Легенды: Фаусто Коппи
Фаусто Коппи – итальянский велогонщик, прозванный « Кампьониссимо» (Campionissimo) – что означает – Чемпион чемпионов! Это имя пришло к нему после рекордного числа побед:
5 раз он побеждал на Джиро (1940, 1947, 1949, 1952, 1953), выиграл в общей сложности 22 этапа, 31 день провёл в розовой майке
2 раза покорял Тур де Франс (1949, 1952), выиграл 9 этапов, 19 дней в жёлтой майке
Чемпион Мира на шоссе в 1953
Джиро Ломбардии покорялась ему 5 раз (1946, 1947, 1948, 1949, 1954)
3 раз он побеждал на Милан-Сан-Рема (1946, 1948, 1949)
победитель Париж-Рубэ и Флэш-Валлонь в 1950
в 1942 году он установил часовой рекорд, проехав 45,798 км, который удерживался до 1956 года, когда был побит Жаком Анкетилем.
Он один из самых разносторонних велогонщиков всех времён – горняк, раздельщик, спринтер, трековик. Прекрасно чувствуя себя в многодневных гонках, он был и отличным классическим однодневщиком. Его сложение нельзя было назвать атлетичным – довольно высокий 1,87см, с длинными и тонкими конечностями, худой, но не худющий, на вершине своей формы он весил 75-76 кг. Возможно, именно из-за телосложения Фаусто Коппи прозвали «Цапля».
Полное имя легенды – Анджело-Фаусто Коппи. Он прожил всего 41 год (1919-1960), но его жизнь настолько полна событий, что, наверное, ещё долго Коппи будет оставаться неистощимой темой для фильмов, книг, песен. Легендарный спортсмен, он также стал известен всему миру своей захватывающей историей любви к «Женщине в белом», а причина его смерти до сих пор остаётся предметом домыслов и гипотез.
Коппи родился в городе Кастеллания (Castellania) на севере Италии, в регионе Пьемонте (около 100 км от Турина) 15 сентября 1919 года. В настоящее время дом Фаусто Коппи стал музеем.
Дом Фаусто Коппи.
Фаусто был четвёртым из пяти детей Доменико Коппи и Анжелины Бовери. Мать хотела назвать мальчика Анджело, отец же настаивал
на Фаусто ( Fausto – в переводе с ит. означает «счастливый, благополучный»). Ангелом в жизни Фаусто Коппи точно не был, но счастливым, наверное, стать сумел.
В детстве Фаусто не отличался крепким здоровьем, не слишком хорошо учился. Так, когда ему было 8 лет, учитель заставил мальчика писать в наказание за то, что пропускал уроки, фразу « Я должен быть в школе, а не кататься на велосипеде». То, что подразумевалось под велосипедом, было старым проржавевшим хламом, даже не имевшим тормозов, который он нашёл в подвале родительского дома.
И, тем не менее, даже такой велосипед оказался сильнее школы – в 13 лет Фаусто бросил учиться и стал работать у мясника Синьора Этторе. Он теперь мог кататься на велосипеде с работы, которая находилась в другом городке Нови Лигуре (Novi Ligure – город на севере Генуи, в регионе Пьемонте), домой, встречая по пути настоящих велогонщиков, приглашавших его принять участие в соревнованиях. Но для проверки своих способностей на серьёзном уровне был нужен настоящий двухколёсный друг, а не металлолом. Деньги пришли от дяди, которого также звали Фаусто Коппи. Дядя – моряк на нефтеналивном судне, был настоящим любителем велоспорта. Вот как вспоминал сам Фаусто Коппи об этом важном в своей жизни эпизоде:
«Дядя был тронут, когда услышал о моей страсти к велосипеду, и решил, что я заслуживаю настоящий инструмент для той работы, к которой лежала моя душа, вместо ржавой старой развалины, которая меня донимала. Я просто кричал от радости, когда он дал мне 600 лир. Они могли сделать мою мечту реальностью. Из объявлений в местной газете я узнал, что шестисот лир будет достаточно, чтобы в Генуе для меня сделали раму по моему росту. Моих скромных сбережений вполне хватало, чтобы купить билет на поезд до Генуи и обратно. Я отдал мои размеры в веломагазин. Денег едва хватило. Покупать к раме всё остальное и шины мне пришлось уже из моей зарплаты мальчика на побегушках. О, как мои ноги болели вечером после целого дня карабкания по ступенькам! Но я даже был благодарен, потому что ноги становились такими сильными.
