3 мин.

БюрокрUCIя

Непросто разобраться в суете, царящей в Международном союзе велосипедистов (UCI). В начале недели UCI распустил независимую комиссию, которая должна была расследовать покрывательство - кого бы вы думали? - UCI в истории с положительной допинг-пробой Лэнса Армстронга с "Тура Швейцарии" двенадцатилетней давности.

WADA и USADA сразу же отказались участвовать в слушаниях из-за отсутствия необходимых полномочий у комиссии. Независимая комиссия начала работу, но уперлась в бюрократические барьеры и создание новой комиссии - "Правды и амнистии" (TRC). Президент UCI Патрик Маккуэйд сначала был против TRC, сославшись на расходы, но потом устранил независимую комиссию и объявил о появлении другой. Сроки создания новой комиссии не уточняются. Три эксперта встретились в Лондоне пару раз и пошли по домам, так и не получив от UCI документов по делу.

А пока UCI и WADA не первую неделю обмениваются уколами с помощью пресс-релизов: кто что должен делать и кто что говорил. Маккуэйд даже выложил личную переписку с главой WADA Дэвидом Хоуменом и пожаловался в МОК.

***

Мнения болельщиков и журналистов о Патрике Маккуэйде не знают полутонов и сливаются в дружное резюме: Маккуэйд должен уйти в отставку и забрать с собой своего дружка, почетного президента UCI Хайна Вербрюггена. Многолетняя коррупция UCI ни у кого не вызывает сомнений, как и случай с пожертвованием Армстронгом 125 тысяч долларов.

За последние дни всплыло еще несколько случаев политики UCI: система предупреждений гонщиков с подозрительными показателями крови и сокращение программы биопаспортов в 2010 году. Добавим сюда же расформирование независимой комиссии, на которую UCI собирался потратить 5 миллионов евро.

Опальный Армстронг говорит, что Маккуэйд постоянно живет в режиме "прикрой свою задницу".

***

Где-то за происходящим наблюдает владелец "Катюши" Игорь Макаров. В сентябре, по всей видимости, он будет претендовать на пост нового президента UCI - будущие выборы добавляют загадочности этой заварушке.

Любопытная история произошла с Макаровым, когда он вошел в руководящий комитет UCI. За несколько дней до выборов компания "Итера", председателем совета директоров которой он является, стала спонсором Европейского союза велосипедистов (UEC). Затем Макаров набрал нужное количество голосов и примкнул к верхушке UCI.

Еще одна история. В марте прошлого года Минск получил право на проведение чемпионата мира-2013 на треке. Деталь: стройкой делового центра Минск-Сити должна была заниматься "Итера". Со стройкой не вышло, зато Минск спустя полгода выиграл право на проведение трекового чемпионата.

Удивляться нечему. Шоссейный ЧМ-2015 достался американскому Ричмонду, а главой заявочного оргкомитета был Дарэч Маккуэйд, понятно чей брат. Между прочим, бывший генменеджер "Катюши" Андрей Чмиль будет претендовать на пост главы UEC и уже выпустил предвыборный манифест.

***

Тем временем продолжается серия признаний гонщиков об их прошлом. Начал складывать оружие бывший "Рабобанк", в конце прошлого сезона оставшийся без спонсоров. Во главе процессии - Михаэль Расмуссен.

В Италии близко к завершению расследование следователя из Падуи Бенедетто Роберти по доктору Микеле Феррари. Судя по всему, американцы будут доводить до конца дело команды US Postal. Часть гонщиков, по которым были собраны доказательства в использовании допинга, не была упомянута в знаменитом отчете.

В Мадриде начались слушания по "Операции Пуэрто". В 2006 году в Испании не было закона об использовании допинга, поэтому разбирается нарушение закона о здравохранении. Это дело в большей степени реверанс в сторону МОК, потому что Мадрид будет претендовать на проведение Олимпиады-2020, и испанцы хотят показать свою лояльность к антидопинговым правилам, с соблюдением которых были проблемы.

Однако после завершения испанского суда документами по делу могут воспользовать другие инстанции. Например, WADA. С оговоркой на срок давности.

***

Велоспорт переживает однозначный системный крах. Что будет после того, как его накроет новая волна допинговых признаний и разоблачений коррумпированных чиновников? Самые радикальные голоса призывают к дисквалификации всего персонала, который в прошлом имел отношение к использованию допинга. В этом смысле исключение велоспорта со всеми его треками и маунтинбайками из программы Олимпийских игр тоже станет одним из этапов очищения.

Что и как менять - очень трудный вопрос, но что-то менять не просто нужно, а необходимо. Решающее слово здесь должны сказать главные международные организации - WADA и МОК. Исключение велоспорта из Игр по меньшей мере заставит задуматься чиновников и руководителей команд о назревших переменах.

Начать веложизнь с чистого листа будет посложнее, чем написать пару пресс-релизов.