Денис в Стране Басков
Афиша
Сроки: 20 августа – 11 сентября. Старт – Бенидорм, финиш – Мадрид.
Дистанция: 3300 км, 6 горных этапов, 4 холмистых этапа, 9 равнинных этапов, протяженность этапов с раздельным стартом – 60,5 км (13,5 км – командная гонка, 47 км – индивидуальная гонка), 2 дня отдыха.
«Вуэльта» входит в тройку главных стартов года, но по интересу со стороны болельщиков уступает «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия», поэтому организаторы 66-го по счету испанского тура решили начать гонку на пару недель раньше, чем обычно, рассудив, что в пору отпусков и школьных каникул людей у экранах телевизоров и на обочинах дорог будет существенно больше.
На руку организаторам, как ни странно, может сыграть забастовка в испанском футболе, из-за чего велошоссе в ближайшие недели станет видом спорта номер один в стране. Все эти факторы, вместе с долгожданным возвращением «Вуэльты» на баскскую землю, наверняка приведут к тому, что у нее будет рекордная зрительская аудитория. По крайней мере, в самой Испании. Даже без участия Альберто Контадора.
История
«Вуэльта» проводится с 1935 года. В 1955 году гонка приобрела нынешний трехнедельный формат. Гражданская война в Испании, Вторая мировая война и проблемы со спонсорами четыре раза заставляли прервать ее проведение на разные сроки. До 1995 года «Вуэльта», как правило, проходила во второй половине апреля, но затем организаторы решили передвинуть ее на конец августа – начало сентября, чтобы избежать конкуренции с «Джиро д’Италия». Гонка начиналась и заканчивалась в разных городах, но с 1994 года неизменно финиширует в Мадриде. Раньше лидер «Вуэльты» надевал желтую или золотую майку, но с прошлого года решено изменить ее цвет на красный.
Чаще всего в «Вуэльте» побеждали, что неудивительно, испанцы – 29 раз. 9 раз на пиренейских дорогах первенствовали французы, 7 раз – бельгийцы. У Италии и Швейцарии по пять побед, у Германии – три. Россия благодаря Денису Меньшову может похвастаться двумя триумфами. Победа в 2005 году досталась нашему гонщику задним числом после дисквалификации Роберто Эраса, но уже в 2007-м Меньшов выиграл без всяких оговорок, привезя своему нынешнему партнеру по команде Карлосу Састре больше трех с половиной минут.
Фавориты
Год назад Игор Антон из Euskaltel выиграл два этапа «Вуэльты», лидировал в общем зачете, но перелом руки после падения на 14-м этапе перечеркнул его надежды на итоговую победу. Сильных спортсменов подобные удачи обычно лишь мотивируют. В этом сезоне на счету Антона красивая победа на королевском этапе «Джиро» до Дзонколана, но вся его подготовка была выстроена с прицелом на «Вуэльту», где его ждет фантастическая поддержка на последних этапах. Если в родные края Антон приедет в красной майке лидера, его уже никто не сможет остановить.
Несчастье Антона на «Вуэльте»-2010 обернулось триумфом итальянца Винченцо Нибали, который проехал ту гонку крайне расчетливо, одержав самую большую победу в карьере. В последних трех многодневках, в которых Нибали принимал участие, он не опускался ниже третьего места. Из всех фаворитов он выглядит наиболее универсальным гонщиком, хотя есть ощущение, что в нынешнем сезоне его форма немного уступает прошлогодней. В случае победы Нибали станет первым итальянцем, которому «Вуэльта» покорилась дважды.
Микеле Скарпони не может не считаться претендентом на победу в гонке, где на первый план выходит умение хорошо ехать в гору. Скарпони проводит лучший сезон в карьере, на «Джиро» уступил лишь непобедимому на тот момент Альберто Контадору, а по итогам года вполне может возглавить мировой рейтинг, в котором пока занимает четвертое место.
