Почему на «Тур де Франс» нужно побывать хотя бы раз в жизни
Антураж самой популярной велогонки мира, которой живет Европа, а Россия не просто участвует, но и побеждает.
Гонщику команды «Тинькофф-Саксо» Петеру Сагану наскучил белый цвет майки (лучшего молодого), и он решил разбавить его цветом спринтерской зелени, провинция Бретань была взята небольшой эритрейской армией, а за всем этим наблюдали тысячи людей и некоторое количество смурфов.
Этот репортаж должен был начинаться словами – «В субботу 11-го мы проснулись от страшных криков, в городе Ренн то ли свергали правительство, то ли праздновали чемпионство местного футбольного клуба – впрочем, оба события имеют примерно одинаковую степень вероятности». Увы, окна отеля оказались достаточно прочны – и крики, и хрупкую интригу текста разбили вдребезги. Зато сохранили наш сон – за что им отдельное спасибо.
А крики все-таки были. Старт очередного этапа «Тур де Франс» находился в полусотне метров от нашего отеля – и именно там по-настоящему свирепствовала торсида (переведите это слово с португальского на эритрейский!) из Восточной Африки. До старта оставалось часа три, и эритрейцы на прохладном бретанском ветру только разогревались. Дело было вот в чем – кошмар всех комментаторов мира Даниэль Теклехайманот за день до этого завоевал майку горного короля. История государства Эритрея коротка и местами трагична. История тамошнего велоспорта вряд ли длиннее, но зато не в пример радостнее. Может, президенту Афеворки стоит добавить в государственные цвета немного красного гороха – в честь успеха своего соотечественника?
Прошлогодний фильм Whiplash про одного юного барабанщика не только принес Джей Кею Симмонсу Оскар, но и вдохнул очередную новую жизнь в знаменитую композицию «Караван». Три дня мы ожидали этой композиции во время старта рекламного каравана на «Тур де Франс». Три дня организаторы разбивали наши чаяния, как окна отеля разбивали эритрейские крики. И караван отправлялся в путь каждый день под другие – более легкомысленные – песни.
О караване нужно рассказать особо. За пару часов до старта этапа каждый день по тому же маршруту выезжает вереница автомобилей.
Атлетичные юноши и симпатичные девушки охотно делятся с болельщиками рекламной продукцией (вода, багеты, кофе, кепки итд). Они предусмотрительно пристегнуты ремнями к крышам своих авто – чтобы ненароком не выпасть на двухсоткилометровом пути. Караван – это не только приятные призы для зрителей – это главным образом разогрев. Потому что не все могут заводить себя, как эритрейцы. А если вам в дополнение к хорошему настроению достанется чашка кофе или французский батон – что ж, это просто приятный бонус. Вот этот зритель тоже, наверное, выпрашивает приз.
Как только гонщики покидают площадку у автобуса «Тинькофф-Саксо», мы прыгаем в техничку. Мы не следуем за пелотоном – у нас другая задача. Те, кто смотрит велоспорт, знают, что перед стартом каждого этапа в телетрансляции рисуют его профиль, пишут города, через которые проходит маршрут, отражают ландшафтные неровности. Такой же профиль нарисован в специальной книге под названием роудбук (да простят нам французы англоязычную терминологию!). О том, что в том же роудбуке нарисована карта движения автотранспорта, не участвующего в гонке, знают меньше. В нашем случае две ломанные линии – этап и маршрут движения нашего авто – пересекаются дважды. Это значит, что мы дважды можем остановиться и посмотреть гонку живьем.
На 10-м километре пелотон заглядывает в городок Ля-Фужерес. Здесь построен мемориал солдатам, павшим на трех войнах – франко-прусской, первой мировой и второй мировой. Рядом – как продолжение мемориала – кладбище. Удивительно ухоженное, словно каждый монумент – отдельный экспонат. Неподалеку собор XII века (интересно, кто тогда выигрывал «Тур де Франс»?). Все это в одном квартале от трассы. И если в телетрансляцию эти красоты попадают (точно не знаем – мы же смотрим гонку живьем), то гонщики их абсолютно точно не видят. А потому нередко, уже после окончания карьеры, бывшие профи собирают чемоданы и едут по местам собственной боевой славы, нерассмотренное рассматривать.
Мимо нас проносится квартет беглецов. В небо взлетают черно-белые бретонские флажки – один из местных гонщиков находится в отрыве. Вместе с нем Сильвэн Шаванэль, некогда одна из главных звезд французского велоспорта. Ни бретанец, ни Сильвэн, ни их попутчики субботний этап не выиграют. И понимают это даже на 20-м километре дистанции.
Пелотон, словно упитанный, но проворный удав неумолимо преследует свою жертву. У него желтая голова – ведь возглавляет работу команда «Тинькофф-Саксо» – пестрое от разноцветных велокурток тело и растрепавшийся хвост – даже не небольшом подъеме некоторые гонщики начинают выпадать. Но главный подъем дня – Мюр-де-Бретань еще впереди.
Наша вторая остановка – в городке Лудек. Если будете проездом – не заказывайте тут капучино, в местном баре перебои с молоком. Если бы бар назывался «Корова», было бы даже немного грустно. Зато велосипеды тут висят, словно обычные, а не заводные апельсины. Оранжевые. Поспели.
Из открытого коттеджного окна отчаянно грассирует труднопроизносимым «р» французский комментатор. Это местные любители велоспорта решили совместить приятное с еще более приятным. Они вынесли стулья, а телевизор поставили на подоконник и развернули экраном на улицу. Из этой самой трансляции они первыми узнают о приближении пелотона и вскакивают со стульев с прытью Петера Сагана, взлетающего на крутой подъем.
Саган в этот день действительно летит. Подъем на Мюр-де-Бретань он начинает в самой голове пелотона. 10-процентный градиент – это совсем не его территория. Но Саган – третий в генеральной классификации, всего в нескольких секундах от лидера – Криса Фрума. На его плечах майка лучшего молодого гонщика столь белая, что мы понимаем, куда ушло молоко из Лудека. Если Саган выиграет, он наверняка возьмет еще две майки: зеленую – лучшего спринтера и желтую – вы понимаете, чью.
Первый километр подъема – самый крутой. Саган держится молодцом. В таком стиле он выиграл в мае «Тур Калифорнии», когда в горах сумел не расплескать добытое на равнине преимущество. И тут богатырь Петер на равных сражается с невесомыми горняками. До этого в течение всего этапа словак оберегал позиции своего капитана – Альберто Контадора – но при этом сохранил силы на заключительные два километра.
Он выдерживает натиск соперников и проигрывает победителю всего 10 секунд. К белой майке добавляется сочный зеленый цвет, в который выкрашено одеяние лучшего спринтера. В таком – хоть Изумрудным городом командуй.
– Я работал в полную силу с самого начала подъема, поэтому на последний спринтерский рывок мне не хватило сил – с рассудительностью Страшилы Премудрого говорит Саган после финиша. – Может быть это карма. Я борюсь за победу на каждом этапе, постоянно среди сильнейших, но чего-то не хватает.
На следующий день этот большой зеленый человек вместе с Контадором поведет свою команду в новое сражение – командную гонку. И снова будет не так уж далек от победы.
Текст и фото: Андрей Шумаков, Павел Копачев
Командная, помнится, обещала накропить текст про механиков и с тех пор забила. Что за ветренная дева?
Андрей, к вам просьба, если ссылаетесь на на что-либо, вставляйте, пожалуйста, прямые ссылки, потому как искать саундтрек фильма Whiplash и композицию «Караван», утомительно.
И, пожалуйста, пишите чаше, хотя бы с гт.