Трансферы 2015-2016
Каждый год хотел написать что-нибудь о трансферах и о том, как команды будут выглядеть на следующий год. В этом году похоже окончательно созрел. Наверно стоит начать с двух больших команд, которые уже определились с окончательным составом на 2016-ый год. Речь пойдет о Катюше и team Sky.
В Катюше в следующем сезоне будет 28 гонщиков, на одного меньше чем в нынешнем. Команда стала существенно моложе, в следующем году в рядах команды Вячеслава Екимова появятся сразу три 21-летних неопро, а самом возрастном новичку Юргена ван ден Бруку 32 года, в свою очередь покинули команду по разным причинам ветераны: 34-летние Дани Морено и Александр Колобнев, 35-летний Джампаоло Карузо и 38-летний итальянский маэстро Лука Паолини.
Молодые гонщики это конечно хорошо, рано или поздно надо было заняться омоложением команды, учитывая наличие в команде большого количества ветеранов, но сама команда сильнее вряд ли стала. Тем более процесс омолаживания имел достаточно случайный характер. Карузо и Паолини уже успели подписать с Катюшей контракты на 2016-ый год, а уже потом влипли в неприятные, а в ситуации с опытным Паолини и вовсе в глупую допинговую истории.
Сильно ослаб состав команды на Арденнские классики, учитывая очень важную роль в подобного рода гонках Морено и Карузо. Пурито Родригес в решающей стадии Льеж-Бастонь-Льеж, которую он по-прежнему мечтает выиграть, рискует оказаться изолированным. Новички Таарамяе и ван ден Брук конечно умеют гоняться на таком рельефе, но все же очевидно, что такие гонки Морено и Карузо подходят больше. Можно вспомнить и о Колобневе, который повесил велосипед на гвоздь в этом году еще весной. Сейчас бы он точно не помешал. Таким образом состав Катюши на Арденнские однодневки за один год из самого сильного превратился в весьма слабый. А однодневные гонки, особенно монументальные, имеют для Катюши огромное значение, ведь в команде на данный момент нет гонщика способного выиграть супермногодневку. Как миниму 4 раза Катюша была очень близка к победе на Л-Б-Л. С Колобневым в 2010-м, с Пурито в 2013-м, с Карузо в 2014-м, ну и в этом году, когда шансы выиграть "Ля Дойенн" на последнем километре имели и Морено, и Родригес. Маловероятно, что проклятье этой престижной однодневки удастся снять оставив лидера без подходящих грегари.
Что касается северных классик, то тут все не так плохо. Да, потеря Паолини на первый взгляд выглядит серьезно, но если вспоминать этот сезон, то большое значение для Алекса Кристоффа Лука сыграл только на Милан - Сан-Ремо, где сумел задать для лидера команды комфортный темп на Поджо и не дал никому далеко уехать. Да, с Паолини на Поджо было бы комфортнее, но общими усилиями оруженосцы Кристоффа, Дегенкольба и Буанни все равно имеют хорошие шансы свести гонку к спринтерской разборке и в следующем году. На Ронде ван Влаандерен и Париж - Рубэ Паолини последние 2 года выступал достаточно блекло. Молодые Халлер и Кузнецов хорошо спрогрессировали и вполне готовы оказать помощь Кристоффу на решающих этапах гонки. Холмистые брусчаточные подъемы характерные для Ронде ван Влаандерен также вполне подходят под Бистрема и Цатевича. Смукулис хороший гонщик, но как правильно свою работу на однодневных гонках выполнял в первой части гонок и его есть кем заменить. Паолини играл большое значение и в спринтерском поезде Катюши, но после схода итальянца с Большой Петли Халлер и Гварньери и без него выигрывали борьбу за позицию на последних километрах. К тому же в команде появится опытный датчанин Меркев, который судя по всему займет место в поезде Катюши. Поговаривают, что Меркева пригласили по личной инициативе Кристоффа. Перед нынешним сезоном также по инициативе норвежца в команду пригласили Якопо Гварньери и итальянец со своей ролью справлялся просто блестяще на большинстве гонок сезона.
Уход Трофимова стал полной неожиданностью для руководства команды. В Катюше у Юрия была возможность из года в год пробовать себя в качестве генеральщика на одном из супер туров сезона. В Тинькофф такой возможности у Трофимова не будет, Майка наверняка поедет Джиро капитаном, Контадор планирует дубль Тур + Вуэльта. Заменит Трофимова в качестве генеральщика на один из гран-туров видимо Закарин. Что касается недельных многодневок, то тут все по-прежнему неплохо. Шпилак может в очередной раз принести команде большое количество очков в мировом туре. Нацеливается на недельные туры и эстонец Таарамяе (на фото), который похоже наконец приходит в себя после проблем со здоровьем, которые мешали ему последние несколько лет.
