Тернистый путь к мечте первого русского комментатора по Лиге Легенд в LEC
Знакомство с Лигой Легенд
- Здравствуй Глеб, как ты пришел в Лигу?
Г.К. - Добрый день, это был третий сезон, получается, 2013 год. Одноклассники очень много обсуждали игру, дико ею увлекались. Вплоть до того, что я помню, как один из них в автобусе мне сидел и объяснял, сколько раз может ультануть Дариус, и что он абсолютная имба. И это я слушал на протяжении минут двадцати, наверное. Ну, слово за слово, и начал играть. По итогу хобби поспособствовало становлению мечте.
- То есть, знакомые привлекли твое внимание к игре. Кто был твой первый чемпион?
Г.К. - Я точно помню, что играл за Амуму. Точно играл за Мастера Йи в АП сборке. И точно осталось в память, что старался научиться играть на двух чемпионах - Ривен и Ли Син. Думаю, не стоит уточнять, что ни одного я так и не довел до мастерства. Но зато я прочно осел в лесу, очень много играл на Скарнере и на Ли. Наверное, самая комфортная для меня позиция в игре.
- Не обольщайся! Я прекрасно знаю, как ты играешь именно на Лысом (Ли Сине)! Рассказывай, точно провел на нем больше всего часов или нет?
Г.К. - Нет, больше всего часов точно было на Скарнере! Я, вроде бы, даже топ-7 был на русском сервере года два назад, по-моему, в июле 2020.
- Получается, ты поднимался в рейтинге на леснике? Многие утверждают, и я в из числе, что это самая трудная и неблагодарная роль. Согласен ли ты с данным мнением или маневрировать между линиями для тебя быть словно рыбой в воде?
Г.К. - Я очень плохо играю, прямо совсем. И джанглер это, наверное, единственная роль, которая позволила мне себя чувствовать как автономной единицей, так и частью командных сражений. Эдакий герой в плаще, только свистни и он появится. Я очень люблю командную работу! Когда мы все стараемся играть вместе, даже если что-то идёт не по плану.
- Раз ты говоришь, что плохой, но командный игрок, то какой максимальный рейтинг ты поднимал?
Г.К. - У меня всегда было очень мало времени играть в рейтинги. Золото 1 и промо в Платину, это был мой максимальный прыжок.
О комментаторском ремесле
- Поговорим о профессиональной карьере. Когда вообще появилась мысль покорять комментаторские просторы?
Г.К. - В январе прошлого года. Пандемия внесла огромное количество корректив в мою жизнь, и совершенно неожиданно родилась идея комментировать игры. Мы с коллегой попробовали отработать Французскую национальную лигу (LFL) - конечно же, неофициально. Но нам очень понравилось! Никогда бы не подумал, правда, каким серьезным вызовом такое может быть для человека. Мы комментировали где-то две-три игры в неделю, и репетировали «в стол». Но это приносило такое бешеное удовольствие, что все вызовы казались не такими страшными. Я даже один раз отработал серию Бо5 самостоятельно!
- Что ты имел в виду, когда сказал про репетицию «в стол»?
Г.К. - Мы комментировали очень много игр не для публикации или распространения, а для того, чтобы развиваться. Наша работа кажется со стороны простой, но в ней гигантское количество аспектов, о которых приходится задумываться. Особенно, когда речь идёт о работе на другом языке, в данном случае на английском. Это действительно непросто.
- Кстати, насчёт стандартных правил или запретов, какой свод законов ты создал для начинающего комментатора? Наверняка он менялся с переходом в более серьезную лигу.
Г.К. - Профессионализм во всех своих возможных проявлениях. Я всегда стараюсь быть наблюдателем, рассказывать о происходящем на экране, в конце концов, я Play-By-Play комментатор. Это те ребята, которые читают рэп каждую игру. Всему моему запалу к работе я обязан, пожалуй, двум комментаторам, которые на меня повлияли больше всех - Quickshot и Medic. В моих глазах эти ребята абсолютные боги своего дела, и если мне когда-нибудь удастся к ним приблизиться, я буду неимоверно счастлив.