Капитан «Катюши» Хоаким Родригес столько раз заявлял о намерении выиграть предстоящую «Вуэльту», что будет как-то неловко, окажись он за чертой призеров. Если бы в маршруте не было 10-го этапа с раздельным стартом, «Пурито» можно было бы назвать главным фаворитом, но 47 километров равнинной «разделки» – для него многовато. Сам Родригес храбрится и заявляет, что серьезно поработал над скоростью и повторения прошлогодней истории, когда он растерял в «разделке» все, что выиграл в горах, не будет. Хоаким только что выиграл «Вуэльту Бургоса», подходит к главному старту сезона в хорошем настроении и намерен принести российской команде самый большой успех в ее непродолжительной истории.
Попробует спасти сезон двухкратный чемпион испанского тура Денис Меньшов. Лучший российский многодневщик настраивается на повторение успеха четырехлетней давности, рассчитывая успешно выдержать оборону в горах и нанести конкурентам сокрушительный удар в «разделке». Меньшов не фаворит номер один, но побороться за место на подиуме ему по силам.
Амбиции Брэдли Уиггинса, Юргена ван ден Брока и Янеца Брайковича зависят от того, насколько они восстановились после травм, полученных на «Тур де Франс». В качестве со-капитана Team Geox вместе с Меньшовым на старт выйдет Карлос Састре. А вот другой заслуженный ветеран Андреас Кледен заявил в твиттере, что будет думать лишь о том, как помочь Брайковичу. Интересно, как выступят в Испании Дэниэл Мартин и Кристоф Ле Мевель из Garmin, молодые Круйсвийк, Саган и Финни, а также экспериментальный состав «Астаны».
Элитные спринтеры Кэвендиш, Петакки, Беннати, Боонен, Фрейре, Аэдо и Фаррар сделают все, чтобы на финише равнинных этапов зрители не скучали. Отдельный интерес представляет разделка в Саламанке, где состоится очередная дуэль двух лучших специалистов планеты – Фабиана Канчеллары и Тони Мартина, в которую могут вмешаться Уиггинс, Грабш и Меньшов.
Кто не приехал
Ни один гонщик из первой десятки общего зачета «Тур де Франс»-2011 «Вуэльту» не поедет – оно и понятно. Пример Альберто Контадора показал, что добиваться высоких результатов на двух гран-турах подряд – практически невыполнимая задача по современным реалиям. Поэтому мы не увидим в Испании ни победителя «Тур де Франс» Кадэла Эванса, ни братьев Шлеков, ни Самуэля Санчеса с Контадором, ни Бассо с Кунего.
Как поступили бы главные герои французского тура Томас Фоклер и Пьер Роллан – неизвестно, потому что их команда Europcar просто не получила уайлд-кард на «Вуэльте». За бортом гонки остался серебряный призер прошлого года Эсекиэль Москера. Испанские антидопинговые службы, которые только и делают, что выгораживают своих, оправдали его, но голландская команда Vacansoleil все равно предпочла не брать галисийца на «Вуэльту».
Наши
На старт в Бенидорме выйдут шесть россиян. Ровно половина из них представляет «Катюшу», но, скорее всего, Владимир Карпец, Юрий Трофимов и Эдуард Ворганов останутся в тени, выполняя черновую работу на благо капитана Хоакима Родригеса. Помогать Денису Меньшову в третий раз выиграть «Вуэльту», как обычно, будет его верный оруженосец Дмитрий Козончук. Важным элементом командных построений «Астаны» станет Евгений Петров, который вполне может побороться за победу на этапе, если удачно уедет в отрыв.
Трасса
В этом году организаторы подготовили хитрый и необычный маршрут. «Вуэльта» стартует командной «разделкой» на средиземноморском пляже в провинции Аликанте. Первое испытание горами ждет гонщиков уже на 4-м этапе с финишем в Сьерра-Неваде. 5-й этап с коротким, но крутым подъемом в конце памятен красивой победой Игора Антона в прошлом году. Следующая связка этапов порадует спринтеров, а также любителей истории и архитектуры – мы побываем в Кордобе, оплоте арабского халифата в Средние века.
