Dota 2-ликбез. Часть 1: что такое дота и с чем её едят.
Для начала немного информации, или филиал-википедии-будет-тут.
История доты началась в 2003 году, когда дядя Eul сделал первую версию карты на базе известной игры Warcraft III. После ряда доработок дота попала на обозрение широкому кругу игроманов, которые быстро оценили широкий потенциал для задотства. На радость им команда разработчиков принялась, как на конвейере, клепать все новые и новые версии карты, не забывая снабжать их порядковым номером вида 6.53 и вводить очередные изменения (местами косметические, а местами весьма сильно влиявшие на баланс). Главным среди разработчиков считался некий IceFrog, бывший, впрочем, весьма демократичным персонажем – он не стеснялся вести переписку с фанатами на форумах и рассматривать предлагаемые ими изменения. Самые разумные из них воплощались в жизнь в новых версиях карты.
Загрузочный экран одной из каких-то там древних версий Dota 1 (написано, что 6.65).
А потом пришел волосатый зверь капитализма. В 2009 году IceFrog`а наняла на работу компания Valve, анонсировавшая создание Dota 2, а в 2011 году на свет вышла первая версия и началась раздача приглашений в игру. Нынешняя дота – играбельная бета-версия, выпущенная в открытый доступ, постоянно исправляемая и дополняемая. Впрочем, это не мешает проводить турниры, на которых разыгрываются весьма солидные призовые.
Коротко о главном
Смысл доты можно понять, расшифровав её название. «Dota» есть аббревиатура: «defence of the ancients». Очевидно, что суть игры – в защите неких «древних». Вот только каких?
«Древними» (на жаргоне – «эншенты» или «троны») называются главные здания двух противоборствующих фракций – «светлых» («радиантов») и «темных» («дайров»). В начале игры следует выбрать героя из длинного списка, присоединиться к одной из фракций и, участвуя в битве на её стороне, разрушить трон вражеской фракции. На каждой из сторон может быть по пять героев, управляемых игроками. Итак, игра протекает в формате «пять на пять».
Примерно так выглядят оба трона. Угадайте, где светлый, а где темный.
Сама карта доты представляет из себя примерно следующее. В противоположных углах находятся базы команд – слева внизу радиантов и справа вверху дайров соответственно. На базе находятся:
Трон – 1 шт. Его надо убить (вражеский) и, соответственно, защитить (свой).
Фонтан – 1 шт. Ключевое место для героев. После смерти все герои через определенное время появляются возле фонтана, целые и невредимые. Кроме того, возле фонтана находится магазин, в котором продаются артефакты. Сам фонтан обладает следующими свойствами: во-первых, он лечит подошедших к нему раненых союзных юнитов, и, во-вторых, радушно встречает всех вражеских непрерывной очередью из встроенного огнемета. Такие вот в доте фонтаны.
Всякая фигня – много шт. Вы не поверите, но фигни на базах команд действительно много, и роли она не играет. Её достаточно легко отличить от всего остального.
Фонтан светлых на фоне пяти героев и общего интерфейса игры. Видите вверху мужика с вот-такенной дубиной? Так вот, это магазин.
Для дальнейшего описания базы следует пояснить общее строение карты. Попасть с базы на базу можно тремя путями («лайнами»): верхним («топ»), средним («мид») и нижним («бот»). Кратчайший, очевидно, мид.
Квадратами обозначены башни (см. ниже). Кроме того, обратите внимание на определенную несимметричность карты: один из лайнов обозначен как "длинный", а другой как "короткий". Среди игроков принято называть длинный лайн "легким" или "изи", а короткий - "сложным" или "хардой" (он же "хард лэйн", он же "оффлэйн").