Вполне могут зацепить на отдельных недельках хорошие результаты Пурито, Закарин и даже ван ден Брук. Основной же задачей опытного бельгийца выглядит все же подстраховка Родригеса и Закарина на супермногодневках.
Теперь о молодежи. Приглашение Мамыкина выглядит совершенно логично. Матвей был лучшим нашим гонщиком выступавшим по молодежи. Мамыкин сумел выиграть тяжелейший горный этап Джиро делла Валле д'Аоста из отрыва и даже примерил майку лидера гонки. Еще больший успех Матвея ждал на Тур де л'Авенир, где он не только выиграл последний горный этап, но и занял 3-е место в общем зачете и забрал горную майку. Что ж, очень хороший молодой горный гонщик, но большого энтузиазма у меня пока нет, учитывая сколько наших молодых гонщиков за последний десяток лет подавали большие надежды, но так и не стали по разным причинам стать звездами. Хатунцев, Колесников, Игнатьев, Ровный, Трусов, Крицкий, Силин, Галимзянов, Новиков, да и Чернецкий в последнее время тоже не радует. Будем надеяться, что Мамыкин окажется несколько успешнее.
Радует, что руководство Катюши обратило свое внимание на очень перспективную в плане велоспорта Колумбию и пригласило в команду Джонатана Рестрепо. Однако пока он будущей суперзвездой, как все тот же Мигель Анхель Лопес из Астаны не выглядит. Рестрепо достаточно универсальный гонщик, имеет целый ряд золотых медалей с Панамериканских чемпионатов на треке, в этом году также стал чемпионом в групповой гонке на шоссе среди молодежи. Тем не менее уровень трекового велоспорта в этом регионе не так высок. Рестрепо умеет хорошо ездить в горах, по меркам Колумбии у него сильная разделка и спринт, но на чемпионате мира в Ричмонде Рестрепо смог занять только 36-е место в гонке с раздельным стартом, что лишний раз свидетельствует о том, что уровень в разделке молодых колумбийцев и сильнейших раздельщиков мира несопоставим. Пока у Рестрепо нет никаких результатов на европейских гонках. Джонатан гонщик безусловно талантливый, но не из числа тех, кто готов уже в первые пару лет показывать высокие результаты среди профиков на шоссе, ему предстоит непростой процесс адаптации в Европе, который может занять много времени.
Нилс Политт несколько лет гонялся в Team Stölting, в которой последние годы собрали едва ли не всех самых талантливых немецких гонщиков (в 2016-м Stölting объединится с датской проконтинентальной командой Cult Energy). Нилс типичный представитель немецкой школы велоспорта, мощный гонщик (192см, 80кг), который также, как и Рестрепо показывал в юниорские годы хорошие результаты на треке, становился чемпионом Германии. Политт не сумел в этом году пробиться в состав сборной Германии на чемпионат мира в Ричмонде в разделке, учитывая высочайший уровень конкуренции в Германии в этом виде. Тем не менее в рядах свой команды отметился 6-м местом в разделке на Туре Баварии (гонка высшей категории). В будущем Политт может вырасти в топового раздельщика и учитывая его комплекцию в специалиста северных классик.
В общем молодежь Катюши весьма перспективная, но на супер турах и на монументальных однодневках в 2016-м мы их не увидим. Респрето вообще планирует первую часть сезона посвятить подготовке к трековой программе Олимпиады в Рио.
Потенциал команды в разделке вырос с приходом ван ден Брука, Таарамяе и Политта, однако в ряды сильнейших команд мира в командной гонке Катюша вряд ли войдет, а на Джиро и Туре командных гонок, как мы уже знаем, не будет.
В целом я бы поставил за нынешнюю трансферную компанию Катюше 5 из 10.
В Sky в следующем году будет 29 гонщиков (во второй половине нынешнего сезона на контракте было 28), команда тоже стала существенно моложе, контракт с ветеранами Пэйтом и Айзелем продлевать не стали, зато подписали контракты с целым рядом молодых талантливых гонщиков. Эту трансферную компанию, пожалуй, можно назвать самой впечатляющей в истории британской супер команды с 2010-го года.
Произошла очень важная смена 2-го по силе генеральщика команды. Ричи Порт по обоюдному согласию перешел в BMC. Порт давно хотел себя попробовать в качестве главного гонщика команды, а в Скай так и не дождались от него результатов на гран турах. Ричи отлично проявлял себя на недельных гонках, но в Скай есть кем заменить австралийца и на этой позиции. Вместе с Портом покинул команду и его приятель Нэйтан Ирл, который за пару лет проведенных в команде так ни чем и не запомнился. Место Порта в команде Дэйва Брэйлфорда займет баск Микель Ланда (на фото), совершивший в 2015-м фантастический прорыв на новый уровень.