8-й этап будет коварным: череда небольших подъемов за километр до финиша упирается в «стену» с чудовищным градиентом 28 процентов – для гран-туров это, пожалуй, рекорд – что может отразиться на генеральной классификации сильнее, чем полноценный горный этап до Сьерра-де-Бехар на следующий день. «Разделка» в Саламанке будет кстати для спортсменов вроде Меньшова и станет камнем преткновения для гонщиков типа Родригеса, которым противопоказана езда на велосипеде в одиночестве.
Отдохнув, пелотон отправится в Галисию, на горнолыжный курорт Мансанеда. Эта вершина появится на «Вуэльте» впервые. После визита на побережье Атлантического океана нас ждет очередная ловушка от организаторов. Перевал Пуэрто де Анкарес – галисийский аналог Галибье – расположен далеко от финиша, но может стать причиной значительных разрывов в пелотоне и головокружительной погони на спуске. Астурия всегда была важнейшим регионом для «Вуэльты». Здесь должны пройти решающие сражения за красную майку: на горе Ла Фаррапона, дебютирующей в маршруте, и знаменитой вершине Англиру, где в прошлом побеждали Симони, Эрас и Контадор.
Последняя неделя с одним горным финишем в Пенья Кабарге вряд ли повлияет на расстановку сил. Тот, кто облачится в красную майку на Англиру, скорее всего, довезет ее до Мадрида. Зато впервые с 1978 года «Вуэльта» пожалует в Страну Басков, побывав в Бильбао и Витории, перед тем как перенестись в предместья столицы Испании.
Карта: официальный сайт «Вуэльты».
Цифра
33 года не заглядывала «Вуэльта» в Страну Басков – с тех пор как финальная «разделка» в Сан-Себастьяне была сорвана сепаратистами, забаррикадировавшими дорогу. Из-за опасности терактов многие годы организаторы даже не думали соваться в мятежную провинцию. Против гонки, символизирующей единство Испании, долгое время выступал парламент баскской автономии, но в прошлом году он наконец-то проголосовал за возвращение «Вуэльты». Это решение стало знаковым не только со спортивной, но и с политической точки зрения, указывая на нормализацию обстановки, которая совсем недавно была в прямом смысле взрывоопасной.
Цитата
«В конце концов, это всего лишь спорт. Я уважаю любые точки зрения, но хотел бы, чтобы решение баскского правительства и руководства «Вуэльты» тоже уважали. Тогда это возвращение станет тем, чем должно стать – большим праздником велоспорта. Болельщицкая база в Стране Басков – одна из лучших в мире. Здесь самые высокие телерейтинги.
Для нас очень важно было вернуться сюда. Кроме того, это знаковый момент с точки зрения истории «Вуэльты». Долгое время гонку проводила баскская газета. Так что это еще и возвращение к нашим корням», – ответил директор «Вуэльты» Хавьер Гильен тем, кто сомневается в целесообразности возвращения в Страну Басков (Reuters).
Говорю это как австралиец :-)
Это, мягко выражаясь, искажение истины. Никакого решения по делу пока не принято. UCI 7 месяцев продержало его у себя, потом передало его в испанскую федерацию, где оно успешно и лежит уже 3 месяца. Именно из-за неясности статуса Москеры команда его и не допускает к гонкам весь сезон.
Испанское антидопинговое агентство (AEA) в конце июля заявило, что невозможно установить, как гидроксиэтил попал в организм гонщика и соответственно доказать, что он принял допинг, что по сути является свидетельством в его защиту.
Дело не закрыто, и не похоже, что будет закрыто скоро, как в случае с Контадором. Вакансолей имел право выставить Москеру на гонку но по своим этическим нормам раз гонщик не стопроцентно оправдан, не стал этого делать.
На мой взгляд, налицо четкая тенденция, в соответствии с которой испанцы стремятся избегать наказания своих под всеми резонными и не очень предлогами. Контадор, Москера, сюда же реабилитация Эраса.