Башни («вышки», «товера») – 14 шт. Здоровые, большие и имеют неприятное свойство: если к ним подходит кто-то не из соответствующей фракции – начинают больно бить. Не так больно, как фонтан, раз где-то в сто, но все равно очень чувствительно. На каждом лайне стоит по три вышки: одна возле экватора карты, одна при входе на базу и одна посередине между ними. Кроме того, две вышки стоят прямо перед троном. Соответственно их расположению, они называются «тир 1» (от англ. tier), «тир 2», «тир 3» и «тир 4» (те, что возле трона). Каждый следующий «тир» вышек здоровее предыдущего и больнее бьет. Соответственно, бить вышку следующего тира на лайне нельзя, пока стоит вышка предыдущего тира (например, если первая вышка убита на миде, но стоит на топе и боте, то можно бить тир 2 только на миде, а тир 2 топа и бота в этой ситуации открываются для разрушения только после убийства первых вышек топа и бота соответственно). Вышки тира 4 можно бить, когда убита любая из башен тира 3.
Бараки – 6 шт. За вышками тира 3 стоят два здания, называемых «бараки». О них позже.
После того, как истечет минута, отведенная на выбор героя, начнет работать обратный отсчет времени. Ровно в 0:00 возле бараков на каждом лайне появляются группы («пачки») монстриков («крипов», от англ. «creep»), управляемые компьютером. Они начинают двигаться по линии в сторону вражеской базы и в определенном месте встречаются с вражескими крипами (или героями), после чего стартует МАССОВЫЙ МОРДОБОЙ СТЕНКА НА СТЕНКУ. Крипы бывают трех видов: ближнего боя (4 шт. в пачке), дальнего боя (1 шт. в пачке) и осадные (1 шт. каждые 7 пачек). С течением времени количество крипов увеличивается, но не очень быстро.
Лучший герой ближнего боя в доте, вид вблизи.
Крипы будут выходить с базы каждые 30 секунд и идти по однажды протоптанному пути. Смысл крипов в том, что каждый из них – маленькая ходячая копилка. Как можно догадаться, любому герою потребуются деньги (и еще больше денег) для покупки предметов. Основной способ их добычи – добивание крипов. Под «добиванием» понимается следующее: когда у крипа здоровье подойдет близко к нулю, герой должен нанести ему последний удар и опустить здоровье ниже нуля.
Добивание своих и вражеских крипов одинаково по сути, но ведет к разным результатам. Добивание вражеского крипа называется «ласт хит» - перевод, думаю, очевиден. Заластхиченный крип (хм, звучит это лучше, чем выглядит на письме) приносит добившему (и только ему) немного золота. Подобный способ заработка называется "фарм" (англ. "farm"), в форме глагола - "фармить". Кроме того, каждый убитый крип (неважно, получился ласт хит или нет) дает опыт («экспу», от англ. «experience») стоящим в небольшом радиусе вражеским героям. Чтобы уменьшить количество этого опыта, делают «денай» (англ. «deny»), добивая своего крипа. Идеальная дота предполагает добивание КАЖДОГО крипа на лайне. Впрочем, это невозможно. Совсем-совсем невозможно.
Профессиональный игрок NS рассказывает, как правильно фармить, и показывает на своем примере, как можно выфармить 80 крипов (из 82 возможных) за 10 минут. Нудновато, говорите? Делать упражнения всегда нудновато.
Ах да: крипов можно усиливать. Если убить вражескую вышку, то после этого благородного военного действия выходящие на данном лайне крипы станут чуть сильнее (свои, не вражеские – дота предполагает неустойчивое равновесие!).
Теперь следует рассказать о бараках. Всего на лайне их два: ближнего и дальнего боя. Уничтожение одного из них усилит соответствующих крипов: они станут больше, здоровее, а главное – при убийстве будут приносить врагу меньше денег. Ну а если уничтожить все шесть бараков – крипы станут МЕГАКРИПАМИ. Мегакрипы бьют больно – нет, ОЧЕНЬ больно, здоровьем не уступают какому-нибудь слабенькому герою, да еще и выходят в огромных количествах. Так что, убив все шесть бараков, можно тихонько засесть у себя на базе под фонтаном и смотреть за тем, как вражеская команда с криками "ЭТО СПАРТАААААА!" пытается защитить свой трон от мегакрипов. Как правило, это нереально.
