11 мин.

Каспаров против Deep Junior. Возвращение в Нью-Йорк

Продолжаем эпопею о сражениях Каспарова с шахматными машинами. Сегодня речь пойдет об очередном матче великого шахматиста. На сей раз его соперником выступил один из лидеров малых машин – программа Дип Джуниор 8.

Гарри Каспаров, Deep Blue

Пока ведущая мировая пресса гремела на весь свет своими репортажами о матчах Каспарова с компьютерным шахматным монстром Дип Блю, незаметно подросли и набрали силу программы для персональных компьютеров. Так получилось, что заметное улучшение чисто шахматных качеств этих программ совпало по времени с взрывным ростом вычислительной мощности самих ПК. И результат не заставил себя долго ждать.

Первый звоночек о готовности малых машин бросить вызов самому чемпиону мира прозвучал в 1999 году, когда Дип Фриц 6 выиграл во Франкфурте турнир по быстрым шахматам, в котором принимали участие многие ведущие гроссмейстеры. В 2000 году – новый успех. На супертурнире в Дортмунде израильская программа Дип Джуниор 6 финиширует в середине турнирной таблицы, обогнав многих известных шахматистов элиты. А это, между прочим, уже классический контроль времени!

Таким образом, вопрос о выяснении отношений между ведущими шахматными программами и чемпионом мира среди людей становится вполне актуальным. Даже не смотря на недавнее поражение человека, общественный интерес к подобным мероприятиям вовсе не утих. А раз есть интерес, то найдутся и спонсоры, будут и матчи. И вот, в начале 2000-х, стартуют сразу два громких противостояния. Сначала чемпион мира Владимир Крамник сыграл с усиленной версией программы Дип Фриц 7 – лидером авторитетного компьютерного рейтинг-листа SSDF. Чуть позже уже Гарри Каспаров, потерявший к тому времени шахматную корону, но по-прежнему возглавляющий мировой рейтинг ФИДЕ, «скрестил шпаги» с чемпионом мира среди машин – программой Дип Джуниор 8.

Для Каспарова этот поединок был в определенном смысле двойным реваншем. Дело в том, что на протяжении своей карьеры Гарри всего лишь дважды терпел поражения в матчах. Сначала он проиграл Дип Блю, а три года спустя в Лондоне в чемпионском матче уступил шахматную корону Владимиру Крамнику. Так что теперь предстояло не только взять реванш за обидное поражение пятилетней давности от машины, но и попытаться обойти заочного конкурента, сыгравшего свой матч с компьютером вничью. Матч Каспарова с Джуниором долго откладывали, не раз перенося его сроки и место проведения.

Сначала планировалось играть в 2002 году в Израиле, «на родине» машины. Но позже, из-за целого ряда внешних обстоятельств, матч перенесли в Нью-Йорк и сдвинули на начало 2003 года.

Призовой фонд матча составил 1 миллион долларов. В случае победы Гарри Каспаров получал 800 тысяч, а в случае ничьи или поражения ему доставалось 750 и 700 тысяч соответственно. Команду машины в матче представляли программисты Амир Бан, Шай Бушинский, и гроссмейстер Борис Альтерман. Сам же «виновник торжества», Дип Джуниор 8, играл на рабочей станции с четырьмя процессорами Pentium 4, частотой 1,9 ГГц.

1-я партия. Каспаров – Deep Junior. 1:0

 

В отличие от предыдущего матча с Дип Блю, на этот раз Каспаров решает не идти на поводу у машины. Больше никаких антикомпьютерных шахмат! Отныне он будет играть только в свою игру. Имея в своем распоряжении белые фигуры, Каспаров с самых первых ходов берет с места в карьер – сначала производит резкое движение пешки «g» сразу на два поля вперед, затем применяет новинку в актуальном дебютном варианте. Всеми своими действиями он показывает, что не собирается идти на компромисс. И добивается своего.

