Фабиано Каруана: «Виши не верил в возможность победить Магнуса в решающей партии»
№ 2 мировой классификации о матче в Сочи, триумфе в Сан-Луисе, своих планах на будущее и многом другом в интервью Владу Ткачеву.
В.Т.: Фабиано, что произошло в 11-ой партии?
Ф.К.: Ананд пытался получить позицию поострее, в противном случае он вполне мог бы повторить линию с 9… Крe8, 10… h5 и, возможно, удержать ее, как и в предыдущих партиях. Проблема в том, что на протяжении всего матча он играл хуже противника и не сумел разобраться в возникшей сложной ситуации.
В.Т.: Но как бы ты объяснил ход 27… Лb4?
Ф.К.: Ну, это, пожалуй, ход, который хочется сделать в блице.
В.Т.: Почему было не сделать ничью в этой партии и попытать шанс в последней – белым цветом?
Ф.К.: Наверное, потому что Виши не верил в возможность победить Магнуса в решающей партии. На самом деле, единственный раз, когда ему удалось выиграть в этом матче, случился по причине выбора Карлсеном ужасного варианта. В остальных партиях он к этому близок не был, и, судя по всему, не слишком верил в свои шансы на успех в последней встрече.
В.Т.: И все-таки, 27… Лb4 – это безумие!
Ф.К.: Да, похоже, к этому моменту Ананд уже не контролировал свои нервы.
В.Т.: Болел ли ты за кого-то в этом матче?
Ф.К.: Нет, у меня не было никаких персональных предпочтений.
Единственная разница – в том, что теперь в турнире претендентов будет играть Ананд, а не Карлсен.
В.Т.: Неужели, Виши попытается отобраться на еще один матч с Карлсеном?
Ф.К.: Я почти уверен – так и будет. В конце концов, это профессиональный подход, не думаю, что Виши рассматривает на данный момент возможность ухода из шахмат.
В.Т.: Оценивал ли ты высоко шансы Ананда на победу до матча?
Ф.К.: У него были высокие результаты в этом году, в Дубае во время турниров по блицу и быстрым шахматам он выглядел более вдохновленным, чем последние пару лет. И все-таки сейчас Магнус определенно сильнее. До матча я бы назвал его явным фаворитом, хотя не все прошло гладко. В 3-й партии подвела подготовка, но, в целом, серьезной опасности в Сочи для него так и не возникло.
В.Т.: Считаешь ли ты, что поворотным пунктом матча стала 6-ая партия, когда Ананд не нашел 26… Кe5?
Ф.К.: Сильный удар для него, конечно, но эта ситуация возникла совершенно случайно. Странным был скорее выбор Анандом дебютного варианта с переходом в худший для черных эндшпиль. Причем, все это хорошо известно. К тому же возник тот самый тип позиций, в которых Магнус особенно силен. Случившееся попросту необъяснимо. Не найдя победы в один ход, естественно, трудно рассчитывать на многое в таком матче.
В.Т.: Какова была главная ошибка Виши в этом матче?
Ф.К.: То, как он странным образом играл 2 раза Сицилианскую защиту. Уже первый раз получилось не слишком удачно, но он продолжил и во второй. Как показал весь ход поединка в Сочи, у Карлсена не было подготовлено ничего особенного против Берлина, и Виши следовало проявить принципиальность. Идея же играть Паульсена была очень плохой и очень странной, на мой взгляд.
В.Т.: Удивил ли тебя чем-либо этот матч?
Ф.К.: Нет, помимо того самого обоюдного просмотра 26… Кe5 в 6-ой партии, все было более-менее нормально. Но такие вещи случаются, вспомним хотя бы упущенный мат в несколько ходов во второй партии матча Топалов – Крамник. Другое дело, что все закончилось как-то внезапно, я ожидал ничьей в 11-ой и большой битвы в 12-ой партии.
В.Т.: Как полагаешь, смог бы ты выдержать высочайшее психологическое напряжение матча за мировую корону?
