Каспаров против Deep Blue. Часть II: Филадельфийский эксперимент
Немного сухих фактов. Матч проходил в Филадельфии с 10 по 17 февраля 1996 года. Призовой фонд составлял 500 тысяч долларов из которых 80% (400 тысяч) получал победитель и 20% (100 тысяч) – проигравший. В основном, напротив Каспарова за компьютером сидел Фен Сю, но иногда его подменяли Мюррей Кэмпбелл или Джо Хоэн. Все трое – создатели Deep Blue. Решение о прекращении или продолжении игры (сдача партии, соглашение на ничью) принимал специально приглашённый шахматный консультант – гроссмейстер Джоэль Бенджамин.
Подробнее о команде IBM можно почитать в первой части.
1-я партия. Deep Blue – Каспаров. 1:0
Итак, матч начался. В ответ на бессмертное 1.e2-e4 Гарик избирает своё грозное оружие за чёрных – сицилианскую защиту. Это острейшее начало не раз приносил гроссмейстеру эффектные победы, но дело в том, что даже Каспаров досконально не знает и не может знать тонкие нюансы всех ответвлений дебюта.
Компьютер поступил мудро (впрочем, на это «мудрость» его, по всей видимости, запрограммировали создатели) – по своей дебютной базе быстро сошёл с вариантов, предпочитаемых Каспаровым, и перевёл партию в русло, в котором Гарри никогда не одерживал побед. Чёрным так и не удаётся уравнять игру. А на 23 ходу компьютер развалил позицию противника, проведя оглушительный пешечный прорыв d4-d5 (см. диаграмму).
При дальнейшем просмотре партии может показаться, что гроссмейстеру удалось развить встречную матовую атаку, и кто победит – это ещё бабушка надвое сказала. Но на самом деле белые от начала и до конца контролировали ситуацию и всегда были на шах шаг впереди.
В худшей позиции Каспаров допускает ошибку и компьютер заканчивает партию показательной экзекуцией над чёрным королём (на диаграмме – финальная позиция встречи). Побледневший Каспаров спешно удаляется из зала…
Люди ликуют – уже в первом спарринге робот убедительно переиграл чемпиона мира!
2 партия. Каспаров – Deep Blue. 1:0
Надо отдать должное Гарику – он всегда умеет мобилизоваться после обидных поражений.
Каспаров за белых выбирает солидный и надёжный вариант. У чёрных сальдо «минус пешка», но им удалось добиться «разноцветных» слонов (см. диаграмму).
При спокойной позиции это позволяет обоснованно надеяться на ничью. Но времена на доске неспокойные – белый король надёжно спрятался за своими пешками, а вот тёмный владыка весь как на ладони и «разноцвет» при наличии ферзей как раз позволяет провести на него очень опасную атаку.
От матовых угроз компьютер кое-как защитился, но за это пришлось отдать почти всю оставшуюся пехоту. Дальше в партии произошёл размен ферзей и, несмотря на разноцветных слонов, шансов на ничью уже нет – вереницу белых солдат остановить не получится, а вот единственная выжившая чёрная проходная блокировалась легко.
3 партия. Deep Blue – Каспаров. ½:½
Ни белые, ни чёрные в партии не рисковали и поединок прошёл без эксцессов.
Каспаров получил некоторое преимущество за счёт активной ладьи и лучшего коня по сравнению с вражеским слоном. Компьютер нашёл остроумный ладейный манёвр, который окончательно уравнял шанс. Бескровная и быстрая ничья.
Итак, половина матча прошла. Соперники по разу проиграли, но мирная третья партия показала, что они быстро оправились после ударов. Противоборствующие стороны решили, что снова настала пора для решительных действий.
4 партия. Каспаров – Deep Blue. ½:½
Каспаров белыми играл очень активно, но чёрные выстроили неприступную крепость. Чемпион мира предложил ничью, но сотрудники IBM решили, что могут надеяться на большее, чем мирное соглашение.
Тогда Каспаров отдал «качество» и создал позицию (см. диаграмму), где у чёрных, несмотря на «лишнюю» ладью нет шансов на победу – далеко от своего короля удаляться опасно, не ровен час — заматуют. Не согласившись сразу на ничью, в этой партии «айбиэмовцы» особо ничем не рисковали. В следующей партии, в другой ничейной позиции, они решили снова повторить этот «манёвр». Но, как оказалось – с более фатальными последствиями.
5 партия. Deep Blue – Каспаров. 0:1
Компьютер опять играл надёжно и Каспаров, несмотря на то что ему чёрным цветом удалось перехватить инициативу в партии, не достиг чего-то особенного.
Чемпион мира предложил ничью (см. диаграмму) и снова команда IBM решила, что можно поиграть ещё немного. Тогда Каспаров усилил активность, а вот машина играла апатично и безыдейно. Гарри повёл вперёд пешку «e» и за неё белым пришлось отдать фигуру. Человек повёл в счёте. Это был переломный момент матча. Когда Гарри предложил разойтись миром, напротив него за компьютером сидел, как обычно, Фен Сю.