По ходу партии создаётся впечатление, что компьютер попросту «дрогнул». Не совсем удачно надвигая пешки по вертикалям «b» и «e», Джуниор позволяет Каспарову водрузить коня на поле d6. Ценность такого коня возрастает настолько, что в конце концов Джуниор даже решает отдать за него свою ладью (см. диаграмму).

Но уже слишком поздно. После серии разменов Каспаров довольно быстро переводит партию к технически выигранной позиции. В такой ситуации оператор Джуниора не решается испытывать терпение Каспарова и просто сдается. Быстрая победа в 27 ходов.

2-я партия. Deep Junior – Каспаров. ½:½

 

Во второй партии, играя черными, Каспаров поначалу опять переигрывает компьютер. Он предлагает сопернику ладью за слона и добивается заметного перевеса. Как можно видеть на диаграмме, фигуры Джуниора плохо скоординированы, а продвижение черных пешек «e» и «f» грозит серьезными неприятностями белому королю. Но в этот момент Каспаров дает импульсивный шах ферзем на a1 и компьютеру, после ответной жертвы, удается убежать на ничью.

 

 

 

 

3-я партия. Каспаров – Deep Junior. 0:1

 

Вновь, как и в первой партии, разыграна Славянская защита. Каспаров белыми опять остро атакует, а компьютер защищается. При первом взгляде на диаграмму может показаться, что компьютер попросту «горит» и через несколько ходов дело окончится матом. Но в том и заключается преимущество машины, что в любой ситуации она всегда остается хладнокровной.

В данном случае позиция все ещё примерно равна. Психологическое давление машине безразлично, а вот человеку в такой ситуации нетрудно и заиграться. Что, в конечном итоге, и происходит в данной партии – в какой-то момент Гарри все же излишне перегибает палку.

 

 

Тем временем, разменяв несколько фигур, Каспаров продолжает атаку вторым темпом. Приближается цейтнот, а сломить сопротивление машины все никак не удается. Такая близкая победа постепенно начинает ускользать.

В концовке партии еще можно было удержать ничью путем повторения ходов, но утомленный Каспаров незаметно для себя проходит точку невозвращения. После увода ладьи с первой линии ходом 32. Лh1-h5 (см. диаграмму), партию уже не спасти. Выбор тут небогат – приходится либо переходить в безнадежный эндшпиль без двух пешек, либо дожидаться от соперника маневра K:d4 => Kb3 с угрозой мата. Сделав ещё несколько ходов, человек признает свое поражение.

Итак, первая половина матча прошла с игровым перевесом Каспарова. По трем стартовым партиям складывается впечатление, что рано или поздно Гарри обязательно додавит соперника. Но, тем не менее, общий счет матча неожиданно остается равным – Джуниор искусно защищается и, как это уже не раз случалось в поединках людей и машин, человек постепенно начинает уставать. Инициатива в матче переходит к компьютеру.

4-я партия. Deep Junior – Каспаров. ½:½

 

Это был первый и, пожалуй, единственный случай в матче, когда компьютер получил перевес уже на ранней стадии партии. Каспаров начинает игру за черных уверенно, но после выхода из дебюта, сталкивается с определенными трудностями. При поддержке своих фигур Джуниор надвигает пешки левого фланга и ставит Гарри в стесненное положение. Образуется опасная проходная пешка, по вертикали «b». Далее, машина раз за разом пытается пробить сооруженную Каспаровым «стойку», но тому, пусть и с огромным трудом, все же удается пресечь её поползновения.

После серии разменов, в ладейном окончании Гарри наконец окончательно застопорил проходную оппонента. Выматывающая для человека ничья.

 

5-я партия. Каспаров – Deep Junior. ½:½

 

Последний белый цвет у Гарри. Ему нужно обязательно выигрывать. Партия начинается относительно спокойно. В дебюте Каспаров делает пару не самых сильных ходов, возможно стремясь получить более закрытую позицию, но в целом действует без серьезных упущений.