Владелец веломагазина сказал, чтобы я возвращался через неделю. Но ничего не было готово ни через неделю, ни на следующей неделе, ни ещё через неделю. Через 8 недель я потратил драгоценные деньги, чтобы добраться до Генуи, но сделанного для меня велосипеда так и не было. Парень просто не хотел морочить себя тем, чтобы делать раму для костлявого мальчишки-деревенщины, который, казалось, не только не сможет участвовать в настоящих соревнованиях, но даже просто сидеть на велосипеде. Я горько плакал, когда вернулся домой . Когда я поехал в Геную уже в девятый раз, я всё же забрал раму. Но она не подходила мне по размеру. Мошенник в магазине просто отдал мне первую попавшуюся, какая висела ближе. Я был так зол внутри, но слишком робок, чтобы что-нибудь сказать….»
Свою первую гонку Фаусто проехал в 15 лет среди других подростков, не прикреплённых ни к какому велоклубу, и выиграл. Приз – 20 лир и бутерброд. Лицензию для гонок Коппи получил в 1938, в 19 лет, и снова победил, выиграв в одиночестве.
Следующим важным эпизодом в жизни Фаусто стала встреча с Бьяджо Каванна (Biagio Cavanna-1893-1961). Этот человек стал настолько значимым в судьбе Коппи, что о нём нужно рассказать отдельно. Каванна вошёл в историю велоспорта как массажёр и тренер многих чемпионов. Бьяджо был профессиональным боксёром, затем стал велогонщиком, но в 1936 он стал слепнуть. Болезнь преодолеть не удалось, Бьяджо лишился зрения, но у него было горячее желание тренировать молодых и поистине золотые руки. Его даже прозвали « Зрячий слепой» и « Святой велоспорта» за способность понимать, что нужно спортсмену только с помощью рук. В 1942 году Бьяджо основал в городке Нови Лигуре (том самом, где Коппи работал в лавке мясника) велошколу. С Коппи знаменитый «Зрячий слепой» оставался рядом всю жизнь, поддерживая в каждой гонке и в тяжёлые моменты. Именно Бьяджо Каванна посоветовал Фаусто стать независимым гонщиком полупрофессионалом, чтобы иметь возможность участвовать как в любительских, так и в профессиональных гонках. Он отправил Коппи в Тоскану в апреле 1939 года со словами: « Следуй за Джино Бартали!». Тогда этого сделать не удалось из-за сломанного колеса. Но уже в мае 1939 Фаусто выиграл в гонке, считающейся частью национального чемпионата. Выиграл с чистым преимуществом в 7 минут. На следующих соревнованиях Коппи вновь пришёл первым, и вновь его победа была подавляющей – он привёз второму месту 6 минут. « Когда Фаусто выигрывал, вам не нужно было замерять время по точному швейцарскому секундомеру. Колокол на ближайших церковных часах выполнял эту функцию также хорошо. Париж-Рубэ? Милан-Сан-Ремо? Ломбардия? Мы говорим о 10 минутах или о четрверти часа. Вот каков был Фаусто Коппи»
Великий французский журналист Пьер Шани сказал, что между 1946 и 1954 годом, если Коппи отрывался от пелотона, пелотон больше его не видел.
