7 мин.

Астмаланг

Астма физического напряжения

Exercise induced asthma или EIA довольно часто появляется у людей, когда они подвергаются сильной и длительной физической нагрузке. Под EIA понимают острый, обычно произвольно проходящий бронхоспазм, наступающий во время физической нагрузки или непосредственно сразу после нее.

Астма физического напряжения или астма, вызываемая физической нагрузкой, не является однородной группой, она отмечается у больных с различными патогенетическими вариантами бронхиальной астмы. Одним из основных ее механизмов является охлаждение слизистой дыхательных путей вследствие гипервентиляции, обусловленной физической нагрузкой (так называемая респираторная потеря тепла).

История применения β2-агонистов

За три последних десятилетия МОК много раз менял политику относительно использования β2-агонистов – препаратов для лечения бронхиальной астмы. Они появились в 70-х годах в клинической медицине. В 1972 году МОК из-за возможного стимулирующего эффекта запретил их употребление спортсменами. Тогда в список запрещенных препаратов входили только стимуляторы и наркотики. В следующие годы МОК то разрешал использование одних препаратов (при этом требовалось оповещение о приеме), то запрещал другие (табличка в конце текста).

С 1975 года были запрещены анаболические агенты, а в 80-х бодибилдеры начали использовать как анаболик препарат кленбутерол, который входит в число β2-агонистов. В 1992 году МОК запретил кленбутерол – как его внутренний прием, так и ингаляции.

К тому моменту уже появился ряд исследований влияния ингаляций сальбутамола (еще одного β2-агониста) на атлетов. Ученые пришли к выводу, что ингаляции сальбутамола, сальметерола, формотерола и тербуталина не улучшают результаты. В то же время было открыто, что оральный прием сальбутамола (в виде таблеток) улучшает выносливость и другие качества, хотя и имеет побочные эффекты. Чтобы отличить внутренний прием от ингаляций, МОК разработал формулу, по которой вычислялся специальный коэффициент. Если он превышал или был равен 1,06, то это означало внутреннее, запрещенное использование сальбутамола.

В 2000 году МОК сделал разрешенным уровень в 500 нг/мл, как грань между ингаляциями и приемом таблеток. Спустя год планка увеличилась до 1000 нг/мл. При этом лаборатории WADA должны докладывать обо всех случаях, когда уровень выше 100 мг/мл. Содержание препарата в 1000 нг/мл считается положительной пробой, за исключением тех случаев, когда спортсмен может доказать, что использование столь больших доз ингаляций сальбутамола было терапевтическим.

На Играх в Сиднее-2000 и Солт-Лейк-Сити-2002 было 26 случаев, когда содержание в моче сальбутамола превысило 100 нг/мл. Все спортсмены имели разрешение на прием сальбутамола и сообщали о своем намерении на его использование. Потолок составил 264 и 280 нг/мл соответственно. В Афинах-2004 таких случаев было 39, причем у шести атлетов содержание превысило планку в 1000 нг/мл, а три эпизода были досконально рассмотрены.

С 2000 по 2006 года от 7 до 14 призеров Олимпиад сдавали тест, содержание в котором сальбутамола превышало 100 нг/мл. Например, в Турине таких спортсменов было семь, а 34 атлета имели показатель меньше 100 мл/нг. Самый большой уровень за четыре Олимпиады среди медалистов составил 350 нг/мл.

Сейчас спортсмены во время соревнований должны советоваться со своими врачами, чтобы не превысить порог на содержание сальбутамола. При сильном обезвоживании организма содержание сальбутамола может вырасти.

Создание специальной комиссии

Увеличение с 1984 к 1996 году на 212 процентов спортсменов, которые оповещали об использовании противоастматических средств, а также дальнейшее возрастание этого числа на 151 процент к 2000 году вынудило МОК принимать меры. В 2001 году была создана независимая коллегия, которая занялась астмой. Теперь атлеты должны были доказать, что они действительно больны обычной астмой или астмой физического напряжения (EIA). Решение было принято с целью защиты здоровья спортсменов, но не возможного использования допинга. Независимая коллегия установила критерии для определения болезни.

Ежедневное использование краткосрочных β2-агонистов (short-acting β2-agonist или SABA) может ухудшить астму пациента, а ежедневное применение долгосрочных β2-агонистов (long-acting β2-agonist или LABA) уменьшает длительность их действия. Кроме того, у человека может легко развиться привыкание к этим препаратам. Правда, с прекращением применения медикаментов этот процесс можно обратить.

Сейчас существует гайдлайн для спортсменов по тому, как нужно лечить астму. Есть рекомендации относительно тренировок при экстремальной температуре и влажности. Что касается пловцов, то должен учитываться уровень производных хлора в воде, то же самое в случае с другими атлетами с озоном в закрытых помещениях.