Ланда не только сумел попасть в тройку общего зачета Джиро, но и имел шансы выиграть итальянскую многодневку, если бы руководство Астаны предоставило баску немного больше свободы действий. Очень хорошо Ланда проявил себя и на Вуэльте, пусть о борьбе в общем зачете речи не шло, баск сумел выиграть королевский горный этап и внес решающий вклад в победу Фабио Ару в общем зачете. Руководство Скай уже объявило Ланду своим капитаном на предстоящую Джиро, причем поговаривают, что Ланда будет иметь в британской команде гораздо большую свободу, чем Порт. Микелю вероятно не придется помогать Фруму на Туре, после Джиро он сфокусируется на подготовке к Вуэльте. Специально под Ланду в команду был приглашен еще один сильный баск Беньят Интчаусти. Интчаусти имеет большой опыт выступление на Джиро, он выиграл на ней 2 этапа и примерял розовую майку. Именно в связи с приходом в команду Микеля Ланды руководство team Sky продлила контракт с еще одним баскским гонщиком, ветераном Хавьером Зандио (Зандио собирается закончить карьеру после 2016-го года).
Теперь о втором "большом" новичке британцев. Экс-чемпион мира Михал Квятковски в представлении уже не нуждается. Sky считается одной из сильнейших команд мира, тем не менее британцы пока ни разу не выигрывали монументальные однодневки, именно этот пробел постарается восполнить польский гонщик. К тому же Михал будет иметь в Sky возможность выцеливать недельные многодневки мирового тура. Вместе с Квятковски пригласили в команду и его соотечественника и партнера по Etixx - Quick Step Михала Голаша. Голаш и сам по себе достойный гонщик, будет одним из важных помощников более именитого поляка.
Теперь поговорим о молодежи. Денни ван Поппель тоже уже хорошо известный спринтер. Голландец в 2013-м стал самым молодым участником Тур де Франс в послевоенную эпоху и едва не выиграл первый же этап той Большой Петли, а в этом году он уже выиграл этап на Вуэльте. Тем не менее парой ведущей себя очень странно генеральный менеджер Trek Factory Racing Лука Гварчилена не стал препятствовать уходу одного из 5 самых талантливых спринтеров мира из своей команды.
Итальянец Джанни Москон до своего недавнего подписания в Sky гонялся в знаменитой любительской команде Zalf-Euromobil-Desiree-Fior, которая подготовила к профессиональному велоспорту несколько десятков будущих элитных гонщиков. Основной специализации итальянца можно назвать холмистые однодневки, а также многодневки с не слишком сложными горными этапами. Москон отличный панчер и имеет хороший спринт из небольшой группы. Москон в 2015-м отметился целым рядом побед и призовых мест на престижных однодневных гонках и по праву называется почти всеми специалистами одним из сильнейших молодых гонщиков мира вне зависимости от специализации. Если все пойдет гладко, то возможно станет одной из звезд и в профиках.
Единственным британским новичком Sky в 2016-м станет ровесник Москона Алекс Питерс. Питерс этот год провел в новом молодежном проекте SEG Racing. Он по свои гоночным характеристикам близок к Москону, также в основном предпочитает холмистый рельеф, правда спринтует не так резво, но гонщик тоже весьма талантливый, который при грамотном подходе не затеряется в профессионалах, но ему скорее всего понадобится больше времени на адаптацию.
Теперь о потерях. О Порте мы уже порассуждали. С Ирлом, Айзелем и Саттоном контракты переподписывать не стали, австриец в последнее время заметно сдал. Саттон хоть еще отнюдь не ветеран, но уже тоже давно ничего интересного не показывает. Ирл к гонкам на высоком уровне оказался просто не готов.
Более существенными выглядят потери Пэйта и Сивцова. Американцу Дэнни Пэйту уже 36, но о каком-то спаде в его случае говорить не приходится, тем не менее он не играл в команде большую роль, несмотря на то, что свою работу выполнял на совесть. Тум мне кажется можно провести параллели со Смукулисом у Катюши - оба выполняли схожие обязанности добротно, но гонщиками незаменимыми их не назовешь. Белорус Костя Сивцов был важным горным помощником. Тем не менее в Скай на данный момент такого плана гонщиков тоже очень много. На пользу переход в Dimention Data пойдет и Сивцову. В DD он будет передавать опыт самому талантливому чернокожему африканскому горняку Мерхави Кудусу, но также сможет преследовать и личные амбиции, о которых в Скай он практически забыл.
В целом Скай хорошо укомплектован на гонки совершенно разного профиля. Отличный состав на супермногодневки и недельные туры, очень хорошая классическая группа, один из сильнейших в мире чистых спринтеров Вивиани, к которому они добавили еще и ван Поппеля.
Оценка за трансферную компанию: 9 из 10-ти.
Кстати, у Скай есть еще такой стажер Tao Geoghegan Hart, которого они хотели подписать полноправным участником, но он захотел еще год числиться в Axeon и ездить там "для себя", периодически выступая за Скай.