7 мин.

Молодо, зелено

Контадор, над которым все еще висит дамоклов меч правосудия, – решение о его невиновности в истории с кленбутеролом до сих пор подлежит обжалованию – может добиться уникального для современного велоспорта достижения. Последний раз дубль «Тур+Джиро» удавалось сделать Марко Пантани еще в прошлом веке. Разгромив соперников на Джиро, Альберто полон решимости добиться своего и на французской многодневке. Справедливости ради, стоит заметить, что уровень конкуренции по именам здесь повыше, чем в Италии, да и сам испанец имеет за плечами одну многодневку, что также может отрицательно сказаться на его кондициях в решающие моменты трехнедельного тура. Однако борьба будет вестись не только за право въехать на Елисейские поля в желтой майке. Остановимся поподробнее на фаворитах в каждом зачете.

Белая майка

Еще задолго до старта Тура было понятно, что в этом году белая майка лучшего молодого гонщика точно сменит своего обладателя. Энди Шлек, трижды первенствовавший в этом зачете, в силу возраста не сможет замахнуться на рекордное достижение – 4 раза белую майку еще никому не удавалось выиграть и вряд ли удастся в ближайшее время.

Главным фаворитом молодежного зачета станет Роберт Гесинк из Rabobank. Голландец занял на прошлом «Туре» высокое 6-е место, при этом активно помогая Денису Меньшову в борьбе за подиум. Руководство команды сделало ставку на молодого доморощенного гонщика, который в этом году имеет несколько неплохих результатов. Гесинк завершил на подиуме две недельные гонки – Тиррено-Адриатико и Тур страны басков, а также отмечался на финишах «Дофине Либере». К тому же в распоряжении у Роберта будет очень достойная команда Луис Леон Санчес, Лоренс Тен Дам, Бауке Молемма и другие. В любом случае, если Гесинк повторит свой прошлогодний успех, то победа в этом зачете скорее всего будет ему обеспечена.

Составить конкуренцию Гесинку постарается американец Тиджей Ван Гардерен. При таких темпах роста 22-летний гонщик из HTC-Highroad (на заметку, еще «андер») может в следующем году застолбить за собой белую майку. Однако пока что Тиджей очень нестабилен. В прошлом году, занимая на Вуэльте место в десятке, он проиграл непозволительно много для борьбы за такие позиции. Помимо нестабильности, которую можно списать на возраст, его шансам на белую майку может помешать еще один фактор – Ван Гардерен будет лейтенантом при двух капитанах. Непонятно пока, как будут делить лидерство Петер Велиц и Тони Мартин (видимо, как обычно, у кого «не пойдет», тот и проиграл), но Ван Гардерен может стать главной ставкой HTC только в том случае, если «не пойдет» у обоих. Если Тиджей пройдет Тур без больших провалов, то на попадание в двадцатку сильнейших он способен. А уже это станет для молодого американца очень серьезным достижением.

Роман Кройцигер из «Астаны» также еще может претендовать на белую майку этого Тура. Чех имеет ряд стабильных выступлений на французской многодневке, где он уже был 9-ым и 12-ым. В этом году Кройцигер имеет за плечами Джиро в качестве капитана команды, на которой он занял 6-ое место и взял ту самую майку лучшего молодого гонщика, однако именно этот фактор скорее всего и помешает ему вмешаться в борьбу за аналогичное достижение на Туре. Помимо этого, Роман станет одним из ключевых грегари для Александра Винокурова. Однако класс гонщика (а в случае с Романом уже можно говорить о таком понятии) скорее всего не позволит опуститься за пределы двадцатки.

Многие уже стали забывать то время, с которого Ригоберто Уран ходит в «подающих надежды». Показав ряд блестящих результатов в 2008 году, он заразился самой страшной болезнью южноамериканских гонщиков – нестабильностью. Уран уже имеет опыт прохождения гран-туров, и в этом году показал ряд достойных результатов. Однако на шансах Урана на белую майку скорее всего крест поставит его положение в команде. Он также, как и Кройцигер с Ван Гардереном, будет грегари при своем капитане Брэдли Виггинсе. А учитывая не самую большую любовь Вига в горным перевалам, Уран скорее всего будет вынужден часто тащить его за собой. Тем не менее, многодневки часто открывают для нас южноамериканских гонщиков, поэтому даже с точки зрения теории вероятности у колумбийца есть шансы хорошо проявить себя.

Обратить внимание

Стоит упомянуть и других молодых гонщиков, способных сверкнуть на Туре. Это безусловно баск Беньят Инчаусти, эстонец Рейн Таармяэ, француз Жером Коппель. Они безусловно будут частыми гостями в отрывах, но вряд ли смогут высоко подняться в генеральной классификации и уж тем более бороться за белую майку.