Ф.К.: Мне трудно сказать, поскольку на этом уровне я еще никогда не играл. Думаю, сумел бы остаться спокойным и сфокусированным. Но пока я в подобной ситуации не оказался, судить невозможно.
В.Т.: Что ты считаешь главной слабостью Карлсена?
Ф.К.: Он считается большим специалистом эндшпиля, но когда вынужден защищаться, то вряд ли сильнее других топ-игроков. В прошлом его слабым местом был дебют, у него случались проблемы с принципиальными игроками, идущими в главные варианты. Например, с Крамником… (Кстати, Виши тоже известен именно таким подходом к дебюту.) Потом, правда, Магнус обратил внимание на этот аспект и проделал много работы. В целом, его можно переиграть во многих типах позиций, если играть сильно. Да, это не просто, но возможно.
Я недавно обыграл Карлсена сначала в эндшпиле, а потом в очень сложной неясной борьбе. Все же он – человек. Главное – не слишком его пугаться!
В.Т.: Тебе не кажется, что многие игроки – особенно Ананд – испытывают большие психологические проблемы, играя с Карлсеном?
Ф.К.: Да, очевидно, что в Ченнае так все и было. Я заметил это еще раньше, кажется, в 2013 году, когда они играли на Мемориале Таля, тогда Магнус избрал белыми защиту Нимцовича с 4.е3 и 5.Кge2. Виши сильно нервничал до партии, во время – тоже. Так что, я думаю, у него есть определенная психологическая уязвимость по отношению к Карлсену.
В.Т.: Если бы матч включал в себя не только партии с классическим контролем, но и рапид с блицем, шансы Ананда были бы выше?
Ф.К.: Конечно, в этом случае все стало бы более запутанным, хотя, в принципе, я считаю Карлсена еще более сильным в быстрых контролях времени. Мне лично было бы комфортабельнее играть с Карлсеном в «длинные шахматы».
В.Т.: Несмотря на то, что и в блиц, и в рапид ты Магнуса уже обыгрывал?
Ф.К.: Считаю себя неплохим игроком в рапид, в блице мне куда менее комфортно. В последнем случае счет с Карлсеном у меня не слишком хороший, должен же был я у него когда-нибудь выиграть.
В.Т.: Сейчас в Сан-Луисе проходит матч Аронян – Накамура, предлагалось ли тебе нечто подобное американскими организаторами?
Ф.К.: Нет, но мне кажется, что Рекс Синкефильд собирается организовать серию матчей между ведущими шахматистами, и этот – только первый из них. Не имею представления, рассматривает ли он идею сделать что-либо с моим участием. Возможно, у него есть долгосрочные шахматные планы.
В.Т.: Как ты думаешь, должна ли быть изменена нынешняя система розыгрыша первенства мира? Я имею ввиду чемпионский титул и связанные с ним привилегии.
Ф.К.: Конечно, эта система может быть сильно улучшена. Скажем, серия турниров с участием ведущих шахматистов мира, определяющая кто является лучшим в этом году. Сейчас Чемпиону мира требуется только победить в матче за корону, остаток времени он может играть как угодно.
Да, сейчас Карлсен – безусловно сильнейший игрок в мире, но, в целом, эта система не отражает, кто является лучшим на данный момент, поскольку чемпиону достаточно выиграть один матч и ждать следующего.
Правда, для подобных изменений необходима организация более эффективная, чем ФИДЕ, достаточно посмотреть, во что превратились Гран-при и розыгрыш женского первенства мира. Это довольно смехотворно, но никаких признаков улучшения в будущем не наблюдается, к сожалению.
В.Т.: А что не так с Гран-при?
Ф.К.: Начнем с того, что из 4-х намеченных турниров один должен был пройти в Тегеране, куда не все игроки могут поехать, тот же Гельфанд. У меня такая возможность была, но турнир этот намечен на те же сроки, что и Цюрих, в котором я согласился участвовать ранее.
Кроме того, два первых турнира были организованы практически сразу один за другим, хотя была масса других возможных дат. Примерно в это же время проходил Мемориал Петросяна, в котором я хотел участвовать, но не смог, потому что три соревнования подряд – это слишком.
