6 мин.

Ушел Великий "Профессор"

Вчера в возрасте 50 лет скончался Лоран Финьон.

Честно говоря, сложно что-то рассказать о человеке, основные успехи которого пришлись на период моего раннего детства. Все это можно восстановить лишь по многочисленным материалам из интернета. Капитан Астаны Александр Винокуров так прокомментировал печальное известие: «Я только что услышал о смерти Лорана Финьона. Я не знал его близко, как и он меня. Но он всегда был для меня примером, как и Бернар Ино, и Эдди Меркс. Его комментарии и суждения на французском ТВ были порой жестки, но всегда справедливы. Его анализ событий всегда был очень силен, потому что он знал, о чем говорит. Он любил велоспорт, поэтому и говорил о нем так легко, и поэтому имел право критиковать, в том числе критиковать нас, гонщиков. В моем детстве, далеко от Франции и Европы, во времена СССР, Лоран Финьон имел имя, которое мы знали, даже не зная его самого».

В мае 2009 года у Финьона был обнаружен рак гортани. В июне Лоран рассказал, что он проходит курс лечения. Говорят, что болезнь начала развиваться в кишечнике, а затем распространилась дальше по всему телу. Однако Финьон не сдавался, его бойцовский дух, которым француз славился всю карьеру не оставлял его и тогда. «Я не хочу умереть в 50. Я знаю, что мой рак не прогрессирует. Я до сих пор борюсь», – говорил он. Лоран продолжал комментировать «Тур де Франс» для французского телевидения этим летом, несмотря на то, что болезнь повлияла на его голосовые связки. Очевидцы рассказывают, что многое стало ясно уже тогда.

Финьон стал профессионалом в 1982 году, подписав контракт с командой Renault-Elf Gitane после того, как его заметил легендарный менеджер Сирил Гимар. Он выиграл Criterium International в своем дебютном сезоне. В 1983 году Финьон был частью команды, которая помогла Бернару Ино выиграть Вуэльту. Гимар не хотел брать француза на его домашнюю гонку, так как два Гран-тура для 22-летнего гонщика стали бы серьезным испытанием. Главная ставка делалась на Бернара Ино, уже выигравшего 4 Тура. Однако когда Бернар объявил, что не примет участия из-за травмы, команда решила дать шанс Финьону и Марку Мадьо побороться за молодежную классификацию. После 9 этапа Финьон шел на втором месте, уступая только Паскалю Симону. После 15 этапа разрыв между гонщиками сократился до одной минуты. Затем Симон вынужден был сойти с гонки из-за травмы, полученной во результате падения на одном из предыдущих этапов, и Финьон вышел в лидеры. После этого ему оставалось лишь отбиваться от атак соперников. Он с успехом выполнил эту задачу и после выигрыша заключительной гонки с раздельным стартом стал самым молодым победителем Тура с 1933 года.

Тур 1984 года стал ареной битвы между Финьоном и его бывшим напарником Ино. Бернар взял пролог, однако Финьон отыграл время после победы в командной гонке. В результате успешного отрыва на пятом этапе генеральную классификацию возглавил Венсан Барто, партнер Лорана по команде. Ему удалось сохранить лидерство и после прохождения гонщиками Пиренеев. Финьон же тем временем методично наращивал свой отрыв от Ино. На семнадцатом этапе гонщикам предстояло штурмовать Альп д′Юэз. Ино атаковал на знаменитом подъеме пять раз, но Финьон каждый раз не только успешно отбивал атаки, но и сумел привезти сопернику около трех минут. А поскольку Барто остался далеко позади, то Лоран вышел в лидеры общего зачета. Победив после этого еще на трех этапах, Финьон имел в Париже больше 10 минут преимущества над ставшим вторым Ино.

Финьон был мастером однодневных гонок. На его счету две победы в Милан–Сан-Ремо в 1988-89 годах, а также победа на Флеш–Валонь 1986 года. В 1989 году он выиграл Джиро.

Несомненно обидно, что сейчас все же чаще вспоминают не победы Финьона, а одно из его поражений, рассказу о котором уделяется место в каждом репортаже о проходящем Туре. Речь идет о ТДФ–1989 и знаменитой гонке с раздельным стартом. Француз подошел к главному старту сезона в хорошей форме. По ходу гонки он не слишком рисковал, добывая с помощью грегари секунды отрыва. Лемонд же, надеявшийся перед Туром заехать в 20-ку, здорово проехал первую разделку, но мучился в горах, оставшись без поддержки команды. В Париж, где финишировала многодневка, доехал вторым: это было уже чудом. Впрочем, Финьон мог чувствовать себя спокойно. Заканчивался Тур гонкой с раздельным стартом из Версаля протяженностью 24 км. «Разве можно отыграть на такой дистанции 50 секунд? Я знаю, что невозможно, хотя Грэг, естественно, на что-то надеется. Зря»,— заявил Финьон вечером накануне этапа.

Эту разделку журнал Sports Illustrated сравнит с «прыжком в следующий век» Боба Бимона. Лемонд первым в истории Тура использовал для гонки с раздельным стартом особый велосипед с низким рулем, который до этого использовали только в триатлоне, и ехал гонку в аэродинамическом шлеме-«капле», в то время как Финьон рассекал по улицам Парижа со своим знаменитым хвостом. Замыкавший гонку француз от изнеможения рухнул на землю после завершения дистанции. Именно боли, по его словам, не дававшие заснуть целую ночь, стали причиной поражения. В итоге на финише разрыв между гонщиками составил 58 секунд, что означало победу американца в общем зачете. В довершение сезона Лемонд выиграл групповую гонку на чемпионате мира, а затем первым из велосипедистов удостоился титула «Спортсмен года» по версии все того же Sports Illustrated.

В 1993 году Финьон завершил свою карьеру. Он остался в велоспорте и занимался организацией велогонок, в частности, гонки Париж–Ницца, а также открыл учебный центр в Пиренеях. В последние годы жизни Лоран комментировал гонки для французского телевидения. Всегда откровенный, обладающий великолепным опытом он стал для многих идеальным комментатором. Как и во время своей гоночной карьеры, он никогда не боялся высказывать свое мнение и критиковать команды и гонщиков.

В своей автобиографии «Nous étions jeunes et insouciants» («Мы были молоды и беззаботны»), вышедшей в 2009 году, он признался в употреблении допинга. Позже он рассказал, что именно это могло дать начало смертельному заболеванию.

Rest in Peace