В 1939 Бьяджо послал Фаусто на соревнования в Павию, написав при этом своему другу: « Посылаю тебе двоих гонщиков, один из них – Коппи – выиграет». Так и случилось. Затем Коппи стал грегари Джино Бартали. В 1940 году Бартали упал во время Джиро, шансы на победу растаяли, и грегари Фаусто получил свободу действий. К изумлению претендентов на победу 20-летний Коппи выиграл Джиро. Решающий этап был взят им под проливным дождём, и, конечно, в одиночном отрыве. Родилась новая звезда.
Один против всех, один на один с самим собой..
И в 1942 он поставил на велодроме в Милане часовой рекорд. Обстановка для события была совершенно сюрреалистическая: шла война, город подвергался постоянным бомбардировкам, чтобы избежать столпотворения на велодроме, организаторы сознательно объявили неправильное время начала, трибуны оказались полупустыми. А рекорд, поставленный Фаусто был впечатляющим – он преодолел за час 45.798km,
используя передачу 52 х 15 и педалируя в среднем со скоростью 103,3 оборота в минуту.
Рекорд продержался 14 лет.
Вот таблица его временных отсечек:
1km: 01:17
2km: 02:36
3km: 03:53
4km: 05:12
5km: 06:30
10km: 13:02
15km: 19:35
20km: 26:08
30 минут: 22.946km
25km: 32:41
30km: 39:14
35km: 45:47
40km: 52:19
45km: 58:5
Какое блестящее начало карьеры! Можно только строить гипотезы, каковы были бы достижения Коппи, если бы не помешала вторая мировая война. Он был призван в армию, в пехоту. Офицеры знали, кто такой солдат под номером 7375, они позволяли Фаусто ездить на велосипеде. Но в марте 1943 его послали в Северную Африку, где Коппи попал в плен к англичанам уже в апреле. Его доставили в лагерь военнопленных, где он сблизился ( вот уж совпадение) с отцом Клаудио Кьяпуччи. В лагере Коппи выполнял различную работу, однажды он получил задание сделать стрижку одному из англичан, который оказался британским велосипедистом Леном Левесли. Лен Левесли вспоминает: « Мне хватило доли секунды, чтобы узнать кто передо мной. Он выглядел отлично, стройный, загорелый. Раньше я видел его только на фотографиях в журналах, но мгновенно узнал. Он подстригал меня, а я пытался с ним заговорить, но он не понимал английского, а я не говорил по-итальянски. Но нам удалось обменяться парой слов, я дал ему понять, что тоже велогонщик. И я подарил ему плитку шоколада….вот и всё».
В 1945 Коппи был переправлен на базу в Италии, где он работал на офицера, который никогда не слышал о велогонщике Фаусто Коппи. Скоро война закончилась. 8 июля 1945 года Коппи уже выиграл свою первую гонку в Милане, проведя до этого 4 года без соревнований. В 1946 году родилось ещё одно знаменитое прозвище Фаусто – « Фаусто Коппи – Бьянки». На целых десять лет он присоединился к команде Бьянки, надев майку бело-голубого цвета, ставшую его символом. Именно тогда Коппи одержал основное количество своих побед. Первой в их ряду стала победа на Милан-Сан-Ремо в 1946 году. Победа с перевесом в 14 минут. 1947 – во второй раз покорена Джиро.
После победы на третьей Джиро в 1949, Коппи впервые поехал на Тур де Франс. В те годы не было ещё ни одного гонщика, который бы смог бы с одинаковым успехом победить в один год на двух гранд-турах. У Фаусто это получилось. На Туре он начал неважно, потеряв полчаса на первых этапах. Потом, как будто найдя источник с неиссякаемой энергией, он доминирует на двух длиннейших разделках, поразив всех на этапе Бриансон-Аоста. Во Франции его имя также стало мифическим. Тур де Франс была покорена. 1950 начался триумфально – победами на Париж-Рубэ и Флэш-Валлонь. Но затем последовала «чёрная полоса». На 9 этапе Джиро, этапе Виченца – Больцано, один из гонщиков, шедших впереди Коппи, наклонился в сторону, и Фаусто упал. Диагноз был серьёзным и неутешительным – трещина в кости таза. Гонка была закончена.