Зеленая майка

Организаторы Тура из года в год предоставляют лучшим спринтерам мира шанс порадовать зрителей частыми спринтерскими разборками. В этом году почти половина этапов помечена как «равнинные». Однако прежде чем рассказать о фаворитах спринтерских разборок, следует пролить свет на изменения в системе начисления очков. Теперь очки на финише спринтерских этапов будут распределяться так: 45-35-30-26-22-20-18-16-14-12-10-8-6-4-2. Для сравнения, в прошлом году за победу давали 35 очков, за второе место – 30, затем 26, 24, 22, 20, 19, 18 и так далее. То есть изменения в финишном створе можно коротко охарактеризовать так: победы и подиумы ценятся выше, места с 15-го и ниже не ценятся совсем.

Другое изменение касается промежуточных финишей. Теперь на дистанции этапа будет всего одна такая премия, зато очки за нее будут гораздо более солидными: 20-17-15-13-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Сравнивать с прошлым годом особого смысла не имеет – тогда при победе на 5 промежуточных финишах можно было заработать лишь 18 очков. Кому эти изменения могут сыграть на руку?

Наверняка Марк Кэвендиш из HTC-Highroad приплясывал, изучая первое из них. Все-таки, по нынешним меркам, 15 побед на этапах «Тур де Франс» – достижение уникальное. Кэвендиш является счастливым обладателем самого лучшего поезда современного пелотона и лучшего разгоняющего мира Марка Реншоу. А при нынешней системе подсчета очков несколько побед и финишей в тройке уже являются весомой заявкой на итоговую зеленую майку. Однако тут есть два «но». Без поезда Кэв не так силен, а из-за особенностей характера он бросает бороться за победу, если что-то складывается не так. Это уже стоило ему прошлогодней победы в спринтерском зачете, но это скорее из области лирики. Второе «но» – это уже физика: Марк не очень плохо переносит любые неровности рельефа, поэтому ему будет очень сложно побороться за промежуточный финиш, если тот находится где-нибудь в середине этапа. Но, несмотря на все это, «Ядро с острова Мэн» – главный претендент на зеленую майку.

Алессандро Петакки сейчас представляет собой почти что прямую противоположность Кэвендишу. Действующий обладатель зеленой майки на Туре 2010 года лишь один раз из 8 спринтерских этапов оказался за пределами подиума, и даже 5 побед Кэвендиша не помешали Петакки выиграть спринтерский зачет. Помимо стабильности, Але Джет может себе занести в актив пришедшее с годами умение переносить сложные куски рельефа, что при новой системе розыгрыша промежуточных финишей может добавить спринтерских баллов в копилку Петакки. В целом, стабильность на финишах и умение терпеть на неровностях – главные контраргументы Але Джета.

Андре Грайпель перебрался из HTC-Highroad в Omega Pharma-Lotto, дабы избежать внутрикомандной конкуренции с Кэвендишом. Немецкий спринтер уже имеет опыт побед в спринтерских классификация многодневок – он уже становился лучшим спринтером Вуэльты-2009. Грайпель может навязать борьбу двум фаворитам на отдельных этапах, но вмешаться в борьбу за итоговую зеленую майку вряд ли сможет. Во-первых, команда не сможет обслужить трех капитанов одновременно – Грайпеля на финише, Ван ден Брека в горах и Жильбера в погоне за отдельными успехами. Если, например, Филипп победит на первом же этапе, а для этого имеются достаточно веские основания, то остальным двум гонщикам достанется больше посильной помощи. Во-вторых, форма Андре также вызывает сомнения. В этом сезоне он не одержал ни одной крупной победы.

Хосе Хоакин Рохас из команды Movistar, в первую очередь, удивляет своей стабильностью. Он два раза подряд занимал 4-е место в спринтерском зачете, при этом, не выиграв ни одного этапа, но стабильно участвовал в спринтерских разборках и финишировал рядом с победителем. Умение терпеть на рельефе ради дополнительных на промежуточных финишах присутствует. Однако для выигрыша зеленой майки теперь недостаточно финишировать на этапе рядом с призами. Нужны победы, с которыми у Рохаса не все гладко.

Американца Тайлера Фаррара искренне жаль. Трагедия на Джиро, унесшая жизнь его близкого друга Воутера Вейланда, очень сильно сказалась на психике американца. Сейчас Фаррар вернулся к активным выступлениям, но с победами дело обстоит гораздо хуже. В отдельно взятом спринте Фаррар может обойти и Кэвендиша и Петакки, однако ему, как и многим другим спринтерам, нужно будет очень стараться для прохождения гор ради будущих промежуточных финишей. Положительный момент заключается в том,что у Фаррара будет такой первоклассный грегари как Тур Хушовд, отказавшийся от борьбы за зеленую майку в пользу американца.  

Обратить внимание

На Бена Свифта из Sky Pro Cycling за его тихую стабильность, на Тома Боонена (хотя бы из-за имени), француза Романа Феййю и, конечно же, чемпиона мира Тура Хушовда. Среди наших стоит отметить дебютанта Тура Дениса Галимзянова, который успел порадовать болельщиков в этом сезоне. Но, по большому счету, борьба за зеленую майку развернется между Кэвендишом и Петакки.

Продолжение следует...