- А как же Caedrel?! В последнее время часто слышу от тебя обратить внимание именно на его комментарии.
Г.К. - Caedrel, все-таки, аналитик. Он же бывший профессиональный игрок, он выступал за Excel. Он блестящий комментатор, совершенно спору нет, но он другого типажа. Если говорить о тех комментаторах, которые на меня повлияли или все еще влияют, то, все-таки, это будет Quickshot и Medic.
- Хорошо, тогда как ты ответишь на вопрос, что общее эло ни капельки не влияет на аналитическое умение игрока?
Г.К. - Эло игрока это его актуальная способность работать в SoloQ «лестнице». То есть, способность поднимать свой рейтинг с 4 незнакомыми ему игроками. Про-сцена отличается от рейтинговых игр. Всегда легче смотреть со стороны на происходящее, нежели играть самому, мы иногда видим более полную картину, иногда гораздо меньшую. Это же вопрос огромного количества аспектов. Но умение человека играть очень сильно сказывается на его аналитических способностях, поэтому я и не лезу в colour роль. Но развиваться и улучшать свои способности в игре, безусловно, необходимо, и я стараюсь над этим работать, это действительно важно. Но, опять же, это вопрос необъятного количества аспектов, в моем понимании.
- Согласен, но тут больше вопрос про умение анализировать именно комментатора по ходу матча. Ведь ты обязан держать зрителя в напряжении, что в игре постоянно что-то происходит. На мой взгляд, это самое важное на поприще действительно стоящего кастера.
Г.К. - Слава Богу, что ты работаешь не один. Это такая игра в мяч, я всегда стараюсь смотреть на все возможные слои развития игры. Какие комбинации доступны для матча, какой у них инструментарий, какой стиль игры, какие слабые и сильные стороны у получившихся формаций. В конце концов, надо очень четко понимать, что конкретно делает каждый из комментаторов, мешать роли тоже не надо.
- Вот тут мы с тобой более или менее разные. Довольно часто в умозаключениях ты поправлял меня на индивидуальных умениях игроков. К примеру: условный Hylissang в игре может быть двух видов: бог или корм. В то время как я зачастую обращаю внимание на командную синергию. Как ты считаешь, трудно вообще найти баланс в столь крайне разнообразном геймплее?
Г.К. - А зачем его находить? Лига прекрасна своим разнообразием. У тебя могут быть фантастически сыгранные команды, или невероятные индивидуальные выступления. У тебя могут быть крепчайшие лейнеры, которые захватывают раннюю игру своим присутствием, а могут быть клатч-игроки, которые могут заставить тебя сорвать свой голос кражей Старшего Дракона в последнюю секунду. Наслаждайтесь тем, что видите!
Немного LEC’а
- Ладно, сможешь привезти пятерку лучших игроков Европы по позициям на данный момент?
Г.К. - Сложно! Сейчас все еще только первая половина нового сезона, многие игроки и тактики все еще "развиваются", так или иначе. Но, пожалуй: Wunder, Jankos, Humanoid, Comp, Hyllisang/Trymbi.
- То есть Upset слишком уступает себе прошлогоднему? Непонятная история на Чемпионате Мира явно сыграла спортсмену в минус.
Г.К. - Мне кажется, что вся эта ситуация очень сильно сыграла не только по Upset'у, но и команде в принципе, хотя Fnatic показывают себя с чуть ли не лучшей стороны. Comp, как мне кажется, просто очень хорошо "заменяет" собой Hans Sam'у, и тем самым в моих глазах выигрывает несколько очков. Посмотрим, надо ждать летний сплит и делать выводы.
- Тогда вечный вопрос фанатов Европы: Caps, Larsson или Humanoid? Многие добавили бы Perkz'a, но у него самая нестабильная игра из всей четверки. По сути, болельщики пытаются придумать лучшего противника для датчанина.
