8 мин.

7 причин смотреть «Джиро»

Краткое досье гонки

СРОКИ 5-27 мая, 8 и 21 мая – дни отдыха

МЕСТО Италия, Дания (5-7 мая). Старт – Хернинг, финиш – Милан.

ДИСТАНЦИЯ 3503,9 км, 21 этап, из них 7 спринтерских, 5 горных; протяженность 3 этапов с раздельным стартом – 72,4 км (40,2 км – индивидуально, 32,2 км – командная гонка)

1. Непредсказуемость

Альберто Контадор, лишившись победы на «Джиро»-2011, мотает срок за допинг; действующий чемпион «Тур де Франс» Кадэл Эванс и другие элитные многодневщики – Анди Шлек, Санчес, Нибали, Уиггинс, Гесинк и наш Меньшов – готовятся к французскому туру, но это вовсе не значит, будто нынешняя «Джиро» – гонка второго сорта. Достойных людей собралось немало, просто явных фаворитов так сразу и не выделишь. Итальянская пресса ставит на дуэль двукратного победителя «Джиро» Ивана Бассо (Liquigas) и чемпиона-2011 Микеле Скарпони (Lampre), оказавшегося год назад первым после Контадора. Похоже, оба начнут гонку в форме, далекой от идеала, значит, шансы появляются и у других.

Француз Джон Гадре (AG2R) всегда чувствовал себя на итальянских дорогах лучше, чем на родине. Засидевшемуся в подающих надежды чеху Роману Кройцигеру («Астана») пора уже победить где-то кроме Швейцарии, тем более, в прошлом году он стал лучшим молодым гонщиком «Джиро». Отдельные сумасшедшие итальянцы верят не в Бассо и Скарпони, а в Доменико Поццовиво из скромной Colnago-CSF и во вторую молодость победителя «Джиро»-2004 Дамиано Кунего.

Англоязычный велоспорт болеет за канадца Райдера Хесйедала. Нельзя сбрасывать со счетов бронзового призера «Тур де Франс»-2011 Шлека-старшего – Фрэнк попал в заявочный лист Radioshack-Nissan в последний момент из-за травмы Якоба Фугсланга, но опыта у него больше, чем у датчанина. Любители острых ощущений могут поставить на самую невысокую звезду мирового велоспорта – Хосе Рухано. Лучший горняк планеты вряд ли грамотно распределит силы на все три недели, но скучать не даст точно.

2. Необычная география

Три первых дня «Джиро» проведет в Дании. Это десятый случай, когда гонка берет старт за пределами Италии, но никогда еще «Джиро» не забиралась так далеко на север. Дания – одна из самых велосипедных стран мира. С учетом тенденции к расширению географии давно было пора привезти туда один из гран-туров. На скандинавской земле пройдет короткая «разделка» и два равнинных этапа, главной проблемой которых станет не рельеф, а ветер. Третий день «Джиро» будет посвящен памяти трагически погибшего в прошлом году бельгийца Воутера Вейланда. Ожидается, что на гонке побывает его семья. 108-й номер, который принадлежал Вейланду на «Джиро-2011», изъят из обращения.

На четвертый день запланирован выходной, чтобы «корса роза» могла переместиться в Верону, где пройдет командная «разделка». До конца второй недели по-настоящему горных этапов не будет, но это не значит, что все они так уж просты. «Джиро» не станет углубляться в Южную Италию и уже в конце первой недели повернет обратно на север. Не пропустите 8-й этап до Лаго-Лачено: организаторы обещают неожиданности на последнем подъеме. Крайне интригующим должен был стать 12-й этап по крутым берегам Чинкве-Терре, где несколько лет назад праздновал победу Денис Меньшов, но маршрут пришлось немного изменить, так как часть дорог не успели восстановить после катастрофических оползней в конце прошлого года. Впрочем, и в новой версии этот холмистый этап не будет проходным. Добравшись до Пьемонта, «Джиро» вступит в свою горную, а значит, решающую фазу.

3. «Катюша» и Родригес

Россияне побеждали в общем зачете «Джиро» трижды. В этот раз, к сожалению, в борьбе за розовую майку наши участия не примут. Михаил Игнатьев и Павел Брутт из «Катюши», а также Евгений Петров из «Астаны» – замечательные парни, но высоко в общем зачете им не подняться. Зато можно от души поболеть за капитана «Катюши» каталонца Хоакима Родригеса. «Пурито» только что одержал самую большую победу в своей жизни, выиграв престижную классику «Флеш-Валлонь», а значит, находится в хорошем моральном и физическом состоянии. Год назад он неплохо смотрелся в Италии и занял пятое место, которое в итоге стало четвертым после аннулирования результата Контадора.

Слабым местом Родригеса остаются «разделки», но на этот раз его главные соперники тоже не слишком сильны в этом упражнении, а значит, у капитана российской команды появляются реальные шансы бороться если не за победу, то хотя бы за подиум. Помогать ему в этом будет, прежде всего, Даниэль Морено – испанский дуэт «Катюши» здорово зажигал на последней «Вуэльте», выиграв три этапа на двоих. В нынешнем сезоне после смены руководства «Катюша» прибавила в плане командной работы, состав на «Джиро» выглядит сбалансированным и подчинен выполнению главной задачи – облегчить жизнь своему капитану.