«Отец» шахматного суперкомпьютера в игре понимал намного меньше чем в быстродействующих процессорах своего детища. Поэтому предоставил принятие решения гроссмейстеру Бенджамину. Джоэль смекнул, что ничья в данном случае – хорошее предложение, но решил продолжить игру «в интересах науки». Позже он объяснил на пресс-конференции, что хотел понаблюдать, как себя поведёт машина в примерно равной позиции. Каспаров от души поблагодарил за эксперимент.
6 партия. Каспаров – Deep Blue. 1:0
Окрылённый успехом, Каспаров на подъёме провёл белым цветом последнюю партию, проведя серию тонких, воистину «человеческих» манёвров. Компьютер обречённо играл «от обороны».
Но пока машина возводила укрепления на последних рубежах, человек захватывал пространство и максимально расширял сферу влияния своих фигур.
На диаграмме – финальная позиция партии. На доске – так называемый цуцванг в миттельшпиле. При полной доске фигур у чёрных почти нет ходов.
Практически на любое телодвижение следует если не форсированный мат, то крупные материальные потери. У компьютера сейчас даже лишняя пешка, но позиция белых настолько подавляющая, что команда Deep Blue решила: оттягивать конец нет никакого смысла.
На послематчевой пресс-конференции довольный Гарри Кимович не скупился на похвалу в адрес электронного соперника и его создателей:
«Прежде всего мне хотелось бы поздравить команду IBM с поистине выдающимися достижениями, благодаря которым компьютер оказался столь серьёзным противником».
«Это произошло впервые в истории – чтобы компьютер с шахматной программой, созданной людьми, большинство из которых не умеют играть в шахматы, так серьёзно боролся с чемпионом мира».
Также интересно прокомментировал поражения компьютера в двух последних партиях:
«Возможно, те, кто был разочарован 6-й или 5-й партиями, могут сказать, что во многих позициях машина играла довольно бездарно, будучи не в силах понять простейших вещей, которые легко усваиваются человеком-шахматистом. Но, во-первых, такие позиции нужно было ещё уметь создавать, а во-вторых, необходимо было постоянно следить за тактическими ударами, которые могут мгновенно решить исход партии, – это одно из немаловажных достоинств машины».
После чего Каспаров поделился, как ему удалось подобрать ключ к электронному сопернику:
«Я думаю, что основное различие между человеком и компьютером можно почувствовать, изучая 1-ю и 2-ю партии. Последние две партии я играл, научившись разыгрывать позиции и выбирать ходы, наиболее неприятные для машины. Для компьютеров процесс обучения довольно труден, а во время матча вообще не возможен, поскольку команде нужно время, чтобы в лабораторных условиях провести процесс обучения».
«Принципиально важным было то, что я очень быстро сумел обучиться и выбрал правильную стратегию. Фактически я избежал того, чего нужно было избежать. Уже только одна первая партия дала мне достаточно информации. Не создавайте слабости, не играйте открытые позиции там, где есть шанс, что твой король может оказаться в опасности. И я в последующих пяти партиях избежал прямого столкновения. Позиции были открытого типа, но всё же возможности машины создать что-либо неприятное для моего короля или других фигур были весьма и весьма ограничены».
А напоследок напророчил компьютерным шахматам большое будущее:
«Я считаю, что впервые в истории человечества мы имеем что-то очень близкое к искусственному интеллекту. Уже есть возможность уменьшить число ошибок и достичь уровня игры, который определяется интуицией человека. Сейчас — там где я интуитивно чувствую, играю ли я правильно или ошибочно, — машина просто перебирает миллиарды и миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека».
Победа Каспарова была достаточно убедительной в счёте (перевес в два очка), но по игре подавляющего преимущества не было. По сути дела, человек доминировал над машиной только в двух партиях из шести – второй и последней. Компьютер имел безоговорочное преимущество в первой партии, поэтому более «справедливый» счёт по количеству побед был бы 2:1, а не 3:1.
В IBM решили повторно бросить перчатку чемпиону, предложив сыграть аналогичный матч через год. Все понимали, что этот год будет потрачен на улучшение алгоритмов с учётом опыта состоявшегося матча, на увеличение счётных мощностей, а также на дальнейшее «затачивание» игры суперкомпьютера под стиль Каспарова. Большинство экспертов сходились во мнении, что второй 6-раундовый бой также останется за Гариком, хотя победа будет тяжёлой. И это при том, что накануне первого матча фаворитом считался суперкомпьютер. Но, ко всеобщему удивлению, Deep Blue неожиданно возьмёт реванш при очень спорных обстоятельствах…
(Продолжение следует…)
Дополнительно
Просмотреть партии подробно можно здесь. А ещё про Deep Blue есть обстоятельная статья в Википедии.
Каспаров против Deep Blue. Часть I: черный ящик
Источник: geektimes.ru