Г.К. - Однозначно Caps образца 2019-20 года!
- Тогда кто лучший по версии начала двадцать второго года?
Г.К. - Сейчас, все-таки, Humanoid показывает себя как фантастический лейнер. Даже статистика говорит сама за себя. А в комбинации с такой командой, которой сейчас является Fnatic, думаю, что мы еще увидим много потрясающих вещей в исполнении игрока.
- Я бы все же отметил Larssen’а мид-лейнера Rogue, особенно после очной встречи, когда Humanoid допускал очень много глупых макро ошибок. К примеру, как использовать шишку без видимости леса.
Г.К - Сезон длинный, поживем – увидим!
Образование, жизнь и работа в Европе
- Когда ты понял, что лучше отправиться в европейское, основное отделение? Многие бы посчитали, что проще было попасть в российский сегмент и в ус не дуть.
Г.К. - Я живу в Чехии, в сердце Европы. К тому же, очень сильно картавлю на русском языке! (смеется) А вот в английском нет, я его знаю весьма неплохо. Это как-то сразу появилось, русский даже не был под вопросом. К тому же, хотелось доказать, что СНГ комментаторы могут работать на английском языке, мне кажется, наша нога в Лиге Легенд Европы еще не ступала.
- В этом ещё и помогло твое образование. Ведь мы познакомились в группе рестлинга, но, пообщавшись чуть ближе, я узнал, что ты ещё преподаватель по английскому языку. Это довольно мощное реноме для россиянина, который учит иностранцев чуть ли не основному европейскому языку.
Г.К. - Так точно. Помогаю людям развязывать язык. И музыку преподаю. Я стараюсь использовать свои знания языка, чтобы помогать другим его тоже использовать, это не так сложно, надо просто научиться общаться без чувства внутреннего дискомфорта.
- У тебя же, если не ошибаюсь, есть еще один канал на ютубе, который посвящен каверам популярных композиций?
Г.К. - Это мое небольшое увлечение, которое помогает провести разрядку в творческом направлении. Там редко что-либо появляется, это не проект даже. Я скорее эти каверы своим знакомым отправляю иногда, посмотреть и пощупать. Плюс, иногда бывает хорошая тренировка для дыхания, вот это все.
- Карьеру музыканта не планируешь? Вон европейские кастеры сочиняют довольно сносные песни.
Г.К. - Пока нет, но может в будущем, все-таки у меня есть образование пианиста.
- Ты говорил, что комментируешь с девушкой коллегой, чья изначально была идея основать подобный дуэт?
Г.К. - Идея была моя, знакомы уже достаточно давно, вместе часто играли. Слово за слово, решили попробовать осуществить нашу мечту вместе.
- Почему выбрали французскую лигу?
Г.К. - Не было английского каста, хотели попробовать себя раскрыть там, где ещё нога главного европейского языка вообще не ступала. К тому же соревноваться с титанами LEC дело совершенно неблагодарное.
- Многие предпочитают через линк сайты комментировать топовые лиги и собирать народ, не было мысли пойти подобным путем?
Г.К. - Нет, мы решили сделать ставку на уникальность контента. Что-то, чего еще не было.
- Вы же вели онлайн трансляции, не было от правообладателя страйков? Многие независимые кастеры жалуются на нехватку кислорода.
Г.К. - Была, только одна. Но мы делали рестрим по достаточно сложной схеме, но пошло хорошо. В основном мы заливались на Ютуб, и все было в порядке.
- Не пробовали использовать разные платформы по раскрутке? Знаю, что у тебя есть собственный канал на Твитче.
Г.К. - Нет, совершенно нет. Я хочу брать работой, доказывать, что я хороший комментатор и улучшаться, постоянно, становиться как можно лучше.
- Сколько у вас было средний онлайн?
Г.К. - Точно не помню, но количество просмотров было в районе от пяти сотен до пяти тысяч.
- Не считали, что порой просмотров слишком мало? Не было мысли, что зря этим занялись?