В 1951 он вновь получает удар судьбы – погибает его брат Серсе. Фаусто в глубокой депрессии, выиграть Джиро не удалось, на ТдФ его настигает кризис физический и душевный, из которого он выкарабкался только благодаря преданности и помощи команды. Он выигрывает финальный этап до Бриансона, показав всем недругам, что на нём ещё рано ставить крест. В 1952 на Тур де Франс впервые появляется Alpe d’Huez. Это новый вызов для Коппи. Он атаковал за 6 км до вершины, желая сбросить с колеса французского гонщика Жана Роби. Коппи сказал: « Я узнал, что его больше нет за мной, когда перестал слышать его тяжёлое дыхание и звук шин». В тот год Фаусто назвали «Марсианин на велосипеде».
Он выиграл ТдФ 1952 с преимуществом в 28 минут 27 секунд. Организаторам пришлось удвоить призовые за более низкие места, чтобы у остальных гонщиков сохранился интерес. Это был последний Тур де Франс Фаусто Коппи. В 1953 состоялось последнее впечатляющее выступление на Джиро, затем победа на ЧМ в Лугано, на сложной трассе, где Коппи выиграл из отрыва с шестью минутами преимущества.
Коппи на Стельвио 1953год.
Великолепная атака на Стельвио позволила Коппи перехватить розовую майку у швейцарца Хьюго Кобле. Коппи поднимался на Стельвио в одиночном отрыве, педалируя не поднимаясь из седла. В Бормио он был первый, он победил в своей четвёртой и последней Джиро
Этот триумф стал высшей точкой его карьеры и одновременно началом конца великого гонщика.1954 принёс лишь победу на Джиро Ломбардия в пятый раз, что до сих пор является абсолютным рекордом. В 1955 казалось, что форма вернулась. Он стал первым на Чемпионате Италии , вторым в Джиро и на Париж-Рубэ.
В 1956 родился проект “San Pellegrino”, новая команлда под руководством Джино Бартали, где Фаусто должен был стать капитаном, все хотели увидеть бывших соперников под одним флагом, как в давние годы. Но в декабре 1959, как раз после того, как Коппи дал согласие на участие в новой команде, он поехал с несколькими французскими друзьями, среди которых были Рафаэль Джеминьяни и Жак Анкетиль, на гонку в Африку, в Верхнюю Вольту. Их пригласили, как почётных гостей на празднования независимости страны. Несколько дней они провели на охоте, где по некоторым версиям Фаусто Коппи подхватил малярию. По возвращении в Италию, как раз перед Рождеством, у него начался жар, состояние быстро ухудшалось, лечащий врач созвал консилиум. Его спешно начали лечить антибиотиками и препаратами на базе кортизона, но Коппи впал в кому. Он умер не приходя в сознание 2 января 1960 года, даже не дожив до сорока лет. По одной из версий, врачи ошиблись в диагнозе, начав лечить Фаусто не от малярии, а от гриппа, не смотря на то, что жена и брат Рафаэля Джеминьяни постоянно звонили из Франции, пытаясь сообщить, что Рафаэль, путешествовавший вместе с Фаусто, лежит с диагнозом малярия. Уже в 2002 в прессе появились не нашедшие подтверждения домыслы о том, что Фаусто Коппи якобы был отравлен в Африке – месть за смерть местного велогонщика. В реальности, в крови Коппи был обнаружен вирус трёхдневной лихорадки, формы самой страшной малярии. Правильное лечение хинином позволило спасти Рафаэля Джеминьяна, друга Фаусто, который подхватил тот же вирус.
Рядом с Коппи в трудный момент не оказалось ни кого из близких ему людей. Это ведёт к другой истории, истории любви к «Женщине в белом».