4. Чима Коппи и другие легендарные вершины

Главным впечатлением после презентации «Джиро»-2012 прошлой осенью было то, что маршрут на этот раз не столь экстремален. Нагромождения вершин не будет, но, как и положено, судьба розовой майки решится в горах на самом севере Италии. Пассо-Джау, Пассо-Манген, Альпе-ди-Пампьяго – даже если вам ничего не говорят эти названия, поверьте: легко там не будет никому. Поистине королевским станет предпоследний этап изнурительного марафона. Осенью оргкомитет устроил опрос среди болельщиков: на какие горы они хотят поглазеть накануне заключительной «разделки» в Милане. В результате получилось нечто феерическое: 219 км с горки на горку и заключительный аккорд в виде двух легендарных подъемов – Мортироло и Пассо-делло-Стелвио.

Последний перевал расположен на высоте 2758 м над уровнем моря. Выше «Джиро» не забиралась никогда. В 1953 году первым победителем здесь стал пятикратный чемпион итальянского тура Фаусто Коппи. С тех пор высочайшая точка гонки каждый год носит название «Чима-Коппи», где бы она ни располагалась. В этот раз Чима Коппи – та самая, настоящая. Здесь все и решится. Кстати, о горах – впервые за много лет цветовая гамма призовых маек «Джиро д’Италия» претерпела изменения. Традиционная зеленая майка горного короля теперь станет голубой. Таково требование спонсора, одного из миланских банков.

5. Сражение спринтеров

В прошлом году организаторы явно переборщили с горными этапами. «Если бы мы поставили все горы, которые были в 2011 году, одна на другую, достали бы до Луны», – говорит новый директор «Джиро» Микеле Аквароне. В результате гонщики стали массово сходить с дистанции уже к середине маршрута. На этот раз ровно треть всех этапов отдана на откуп спринтерам. У них будет соблазн слезть с велосипеда после 13 гоночных дней, когда до финиша в Милане останется лишь один «плоский» этап, но если этого не произойдет, нас ждет упорное сражение за красную майку лучшего по очкам с участием таких звезд, как чемпион мира Марк Кэвендиш, Тайлер Фаррар, Тор Хушовд, Мэттью Госс, Франсиско Вентосо, Марк Реншоу, Даниэле Беннати, Ромен Фейю. Такой спринтерский бомонд и на «Тур де Франс» не каждый год увидишь.

Жаль, Lampre решила полностью сосредоточиться на поддержке Скарпони и не включила в состав обладателя 25 побед на этапах «Джиро» ветерана Алессандро Петакки.

6. Перемены в руководстве

В этот раз мы вправе ждать от «Джиро» чего-нибудь новенького. В прошлом году после жесткой критики в адрес Анджело Дзоменьяна, который принял ряд решений, негативно повлиявших, прежде всего, на безопасность соревнований, новым директором гонки был назначен Микеле Аквароне, который прежде занимался в компании-организаторе «Джиро» RCS Sport маркетинговыми вопросами. Аквароне поставил перед собой цель превратить «Джиро» из внутриитальянского шоу в коммерческий продукт мирового масштаба, каким является «Тур де Франс». Именно по этой причине гонка стартует в Дании, где ей обеспечено повышенное внимание болельщиков, хорошие рекламные и телевизионные контракты.

В январе Аквароне удивил выбором команд, которые примут участие в «Джиро» по уайлд-кард. Обычно все четыре приглашения получают велогруппы из Италии, но в этот раз вместо одной из них – известной команды Acqua & Sapone – оргкомитет выбрал новорожденный коллектив из Германии – Team NetApp. Аргументы были все те же – финансовая привлекательность и возможность выхода на огромный немецкий рынок. Случайной жертвой этого решения стал один из культовых для «Джиро» людей – 38-летний капитан Acqua & Sapone Стефано Гардзелли, который не смог в 14-й раз выступить на своей любимой гонке, где он побеждал 12 лет назад, а в прошлом году во второй раз стал горным королем.

7. Магия «Джиро»

«Джиро д’Италия» – самая тяжелая, самая красивая, самая, если хотите, благородная гонка в велосипедном календаре. Исторически сложилось, что первое место по престижности узурпировал «Тур де Франс», к нему приковано наибольшее внимание зрителей, там самые большие призовые, победитель «Большей петли» неофициально считается лучшим велогонщиком мира, но в «Джиро» осталось больше романтики. Не верите, послушайте Альберто Контадора, который был первым и там, и там.

– Для меня «Джиро д’Италия» – это нечто особенное. Я познакомился с ней в 2008 году, когда приехал с корабля на бал, совершенно неподготовленным, но Италия встретила меня потрясающим образом. У меня было чувство, что я соревнуюсь у себя дома в Испании. Безусловно, «Джиро» обладает магическим притяжением, которого нет у других гонок. Болельщики в Италии – настоящие эксперты в области велоспорта, люди здесь очень по-особенному проживают эту гонку. «Джиро д’Италия» – самая красивая гонка из всех (Eurosport).