Придорожная ярмарка
Все больше гонщиков HTC-Highroad объявляют о заключении контрактов со своими новыми командами. Так, сегондя стало известно, что Марк Реншоу станет основной спринтерской ставкой команды Rabobank на следующей "Тур де Франс". Перспективный Джон Дегенкольб скорее всего присоеднинится к команде Skil-Shimano, Тони Мартин пока размышляет над полученными предложениями, а братья Велицы уже отправились в новый бельгийский суперпроект Omega-Pharma - Quick Step. Главная же звезда команды британский спринтер Марк Кэвендиш пока не объявил о своем окончательном решении, но уже определился, в какую команду перейдет по окончании сезона. Слухи упорно сватают его в Team Sky, где для него найдется поезд под стать нынешнему.
Разбредается также и персонал команды. Удивительно, но здесь нужно сказать несколько добрых слов в адрес руководства "Катюши", которые перехватили спортивного директора HTC-Highroad Валерио Пива. Опыта работы с профессиональными командами у него больше, чем у Чмиля и Конышева вместе взятых, и опыт этот победный, что немаловажно. Как сообщил Пива, Чмиль обратился к нему и предложил пост спортивного менеджера, пояснив, что его не устраивают ни результаты команды, ни ее имидж. Достойное замечание, кстати говоря!
Пугает меня в этой ситуации следующее. Нет, гонщики без контрактов не останутся - Рольф Альдаг трудится в поте лица, пристраивая их по командам пелотона. Да и кому хочется оставлять на улице гонщиков самой побеждающей команды мира последних лет. Проблема здесь другая. Почему лучшая команда пелотона, практикующая самые лучшие методики тренировок, один из лидеров антидопингового движения в велоспорте и, наконец, просто самая побеждающая команда ProTour оказалась никому не нужна? Боб Стэплтон, владелец команды, говорил, что компания НТС отказалась продлевать контракт, несмотря на многократные гарантии и заврения. Имя Highroad в названии команды, по его словам, примерно равнозначно знаку "здесь могла быть ваша реклама". После "Тура" он сообщал, что достигнут определенный прогресс в переговорах с новыми спонсорами, но достичь соглашения им не удалось.
Нынешняя ситуация напоминает мне ту, которая случилась с командой Mapei в 90-х - начале 2000-х годах. Тогда при поддержке мощного спонсора в команде были собраны самые талантливые гонщики: как молодые, так и опытные бойцы. Именно там гонялись Тони Ромингер, Паоло Беттини, Андреа Тафи, Йохан Мюззеув, Оскар Фрейре и многие другие... Через молодежную команду Mapei прошли Фабиан Канчеллара, Филиппо Поццато, Бернхард Айзель, Майкл Роджерс - будущие звезды пелотона. За время своего существования итальянская команда 7 раз становилась лучшей в командном зачете UCI, одерживая по 70-90 побед, гонщики становились чемпионами мира и первенствовали в Кубках мира UCI. Но в 2002 году спонсор прекратил финансирование, и команда рассыпалась, а осколки подобрал второй титульный спонсор Quick Step.
Ситуации практически идентичные, только одна команда прожила несколько побольше другой. И против этой болезни нет панацеи. Можно, безусловно, брать со спонсоров еще какие-то финансовые гарантии или взвалить материальное бремя на UCI, который вряд ли понесет его. Команды самого разного профиля каждый год прекращают свое существование, и это факт. И дело даже не в том, что, по большому счету, НТС не имела серьезных претензий на подиумы гран-туров, а просто выигрывала этапы. Мы можем вспомнить, как закончила свое существование команда Discovery Channel - правопреемница US Postal Лэнса Армстронга.
Неприятный момент заключается в том, что такая судьба НТС была предсказуема: команда сама загоняла себя в угол. Набрав талантливых гонщиков с низкими контрактами, они вырастили из них звезд, а затем просто не потянули их возросшие финансовые запросы: из команды на лидерские позиции в другие коллективы ушли Эдвальд Боассон Хаген, Андре Грайпель. Амбиции проснулись у Марка Реншоу, да и многие другие могут занят достойные места в пелотоне. Действительно обидно, что талантливый коллектив с отличными менеджерами и инфраструктурой уходит в прошлое, а другие, не умеющие распорядиться полученными финансами с пользой для дела, остаются. Но, к сожалению, такова жизнь...