Прыжок Леопарда
Афиша
Сроки: 2-24 июля, 11 и 18 июля – дни отдыха
Место: Франция, Италия (20-21 июля). Старт – Пассаж-дю-Гуа, финиш – Париж
Дистанция: 3430,5 км, 6 горных этапов, протяженность этапов с раздельным стартом – 65,5 км (23 км – командная гонка, 42,5 км – индивидуальная гонка)
Год назад Saxo Bank изо всех сил работал против Альберто Контадора, а теперь испанец возглавил эту команду. Он готов попробовать сделать то, что не удавалось еще никому и никогда – выиграть за один год все три супервеломногодневки. Если у Конты все получится, его можно будет считать лучшим многодневщиком в истории. По крайней мере, за последние 65 лет – все-таки сложно представить, каково приходилось покорителям довоенного «Тур де Франс», когда они на простеньких велосипедах преодолевали этапы невероятной протяженности.
История
История «Тур де Франс» насчитывает 108 лет. Нынешняя «Большая петля» станет 98-й по счету. Чаще всего домашний «Тур» выигрывали французы – 36 раз, хотя последняя французская победа датируется аж 1985 годом. Второе место по числу побед занимает Бельгия (18), но ее стремительно догоняет Испания (13). С последними успехами Альберто Контадора уже не таким «вечным» выглядит рекорд американца Лэнса Армстронга, побеждавшего на «Туре» семь раз подряд. По пять раз чемпионами становились французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, испанец Мигель Индурайн и бельгиец Эдди Меркс, до которых Контадору осталось «всего» две победы.
Фавориты
После того, как стало известно, что Альберто Контадор поедет «Тур», а вердикт по кленбутероловому делу будет объявлен (если будет) в августе, вопрос о главном фаворите свелся к обсуждению, хватит ли Контадору кондиций после блестящей победы на «Джиро». Если испанец подойдет к решающим горам в хорошей форме, конкурентов у него не будет. Но выйти на новый пик формы в июле, если предыдущий был в мае, как показывает практика, совсем непросто. Список спортсменов, обжигавшихся на этом, куда длиннее перечня тех, кому удавался дубль.
Воспользоваться проблемами Контадора, если они будут – давайте не убивать интригу – в первую очередь, может Энди Шлек. Кому, если не ближайшему преследователю Альберто на предыдущих двух «Турах», знать о его слабостях. Для этого у Энди есть отличная команда Leopard Trek, старший брат Франк, на которого всегда можно положиться, и спортивная злость на Контадора за прошлый год, когда тот опередил Шлека в борьбе за желтую майку из-за слетевшей у люксембуржца цепи.
34-летний экс-чемпион мира Кадэл Эванс заработал себе репутацию самого невезучего участника гран-туров. Не раз и не два был он близок к итоговым победам, в том числе на «Тур де Франс», но всякий раз ему приходилось бороться не только с соперниками, но и с обстоятельствами – проколами, болезнями, падениями. Не хочется сглазить австралийца, но в этом сезоне он был очень хорош на «Тиррено-Адриатико» и «Туре Романдии».
Итальянец Иван Бассо надеется, что не зря пропустил «Джиро д’Италия» ради подготовки к «Туру». Надежда голландского велоспорта Роберт Гесинк впервые отправится на «Большую петлю» в качестве капитана Rabobank после ухода из команды Дениса Меньшова. Чаяния Великобритании связаны с Брэдли Уиггинсом, который проводит один из лучших сезонов в карьере и выиграл репетицию «Тура» – недельную гонку «Дофине Либере».
В прошлом году капитан Euskaltel Самуэль Санчес в последний момент уступил место на подиуме Денису Меньшову. На этот раз российского гонщика на «Туре» не будет – его команду Team Geox не включили в список участников. Поспорить с Санчесом за место в тройке могут лучший бельгийский многодневщик Юрген ван ден Брок, опытнейший Леви Лайфаймер и другие гонщики Radioshack – Андреас Кледен, Крис Хорнер и Янец Брайкович. Для 38-летнего Александра Винокурова нынешний «Тур» станет последним в карьере. Вино намерен попрощаться с любимой гонкой на высокой ноте – заняв место в тройке сильнейших.