Кроме того, спортсмены делают ингаляции кортикостероидов вместе с β2-агонистами. В 1996 году таких атлетов было 46,1 процента, в 2004 – 69,4, в 2006 – 77,2. Сообщать о применении кортикостероидов на Играх в 1998, 2000 и 2002 годах было необязательно. После Олимпиады-1996 МОК отказался от требования обязательного оповещения об их использовании, однако WADA вернула это правило в 2004 для нерегулярных случаев употребления. Сейчас МОК считает, что ингаляции кортикостероидов являются лучшим средством для лечения астмы.

За последние пять лет увеличилось количество спортсменов, которые используют кортикостероиды и β2-агонисты. Меньшая часть принимает только β2-агонисты.

Кто использует

Высокий уровень использования β2-агонистов в видах на выносливость контрастирует с низким уровнем в других видах спорта. Больше 11 процентов велосипедистов, пловцов, триатлетов использовали ингаляции этих препаратов в Афинах и Сиднее. Меньше двух процентов применяли на этих же Играх в тяжелой атлетике, борьбе и боксе. Похожий расклад в зимних видах – в лыжных гонках и коньках в Солт-Лейк-Сити таких спортсменов было больше 10,5 процента. Меньше трех процентов в санном спорте, бобслее, скелетоне, горных лыжах. Похожая ситуация была и в Турине в 2006 году. Примечателен случай с двоеборьем и прыжками с трамплина (2002 год), где проценты составили соответственно 10,6 и 2,6.

О том, почему именно в видах на выносливость большое количество астматиков, существует множество теорий. В случае с пловцами говорится о том, что детям с астмой рекомендуют заниматься плаванием. Что касается велоспорта, триатлона и лыж, то здесь вероятно влияние погодных условий. Кроме того, на здоровье могут повлиять тренировки в неблагоприятных экологических условиях.

Из 193 спортсменов, которые применяли β2-агонисты в Турине, только 32,1 процент имели астму с детства, а у 48,7 процента она развилась после 20-летнего возраста. Больше 11 процентов атлетов из Великобритании, Австралии, Финляндии и Новой Зеландии использовали препараты в Сиднее и Афинах. В Афинах три страны имели больше 50 астматиков в своих командах – Австралия (67), Великобритания (54), США (53).

С другой стороны, Россия, Китай, Южная Корея не имели ни одного больного астмой в своем составе с 1996 по 2004 год. После исследования географического распределения было выявлено, что оно приблизительно отражает распространение болезни в мире. Исключением стали страны Южной и Центральной Америки. Так, Бразилия является восьмой по количеству астматиков в мире, однако за три Олимпиады процент спортсменов, которые сообщали об использовании или использовали β2-агонисты, составил меньше 0,7 процента.

Астма и медали

С 1956 по 1980 год спортсмены с астмой выигрывали медали в плавании. С 1984 по 1992 год эту тенденцию продолжили австралийцы. Множество медалей взяли пловцы с астмой из США и Австралии в 1996. В Сиднее-2000 115 спортсменов из 607, которые сообщили в МОК об использовании β2-агонистов, выиграли одну или больше медалей. 47 из них стали призерами в личных видах (57 медалей), а в командных соревнованиях эти 115 пловцов попали на подиум 85 раз.

Практически нет доказательств, что отказ спортсменам на использование ингаляций имел отрицательные для них последствия в плане выступлений. В Солт-Лейк-Сити 30 атлетов (23,1 процента от общего числа в 130 человек), которым было разрешено применение препаратов, выиграли 46 медалей (30 личных и 16 командных). Семеро спортсменов, (24,1 процента от общего числа в 29 человек), которым было отказано в разрешении, взяли восемь медалей (2 личные и 6 командных). В Афинах шесть атлетов из числа тех, кто не смог получить такое право, шесть раз попадали в призеры, в том числе выиграли три золота.

Резюме

Существующие сейчас требования о свидетельства различных видов астмы являются мерой по защите здоровья спортсменов. При этом отказ атлетов от приема β2-агонистов не сказывался на их результатах. Вопрос о большом количестве спортсменов в видах на выносливость, которые используют противоастматические препараты, подлежит дальнейшему изучению. И хотя не было сообщений о том, что атлеты используют сальбутамол как анаболический агент, но они должны знать, что многочисленные дозы ингаляций могут превысить разрешенный WADA порог.

По материалам:

Asthma and the elite athlete: Summary of the International Olympic Committee’s Consensus Conference, Lausanne, Switzerland, January 22-24, 2008

Kenneth D. Fitch 2-Agonists at the Olympic Games

История β2-агонистов в виде таблички: