеется, так или иначе доносились и до Марины Влади. Она же доверяла только информации от Севы. Когда в критических ситуациях ей в Париж звонил Абдулов, она бросала все и летела на помощь. Именно ему выпала тяжкая участь ранним утром 25 июля 1980 года сообщить Марине Влади, что она уже вдова…

Сам Абдулов ещё в 1977 году попал в аварию, возвращаясь со съемок из Баку. До дома оставалось всего 800 километров. "Вдруг на приличной скорости, - рассказывал потом Абдулов,- под тульским городком Ефремово взрывается переднее колесо, машина сделала шесть полных переворотов через передок..."

Севу привезли в местную больницу, где три недели он пролежал без сознания, "мозг был полностью залит кровью". Врачи к нему даже подходить боялись, говорили, что все бессмысленно и шансов нет. Мама без конца повторяла, как заклинание:"Он выживет, мой мальчик. Не может такого быть, чтобы я потеряла и третьего сына"

О случившемся под Тулой Высоцкий ничего не знал. В то время он с Мариной как раз был на Таити и, лишь вернувшись в Париж для завершения работы над пластинками, позвонил в Москву домой Любимову. К телефону подошла мама Юрия Петровича, Владимир поинтересовался, что нового в театре, вообще, какие новости. Потом спросил, как там Сева? А она заплакала: «Уже все!»

Высоцкий тут же помчался в «Ле Бурже», кружным путем улетел в Москву, а уже из Шереметьева на «Мерседесе» рванул прямо в Ефремово, где в местной больничке отходил после реанимационных процедур Всеволод. «Я… в сознании, в плавающем, слабом сознании, но уже соображал, – рассказывал Абдулов. – Вдруг вбегает ко мне медсестричка, совершенно обезумевшая, и кричит: «К вам Высоцкий!» Он рванул дверь на себя и ворвался. С одной стороны, это был ужас и кошмар, что он уже не застал… А с другой, он же к умирающему…Значит, надо сделать хорошую мину при плохой игре. И поэтому – остановившиеся, оцепеневшие глаза… Слава богу, меня на мой идиотский розыгрыш хватило секунд на 30. Я вскочил. А он: «Сволочь! Убью!..»

Осенью, поздравляя с 50-летием Олега Николаевича Ефремова, Высоцкий не удержался, чтобы не вплести в свою юбилейную оду легкий, прозрачный, невидимый для непосвященных, недвусмысленный упрек:

" Здесь режиссер в актере умирает,  И вот вам парадокс и перегиб: Абдулов Сева - Севу каждый знает - В Ефремове чуть было не погиб..."

    Более двух лет Всеволод Абдулов находился в тяжелом состоянии. Вернуть его к жизни можно было только работой. Однажды Высоцкий привез другу сценарий к фильму, который собирался снимать Станислав Говорухин. Ну, вы уже поняли, да? «Место встречи изменить нельзя».  Друг предложил Абдулову выбрать из имеющихся в сюжете персонажей, того, кто  ему более интересен. У актера был большой выбор. Но он отдал предпочтение роли негодяя и предателя. На вопрос «А если я не поправлюсь к началу съемок?» Высоцкий ответил вполне серьезно: «Не имеешь права!». 

И Сева сыграет Соловьева  просто блестяще.

 

сева

Тем не менее последствия той аварии преследовали Севу до конца жизни. Ему изменяла память и он нашел себя в работе "за кадром". Он озвучивал  множество зарубежных фильмов и мультфильмов. Также известно исполнение им роли Понтия Пилата в русской версии рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». Но мне хочется, чтобы вы послушали его голос в нашем мультфильме и я выбрал вот этот, где Сева - "Колобок".  

                                                     

Сева Абдулов никогда не давал интервью о Владимире Высоцком. Швырял телефонную трубку, едва журналисты приставали к нему с вопросами об этом. У них с Володей была добрая и бескорыстная дружба. Когда после смерти Высоцкого выстроилась непристойная очередь из желающих оказаться посмертно «лучшим другом» ушедшего поэта, при упоминании имени Всеволода Абдулова все они стыдливо умолкали, признавая единодушно это право за ним. Их имена прочно связаны. Пожалуй, он был единственным другом Высоцкого, кто никак не эксплуатировал их отношений. Ни до, ни после смерти  Володи.

И только Никите Высоцкому Сева уступил, а в конце беседы сказал: "Когда я в детстве читал легенды про рыцарей Круглого стола, то и не представлял, что одного из них однажды встречу. Мне было 17 лет, когда я узнал Володю. И я по сей день продолжаю верить в этих рыцарей, в настоящую дружбу, потому что узнал его. Смешного, невозможного, заводного, наивного, мудрого."

                                                  В. Высоцкий и В. Абдулов - "Нет друга, но смогу ли..."

                   

                Сева Абдулов обещал пережить Высоцкого на три дня. Исполнил. Почти. Уйдя из жизни через 22 года и три дня. Вот такая история....        

лента