И напоследок следует упомянуть так называемых нейтральных крипов. Гляньте-ка еще раз на карту. Видите огромные пространства между лайнами? Было бы странно, если бы там ничего не было. Так и есть: там находится лес, в котором кажду минуту ровно в x:00 появляются нейтральные крипы. Их численность, свойства и характеристики бывают самые разные. Всего в каждом лесу есть пять точек появления нейтральных крипов + еще одна с особенно сильными нейтралами. Кстати, их тоже называют эншентами - как вы могли заметить, понятие эншента весьма растяжимо.
Ну и наконец, есть особый нейтральный крип. Видите на карте такой красноватый аппендикс возле тир 1 вышки дайров? Так вот, там живет Рошан. Рошан - это такой большой крип с камнем во лбу, который в несколько раз сильнее любого другого существа в игре. Убивают его обычно впятером всей командой, но игра стоит свеч: из убитого Рошана выпадает "аегис" - артефакт, дающий одному герою возможность умереть один раз и воскреснуть на том же месте. Правда, бессмертие не идеально: через 6 минут после убийства Рошана аегис пропадет, а через 10 минут - Рошан вновь окажется живой, здоровый и на том же месте. Хотите нового бессмертия? Давайте-ка еще раз.
По расхожему выражению русских комментаторов, из седьмого по счету убитого Рошана выпадают Биг Мак и кола.
Пара слов о героях доты
Каждый игрок управляет героем. Герой – это существо, имеющее свои характеристики, способности, историю и вообще все, что нужно. Что умеет герой? Он умеет жить (само собой, за это отвечает здоровье – «хп», англ. «health points»), творить заклинания («кастовать», англ. «to cast»), используя ману, и бить с руки. Кроме того, у него есть классические характеристики «сила-ловкость-интеллект». Не буду вдаваться в подробности взаимоотношений между всеми ними, объясняя с приведением формул, кто за что отвечает – подобную нудятину можно прочитать прямо в игре. Скажу лишь, что у каждого героя одна из этих характеристик является главной, и все герои за счет этого делятся на три большие группы. Ни к чему подобное деление не обязывает, оно лишь формальность.
Или все-таки на шесть групп? Как я уже говорил, суть доты – в противостоянии двух фракций. И было бы вполне резонно, если бы каждый герой принадлежал к одной из них. Так и есть: герой может быть формально как «светлым», так и «темным». Что снова не более чем формальность: любой герой может драться на любой стороне.
Ага, вот эти ребята.
Между прочим, один из огромнейших плюсов доты – отличнейшая, просто-таки замечательная озвучка героев. Она не просто хороша, она еще и очень идеологически выдержана. Например, герой-оборотень Ликантроп разговаривает с характерным трансильванским (где там у нас водятся канонические оборотни?) акцентом, баньши-Death Prophet («профетка») звучит как задушенная Флер Делакур, а голос суккубы Queen of Pain («квопы»)… я попробую обойтись без физиологических подробностей, поэтому обзову его просто ОЧЕНЬ СТРАСТНЫМ. Кроме того, при встрече друг с другом герои могут перекинуться парой фраз, а при убийстве – еще и матюгнуться на врага. Мелочь, конечно, а приятно. Приобщиться ко всему этому великолепию можно на официальной дота-вики: http://www.dota2wiki.com/wiki/Queen_of_Pain_responses (и не смотрите на ссылку, перейти можно на любого героя).
Правда, я красивая? И это вы еще мой голос не слышали!
Деньги, выбитые из крипов и полученные за разрушение зданий, можно тратить на всяческие плюшки. Плюшки называются артефактами и дают героям бонусы к разным характеристикам, особые возможности или еще что-нибудь. Как правило, большинство артефактов составные – чтобы их собрать, нужно купить несколько артефактов поменьше и (опционально) дополнить это безобразие рецептом на создание предмета.
Сама дота – игра весьма умная. Во время игры тем или иным героем, магазин будет ненавязчиво вам советовать: а собери-ка ты, мил человек, этот предмет, а вот этот обязательно собери, а насчет этого подумай, а не пригодится ли тебе вон тот? Подобное называется "сборка по рекомменду" и строго рекомендуется новичкам – до тех пор, пока они не узнают все особенности работы предметов и сочетания их с героями.