А еще, в течение полугода от них не было никакой информации, как вдруг мы получили е-мэйл с требованием определиться за одну неделю. Два места проведения этапов соревнования уже были изменены: Москва и Тегеран превратились в Ханты-Мансийск и Тбилиси – никакой последовательности. Призовой фонд был уменьшен, так что теперь, если берешь с собой секунданта, то практически ничего заработать невозможно.
Это непрофессионально и убивает мотивацию, остается разве что желание отобраться в турнир претендентов. «Гран-при» означает «большой приз», но окончательные призы по итогам всех турниров были попросту отменены.
Напомню, в прошлом году первый приз для победителя серии составлял 120 000 $. Да, и вознаграждение в каждом конкретном турнире уменьшилось: было 25 000 $ за первое место – стало 20 000 $.
В.Т.: Коллеги разделяют твое мнение по поводу Чемпионата мира, скажем?
Ф.К.: Да, я с ними разговаривал на эту тему. Нынешняя система существует уже лет 70 и явно устарела.
В.Т.: А с Карлсеном ты это обсуждал?
Ф.К.: С ним нет, но я знаю, что он говорил о необходимости отмены чемпионских привилегий. Правда, это было до того, как он завоевал титул. (смеется)
В.Т.: В шахматах может возникнуть та же ситуация, что и в боксе – с конкурирующими друг с другом разными мировыми первенствами? Последние новости от Рэкса Синкефильда наводят на такую мысль…
Ф.К.: Я не знаю точно, какие у него планы, но не думаю, что они в противоречии с деятельностью ФИДЕ. Возможность разрыва существовала пару месяцев назад, когда Карлсен не подписывал контракт на матч в Сочи. Но в итоге ничего такого не произошло – наверное, к лучшему. Поскольку в этом случае мог воцариться тотальный хаос, как в 90-хх после создания ПША Каспаровым и Шортом. К счастью, это не повторилось.
В.Т.: Планируешь ли ты вернуться в американский рейтинг-лист и выступать за национальную сборную США?
Ф.К.: Нет, на данный момент я этого не планирую. Правда, не знаю, что произойдет в будущем. Такая возможность всегда есть, поскольку у меня два гражданства: американское и итальянское.
В.Т.: Если когда-нибудь ты станешь Чемпионом мира, будешь считать себя вторым американским или первым итальянским?
Ф.К.: А почему я не могу быть двумя сразу? Я считаю себя американцем, так как родился в Штатах и прожил там много лет. Я – итальянец, поскольку моя мама итальянка, по отцовской линии мои предки тоже итальянцы.
В.Т.: Можешь как-то объяснить твой прорыв в Сан-Луисе? Изменения в личной жизни или просто так получилось?
Ф.К.: Я приехал туда после Олимпиады в Тромсо больным и со сломанным компьютером. Так что, ничего хорошего не предполагалось. Я не суеверен, но в самолете по пути в Штаты со мной рядом оказался человек, представившийся Чемпионом мира по какому-то ковбойскому виду спорта. Когда я сказал ему, что направляюсь на шахматный турнир, он ответил: «Если захочешь, то ты его выиграешь!».
А так… похоже, совпало сразу все: настроение, условия игры, спортивная форма. Обычно, что-то не получается, одолевают сомнения, но не на этот раз. Конечно, произошедшее – уникальный случай, вероятность 7 побед подряд почти нулевая. Но, как выяснилось, это возможно!
Источник: блог Влада Ткачёва. Фото: Ирина Степанюк.
Да ладно, Мойша, наших сразу видно издалека ))
Особенно момент по поводу работы ФИДЕ, которую возглавляет Кирсан Илюмжинов - мнение со стороны, да самих действующих лиц, как ведущих шахматистов - самое весомое и главное в данном случае. Жаль, что у Кирсана получается сохранять пост ради поста, а не ради прогресса или же точно не скажешь, что он там потому что его поддерживают или дорожат им.
Спасибо.