Как обычно, впечатляет перечень сильных спринтеров, которые будут сражаться друг с другом за зеленую майку: Марк Кэвендиш, его партнер по команде HTC-Columbia Мэтью Госс, Тор Хушовд, Том Боонен, Алекссандро Петакки, Эдвальд Боссон Хаген. Обязательно нужно упомянуть об участии в гонке таких выдающихся спортсменов, как Фабиан Канчеллара, который наверняка выиграет «разделку» в Гренобле, и Филипп Жильбер – покоритель престижнейших весенних классик в Арденнах наметил себе несколько этапов, которые он способен выиграть.
Наши
Впервые в истории «Тур де Франс» проедет команда, целиком и полностью составленная из российских гонщиков. За два с половиной года существования «Катюши» большую часть побед ей приносили иностранцы, хотя команда создавалась с целью поднять из руин отечественный велоспорт. Вряд ли такая ситуация радует спонсоров, которые обеспечивают бюджет «Катюши» в 15-20 миллионов евро в год. Имидж национального проекта нуждается в срочном укреплении, тем более что талантливых российских спортсменов в нем задействовано предостаточно. Капитаном «Катюши» на «Туре» станет Владимир Карпец, которому по силам попасть в первую десятку генеральной классификации.
Особые надежды возлагаются на Дениса Галимзянова – молодой гонщик уже дважды выигрывал в этом сезоне и может стать первым российским спринтером, которому удастся ворваться в мировую элиту. Серьезным претендентом на победу на этапах с холмистым рельефом должен стать Александр Колобнев. Проявить себя постараются чемпионы России этого года Павел Брутт и Михаил Игнатьев, а также Владимир Гусев, Юрий Трофимов, Егор Силин и Владимир Исайчев, так что нам есть за кого болеть на главной гонке года.
Трасса
Маршрут нынешнего «Тура» куда более сбалансирован, чем недавней «Джиро», которая подходила лишь отъявленным горнякам. Во Франции найдут, где проявить себя, и спринтеры, и мастера классических однодневных гонок с холмистым рельефом. Вопреки традиции на нынешнем «Туре» не будет пролога. Гонка стартует полноценным равнинным этапом в департаменте Вандея на затапливаемой приливом косе Пассаж-дю-Гуа. После командной разделки пелотон посетит Бретань и Нормандию, а потом повернет в сторону Пиренеев, побывав по дороге в среднегорье Массив-Сентраль.
В Пиренеях гонщиков ждут классические вершины Турмале, Обиск и Плато де Бель, но главной «фишкой» «Тура»-2011 станут альпийские этапы, так как в этом году исполняется 100 лет с момента первого визита «Большой петли» в высокие Альпы. Организаторы включили в маршрут, пожалуй, все легендарные вершины за исключением Мон-Ванту, а знаменитый Галибье гонщикам предстоит штурмовать два дня подряд.
Последней горой нынешнего «Тура» станет Альп-д’Юэз, повидавший так много велосипедных баталий. Индивидуальная разделка в Гренобле будет достаточно короткой – 42 км, а затем стремительный TGV перенесет участников гонки в окрестности Парижа для финального спектакля на Елисейских полях.
Цифра
2645 метров – высота перевала Галибье-Серр-Шевалье. По ходу гонки пелотону придется преодолевать отметки и крупнее, но никогда прежде финиш этапа на «Тур де Франс» не располагался так высоко.
Цитата
«Участие в «Тур де Франс» – это всегда большая гордость, которую «Катюша» испытает в третий раз в своей небольшой истории. Но быть представленной на 100% российскими велосипедистами на этой великой гонке – это, безусловно, исторический момент. Мы понимаем, что по этой причине будем под пристальным вниманием и масс-медиа, и болельщиков, и специалистов, и спонсоров, и партнеров.
Команда постарается добиться своей главной цели – стать одной из лидирующих и самых ярких команд этой гонки, выступление которой будут оценивать не только по победам, но и по смелости, агрессивности и спортивному мужеству, которые гонщики «Катюши» будут стараться проявлять на каждом без исключения этапе», – цитирует программное заявление президента «Катюши» Андрея Чмиля официальный сайт российского велопроекта.
vive la tour!