А если будете себя хорошо вести, оно вам еще и подскажет. Может быть, даже что-нибудь дельное.
Достало! Хочу уже играть!
Я полностью согласен с вами: букв очень много, и выглядит все вышенаписанное очень страшно. Действительно, порог вхождения в доту высокий. Более-менее хороший игрок не только знает всех героев в лицо, но еще и помнит все их скиллы, понимает их применение, знает ограничения на них, держит в голове несколько вариантов сборки предметов для героя, разбирается в макроконтроле карты… короче, знаком с огромной кучей аспектов, как и в любом другом спорте. Но для того, чтобы поиграть и посмотреть, что же это за страшный зверь такой - дота, ничего этого не требуется. В конце концов, все когда-то были новичками, не так ли?
Для того, чтобы начать играть в доту, нужен инвайт – как-никак, это все еще бета-тест. Но времена, когда инвайты были как колбаса в советских магазинах, давно прошли. Сейчас у каждого школьника в запасе есть штук по десять, и добыть их не составляет никакого труда – любой игрок пришлет вам его на почту за простое "спасибо".
Заполучив инвайт, следует установить игровую программу Steam (она используется как платформа для распространения многих игр) и скачать игровой клиент весом в несколько гигабайт. Впрочем, чего это я рассказываю такие очевидности? Чай, не первый день сидите за компьютером. Так что опустим совсем уж подробный гайд.
При первом запуске дота поприветствует вас и предложит пройти базовое обучение. Отказаться без консольных команд нельзя, да я бы и не рекомендовал – оно сделано очень неплохо, лично я прошел его с огромным удовольствием несколько раз. Обучение, кстати, не закончено – как несложно догадаться, его планируют превратить в длинное приключение из многих частей, но пока что доступно только самое начало. В нем как раз объясняются базовые вещи – но я-то уже все вам рассказал, так что вы будете чувствовать себя более комфортно=)
Окончив обучение, вы получите возможность сыграть свою первую игру.
Вообще, в доте неопытных игроков очень, очень не любят. Неопытный игрок – головная боль команды, которой приходится вынужденно играть вчетвером против пятерых. А это тяжело. Нет, конечно, Valve поставили какие-никакие ограничения и новичков кидает в игры против таких же новичков, где они могут обучаться основам в импровизированной песочнице. С ростом количества и соотношения побед к поражениям приоритеты подбора будут меняться… впрочем, это сейчас не важно.
Дэви Джонс тоже в теме.
Какого героя взять для первой игры? Вопрос не банальный. Среди героев доты есть как весьма простые, дружелюбные к новичкам, так и сложные, при игре за которых очень помогает умение играть на фортепиано. Вот вам тройка героев, которых лично я рекомендую для первых игр:
1) Axe. Или AAAAAAAAAXE! Большой красный мужик с топором (угадайте, почему героя так зовут?). Сильный герой в начале игры, в середине, да и в конце может доставить немало головной боли врагам. Силен тем, что может пойти на любую линию или даже в лес (читайте описание скиллов). И даже новичок при не самой уверенной игре может не раз услышать громкий вопль Акса, нашедшего очередную жертву: What happened? AXE HAPPENED! Или же: I said, GOOD DAY SIR! Акс, он такой.
2) Doom bringer. Если вам не претит играть адским владыкой с такими-то рогами и мордой, на которой написаны все пороки этого мира, то можете смело взять Дума. Даже в самой провальной игре у него получается неплохо фармить. Плюс его способности снова-таки весьма очевидны и актуальны практически в любую минуту игры.
3) Keeper of the light (или сокращенно «котёл», по первым буквам). Все любят Котла – в частности, за его уникальную способность восстанавливать союзным героям ману. Кроме того, у него есть задувка - угадайте, какой скилл так называют. А еще при встрече любого союзного героя женского пола котёл говорит ей комплимент (даже паучихе Broodmother, да-да).