Первым удар наносит Джуниор. Уже на десятом ходу компьютер решается на классическую жертву слона на поле h2 (см. диаграмму), что совсем не характерно для машины, по крайней мере если она не видит явного выигрыша. Главная неожиданность в партии, да и во всем матче! Этот удар впоследствии даже попал на коробку новой версии Дип Джуниора.

Жертва была не совсем корректной, но тем не менее она сработала. Спустя всего несколько ходов, потеряв всякую уверенность в себе, Каспаров резко сворачивает борьбу и соглашается на ничью. Его смутило то, что несмотря на материальный перевес, позиция приобрела очень удобный для компьютера характер – с большим количеством неприятных угроз для белых, с открытым королем.

В такой ситуации человеку совсем не трудно где-то элементарно просчитаться. Ну что ж, как и в матче с Дип Блю выяснение отношений между человеком и машиной приходится откладывать на последнюю партию.

6-я партия. Deep Junior – Каспаров. ½:½

 

Последний шанс для Каспарова выиграть матч. Турнирная ситуация напоминает противостояние с Дип Блю – снова у Каспарова черные фигуры, снова, как и в том злополучном матче, равный счет перед последней игрой. На доске разыграна Сицилианская защита, вариант Найдорфа. Знакомая территория для Гарри, исхоженная им вдоль и поперек.

Следуя изведанными дебютными тропами, Каспаров отдает ладью на поле c3 за коня и две пешки, затем делает еще несколько ходов и приходит к позиции, указанной на диаграмме. Несмотря на недостаток материала, большинство комментаторов оценивает её к выгоде Каспарова. Что же делать дальше? Казалось бы – визуально присутствует какой-никакой перевес. Можно попробовать поиграть на победу. Но происходит то, чего обычно не ждешь от такого шахматиста как Гарри Каспаров.

Наученный горьким опытом предыдущих сражений с компьютерами, а в особенности конечно же концовкой матча с Дип Блю, Каспаров не решается продолжить борьбу и соглашается на предложенную соперниками ничью. Чем автоматически фиксирует ничью и во всем матче. 3:3. В послематчевых комментариях Гарри подробно останавливается на своем решении:

«Конечно, с человеком такую позицию следовало играть, да и с машиной можно было, если бы это не была шестая партия тяжелого матча. Очевидно, что до выигрыша черным еще очень далеко, и ошибаться нельзя ни в коем случае – малейшая неточность будет наказана. На кону стоял результат всего матча. Если оценить выигрыш матча в 100 процентов, а проигрыш – в ноль, то ничья в матче оценивалась мной в цифру большую, чем 50 процентов – ближе к 80. Поэтому я и принял предложение компьютерной команды».

 

В целом, итоги матча удовлетворили обе стороны. Каспаров сыграл лучше чем в прошлый раз, и в каком-то смысле взял реванш за поражение от Дип Блю. В свою очередь, Джуниор сыграл в матче на равных (по крайней мере, в отношении итогового счета), с возможно лучшим шахматистом всех времен.

Если рассматривать этот матч вместе с другими подобными соревнованиями в общем контексте противоборства людей и машин, то можно сделать вывод, что в первой половине 2000-х, даже обычные шахматные программы для персональных компьютеров поднялись до уровня лучших гроссмейстеров планеты. Между тем, игры людей с машинами продолжались. Уже осенью того же года Гарри предстояло выйти на бой с очередным кремниевым монстром. На сей раз он должен был играть в несколько необычной обстановке – используя 3D-очки.

Посмотреть партии полностью можно здесь:

1-я партия

2-я партия

3-я партия

4-я партия

5-я партия

6-я партия

Гарри Каспаров, Deep Blue

Окончание следует...

Источник: geektimes.ru

Каспаров против Deep Blue. Часть I: черный ящик

Каспаров против Deep Blue. Часть II: Филадельфийский эксперимент

Каспаров против Deep Blue. Часть III: Междуматчье

Каспаров против Deep Blue. Часть IV: Нью-Йоркские тайны