Фаусто Коппи и Джулия Оккини( "Женщина в белом")
Её имя появилось в заголовках газет в 1954году, когда журналисты увидели на Джиро, после этапа до Сент-Морица, как на финише Фаусто встречала женщина с белоснежной куртке. Они написали: « Хотелось бы знать, что это за синьора в белом, которую видели рядом с Коппи». Таинственной незнакомкой была Джулия Оккини. Они познакомились в 1948 на гонке Tre Valli Varesine. Муж Джулии Оккини был страстным поклонником велоспорта, именно он привёл свою жену к кумиру Коппи. Фаусто и Джулия всё больше и больше времени начали проводить вместе. В конце концов, они оказались в центре грандиозного скандала. Коппи был женат, Джулия – замужем. В те годы, да ещё в католической Италии и речи быть не могло о разводе. Журналисты, написав о женщине в белом, не теряли времени даром. Вскоре имя Джулии стало известно всей стране. Её муж подал в суд заявление о нарушении супружеской верности. Жена Коппи также не хотела давать развод. Пару стали преследовать. Однажды они остановились в отеле, но их попросили съехать. Репортёры следили за передвижениями беглецов, которым приходилось каждый раз менять место жительства. Когда им казалось, что покой найден на Вилле Карла, около Нови Лигуре, полиция вторглась и туда. Причина рейда – ночная проверка делят ли они постель.
Папа римский Пий XII попросил Коппи вернуться к жене. Он даже отказался благословлять Джиро, где должен был ехать Фаусто. Коппи стыдили, некоторые болельщики даже плевали ему в лицо. Наконец, он всё же получил развод от своей жены, в то время как Джулию задержали, оставили на 4 дня в тюрьме, затем приговорив её к домашнему аресту. Коппи спешно готовил паспорта. В 1955 процесс о разводе Джулии также завершился. Пара преодолела тысячи препятствий, чтобы быть вместе, но жить в Италии они уже не могли. Фаусто и Джулия поженились в Мексике, но этот брак так никогда и не был признан в их родной стране. Именно поэтому путь в Италию Джулии был заказан, даже последние дни Коппи она не смогла провести рядом с мужем. 13 мая 1955 года в Буэнос-Айресе у них родился сын Фаустино, который по итальянским законам считался сыном бывшего мужа Джулии.
Фаусто Коппи всегда был один против всего мира – и в спорте, и в личной жизни.
Все его победы – это победы одиночки, наслаждающегося возможностью побеждать не только соперников, но и самого себя. Его имя осталось звучать в названии горной премии на Джиро, в имени перевала Cima Coppi, в мемориале, открытом на перевале Pordoi, в сохранившихся кадрах видеосъёмки, и, конечно, в сердцах болельщиков…
Монумент на перевале Podroi
Он просто легенда, человек, который стал вечностью.
Марио Гвалтьери исполняет песню « Чао, Фаусто!».
Общий смысл -
не исчезло ещё эхо тысяч твоих отрывов, твои мифические победы ещё никто не смог повторить, ты чемпион, ты приветствуешь нас на финише.Ты победитель и вчера и сегодня. ты в сердцах детей, которые недавно узнали о тебе, ты в сердцах чемпионов, которые не могут повторить твои достижения,ты возвращаешься к нам со звезды если кто-нибудь тебя зовёт, в сердцах простых смертных твоя дорога навсегда останется светлой.И я хочу приветсвовать тебя, я просто твой поклонник, и у меня есть для тебя только два слова « Фаусто Чао!»
по материалам http://astanafans.com/.
P.S Если кто-о читает мою блог прошу отписаться.Просто интересно я сам с собой разговариваю или нет...и стои ли это продолжать
так же начну писать про мой самый любимый велоспорт-белорусский,поклонником коего я являюсь
про древность писать буду мало.Только дуэт Бартоли-Коппи,ну может быть еще и Лемонд-Ино.
И ещё пара вопросов: у Гусева закончилась дисквалификация? где он сейчас? каковы его перспективы?
Комана Тинькова ещё существует?
Катюша сменила Тинькофф два года назад.По сути это продолжение той команды.
Про Павла Тонкова скажу честно знаю очень мало,не русский я и никогда этим не интересовался