Сыграли? Ну вот и замечательно. Проявите вежливость и напишите в общий чат "gg wp" ("good game well played"). Выиграли? Я вас поздравляю! Проиграли? Тоже хорошо: меньше вероятности, что подсядете на этот наркотик (а как вы уже могли понять, он весьма и весьма сильный).
Небольшой привет капиталистам
После всего вышенаписанного давайте отдохнем и поговорим немного о доте как об игре в целом. Несмотря на то, что игра находится в стадии бета-теста, а инвайты в доступном количестве появились далеко не сразу, она считается бесплатной. Но если бы она была полностью бесплатной - большой босс Valve Гейб Ньюэлл и его огромный штат не могли бы вкушать свой честно заслуженный кусок хлеба с черной икрой. Так все же, откуда они берут деньги?
Источников два, хотя по сути - один. Играть в доту можно совершенно комфортно без внесения каких-либо денег, но есть люди, которые хотят чего-то особенного. Специально для них были созданы сеты - наборы предметов, которых можно надеть на героя. Они не несут никакой игровой функции, единственное их назначение - услаждать глаз игрока.
Для сравнения две модельки героя Windrunner ("ВРка"). Слева - популярный Gilded Falcon Wings` Set, доступный во внутриигровом магазине за 299 руб. Справа - оригинальная моделька героя. Всего на ВРку вышло пять сетов ценой от 139 до 474 руб. В данный момент практически на любого героя есть сет, и на большую часть - не один.
Вместе с тем, после каждой сыгранной игры любому игроку с небольшим шансом может выпасть какой-нибудь предмет, в том числе из тех, что продаются в магазине. Таким образом, достаточно терпеливые игроки могут накопить достаточно большую связку разнообразных предметов, а потом выменять за них на внутреннем рынке другие, желаемые лично ими вещи. Valve нисколько не препятствуют подобному - напротив, даже поощряют.
Помимо предметов, игрокам могут выпасть также сундуки, содержащие еще какой-нибудь случайный артефакт (как правило, из заранее заданного списка). Чтобы открыть сундук, нужно что? Верно: ключ. Эти ключи служат валютой на черном рынке доты, ну а сами Valve продают их примерно за 2 у.е. Бизнес? Бизнес.
Второй упомянутый способ заработка - продажа билетов на турниры. Как уже упоминалось, профессиональные команды частенько встречаются друг с другом в рамках организуемых разными компаниями турниров. Конечно, существует ряд комментаторов, транслирующих игры на общедоступных платформах (чаще всего twitch). Но одно дело - видеть матч по телевизору, а другое - со стадиона! Этими-то билетами на стадион и приторговывают Valve. Купивший допуск на турнир получает возможность смотреть матчи прямо из внутриигрового клиента. Это удобно и позволяет, например, видеть каждую секунду то, что происходит на карте с интересующим героем или в интересующем месте, не будучи зависимым от комментаторов. Кстати, их речи тоже доступны в DotaTV.
Стоимость билета на турнир - примерно как стоимость одного сета: может варьироваться, но чаще всего - в районе 10 у.е. Естественно, в эту сумму включен просмотр любого матча, в том числе и записей уже прошедших.
Занятно, что лицо торговца в самой игре часто представляется как лицо Гейба Ньюэлла, жадного до денежек пользователей. Только взгляните на эту хитрую морду:
Пока что покупать ничего не надо. Но, напомню еще раз, в Доте даже бета-тест не закончился.
Интересно, что изменится в будущем?
P.S. Большое спасибо всем тем, кто дочитал этот пост до конца. Я очень старался ^_^ Буду рад видеть вас снова в своем блоге, ну а сейчас хочу аннонсировать следующий выпуск:
Dota 2-ликбез. Часть 2: кто есть кто на профессиональной сцене.
В следующей части я постараюсь рассказать максимально популярно о знаменитых игроках в доту, о командах и о турнирах, в которых они принимают участие.
Заходите к нам еще!
Вайпер? Да, тоже подойдет. Тракса - сквишевая хрень без эскейпа, урсой еще нужно подбежать и прожать. Это я могу - а в первой игре не мог=)