Г.К. - Конечно, всегда посещают. Ты всегда боишься, что твоей работы мало, что ты недостаточно хорош. Всегда сомневаешься в себе. Наверное, это даже нормально.
- Хорошо, отойдем от негатива. Когда ты понял, что твоя работа заслуживает усилий? Был ли тот, кто не вовлечён Лигой, но после твоей работы пристально подсел на любой контент связанный с игрой?
Г.К. - Да, кстати. Журналист, которого ты прекрасно знаешь — Том Колохью (специализируется на рестлинге). Он вообще не интересовался Лигой, а теперь реально на это подсел. Ну, и, конечно, когда ты начинаешь работать с профессиональной лигой — все меняется.
Работа в любительских лигах
- Как раз хотел продолжить мыслью о профессионалах: ты занимаешься комментирование всего два года. Однако только полтора месяца ваш дуэт относится к официальному отделению Riot Games. Как вообще вас заметили? Судьбоносная встреча, удача или банальные связи?
Г.К. - Результат упорного труда! Я работал почти везде, где мог. Был комментатором и ведущим у маленьких любительских лиг, например Supreme League Europe, Mystic League. Один раз работал с третьим дивизионом Prime League. Ну, и LFL, конечно. Можно сказать, посвятил себя этому. Когда ты отдаешься своей работе и стараешься стать в ней максимально хорошей версией себя, успех не заставит долго ждать.
- Ты сейчас упомянул четыре разные лиги, с ними были заключены договоры или это был чистой воды энтузиазм?
Г.К. - Это, фактически, были любительские игры. Одна Лига была маленькой английской, где я отрабатывал большинство встреч, в том числе финалы. Вторая американская, это было очень тяжело. Приходилось кастить по воскресеньям с полуночи до трех – четырех часов утра - это было ужасно тяжело. И мне повезло поработать с одной замечательной швейцарской командой Edelweiss Esports. Огромное количество игр помогли мне набраться бесценного, но столь важного опыта.
- Были ли экспресс интервью с участниками матчей или приходилось в перерывах на двоих развлекать зрителя, буквально на коленке производить анализ игр?
Г.К. - Бывало по-разному. Один раз пришлось забить двадцать минут эфирного времени, потому, что у нас были технические трудности. Бывали игры с получасовыми паузами. Интервью были почти всегда после игр. Мне пришлось поработать как комментатором, так и desk host — грубо говоря, ведущим всей панели, не только комментаторской. Это был очень разносторонний и интересный опыт.
- В плане пауз всегда незавидно было вам комментаторам в это время. Ведь вы, как и мы, обычные зрители обычно не знаете причин остановок игр... Как вообще не выпасть из седла в такие моменты? Или приходится импровизировать?
Г.К. - Импровизируешь, как можешь. В эти моменты приходится искать все возможные пути, чтобы было о чем поговорить. Мы знаем, почему игра остановилась, но даже с этой информацией ты мало, что можешь сделать. Твоя задача в том, чтобы удержать эфир. И ты начинаешь говорить обо всем, что только видишь. Когда это произошло в первый раз, я думал, что поседею в мгновение ока.
- Какая проблема в большинстве вызывает остановку карт? Или ошибки не повторяются?
Г.К. - Ой, слушай, по-разному. Иногда ломается что-то у эфирной команды, иногда что-то со стороны игроков. Например: интернет проблемы, пинг, нарушение правил. Косяков очень много и они постоянно появляются в новых вариациях. Главной проблемы нет, есть огромный набор разных. Ты же, все-таки, в прямом эфире. Это просто правило, которое надо запомнить — в любой момент что-то может пойти не так. Надо не паниковать и стараться с этим работать.
- Помнишь самый абсурдный момент, который через смех приходилось преодолевать во время прямого эфира?
Г.К. - Да каждый эфир что-то происходит, когда мы недавно выходили в эфир, буквально за секунду до того, как камеры переключились на нас, я сказал: «Гордринкер в печень, АДКерри не вечен!». Это так понравилось моей коллеге, что в эфир мы выходили практически в слезах!
Будущее Европы
- Ты сейчас являешься комментатором польской лиги, а это одна из перспективных сред обитаний про игроков. Очень много поляков покорили сердца поклонников, заприметил уже кого-то из малышей?
Г.К. - Lucker из академической команды AGO ROGUE. Весь состав на данный момент выглядит очень сильным, но этот стрелок играет невероятно! Он по своему КДА приблизился к рекорду Chovy в начале сплита, а это говорит о многом, как мне кажется.
- Какой команде он пригодился прямо сейчас? Или ROGUE ни за какие деньги не отдадут свое главное дарование академии?
Г.К. - Никогда не отдадут, более, чем уверен, честно говоря. Слишком интересный талант в моем понимании. Хотя, посмотрим, мало ли.
- Однако все мы понимаем, что уровни второстепенной лиги и основы значительно разнятся. Ярким примером является бот G2, который только в этом сплите перешел в основу. Ребята не выглядят мальчиками для битья ярко проявляют себя, но частенько теряются по ходу игры, от того смотрятся на дистанции нестабильно. Как ты считаешь, новичкам нужно время для адаптации или этот термин явно не про киберспорт?
Г.К. - Мне кажется, что этот сплит и есть прекрасное время для адаптации. Весна предназначена для борьбы за место под солнцем. Тем более, тот же Flakked уже доказал, что может спасти всю команду, как в игре простив Misfits.
- Можно сказать, что уже сейчас Lucker находится с Flakked на одном уровне?
Г.К. - Нельзя сравнивать ERL и LEC. Посмотрим, когда Lucker получит место в европейской Лиге.
- Однако сейчас в ROGUE на позиции стрелка Comp, керри, которого ты поставил на первое место среди всех в лиге. Не боишься, что главное дарование молодежного турнира пересидит в запасе?
Г.К. - А кто сказал, что он должен переходить прямо сейчас?
- Обычно таланты не сидят на месте, а стремятся громко заявить о себе. Думаешь, он просто будет ждать шанса, сложа руки?
Г.К. - Не знаю, он под контрактом уже год. Посмотрим, как будут развиваться события.
Мечта
- Кто такой Глеб Короткий? Почему он так стремится в топ комментаторов и какова его конечная цель?
Г.К. - Это парень, который очень любит киберспорт, комментировать матчи профессиональных и не только лиг, орать до срыва глотки и радоваться, когда что-то потрясающее происходит на Ущелье Призывателей! А цель, я думаю, как и у всех комментаторов – Worlds!
- А как же постоянное место для того, чтобы рвать глотку в команде комментаторов LEC?
Г.К. - Ну, сначала LEC, потом Worlds в составе эфирной команды. По-другому нельзя, насколько я понимаю.
Блиц опрос
- Пребывание в составе комментаторов от LEC и уход на пике или мирное существование в конце карьеры в LCL?
Г.К. – LEC!
- Perkz, Humanoid или Caps?
Г.К. - Caps!
- Любимая команда?
Г.К. – Fnatic!
- Rekkles или другой стрелок?
Г.К. - Буду банальным, но – Rekkles/
- В конце прошлого года произошел трансфер Bwipo, можешь представить уход Hylissang’а?
Г.К. - Сейчас очень трудно такое представить!
- Веришь ли, в успех Fnatic в обновленном составе?
Г.К. - Скорее да, чем нет, им нужно время, чтобы сыграться.
- Wunder до сих пор топ?
Г.К. - Скажу больше - даже торт!
- Закончится ли когда-нибудь и кем именно триумф азиатских команд на Worlds?
Г.К. - Рано или поздно это должно произойти, я же надеюсь, что в скором времени Европа прекратит их гегемонию.
- Что бы хотел сказать начинающему игроку и комментатору?
Г.К. - Практиковаться и постоянно искать способ улучшать свои навыки!