Тигр с новыми когтями
Виши Ананд был разбит наголову. Ему было 44, и он был сломлен. Каким же непостижимым образом ему удалось вернуться в качестве претендента на мировую корону?
Во время игры в Цюрихе. Фото Mads Nyborg Støstad / NRK
– Вообще-то, я просто рад, что все закончилось, – сказал Вишванатан Ананд с блуждающим взглядом.
Это было в феврале, на турнире в Цюрихе, который индийский гроссмейстер закончил на предпоследнем месте два месяца спустя после уничтожающего поражения в матче на первенство мира с Магнусом Карлсеном.
«Больно смотреть», – сказал тогда бывший тренер Ананда.
– Ну… В тот момент не было особо большого шанса, что Ананд выиграет турнир претендентов, – вспоминает Магнус Карлсен на встрече с NRK в свободную минуту перед матчем за шахматную корону в Сочи, который пройдет с 7 по 28 ноября.
«Все» были единодушны во мнении: 44-летний Вишванатан Ананд не сможет оправиться после поражения от Карлсена.
«Какого черта?»
Двумя месяцами позже был сделан этот снимок:
Ананд только что одержал победу в Ханты-Мансийске. Фото: Anastasiya Karlovich / FIDE
Этот улыбающийся мужчина на санях – тот же самый человек, который не выиграл ни единой партии в матче на первенство мира. Тот, кого шахматный мир дружно раскритиковал за оборонительную, беззубую игру на своем поле против норвежца.
– Что ты подумал, когда понял, что это снова будет он?
– Это же сюрреалистично. Странно, что придется снова с ним играть… Во всяком случае, было что-то такое в первый момент. Но когда я все переварил, пришло чувство, что это абсолютно нормально. Ананд квалифицировался и заслужил это, – говорит Магнус Карлсен.
23-летний норвежец всегда был вежлив по отношению к своему индийскому сопернику, но никогда не выражал излишнего восторга по поводу того, что предстоит матч-реванш с игроком, которого он разбил в Ченнаи. Бывший тренер чемпиона мира Гарри Каспаров считает, что Карлсен попал в странную ситуацию.
– Это может стать большим психологическим испытанием для Магнуса. Ведь в его подсознании должен сидеть вопрос: «Какого черта я буду снова играть с этим парнем? Я ведь совсем недавно его победил!» – возбужденно говорит Каспаров NRK.
Да, и действительно, почему Магнус Карлсен будет играть с Анандом еще раз? Прошел всего год с того момента, как он решил судьбу матча за шахматную корону на три партии раньше и, по его словам, без необходимости задействовать все струны, на которых мог бы сыграть?
Причиной этого стала история камбэка, практически невиданного ранее шахматным миром.
Ужин с Крамником
Первые недели после матча на первенство мира Виши Ананд совсем не был уверен, что продолжит бороться. В интервью Times of India он сказал, что, вероятно, не примет участия в турнире претендентов, который является квалификацией к матчу.
Когда NRK встретила Ананда несколько недель спустя, он рассказал о периоде больших размышлений, как негативных, так и позитивных, дома, в Индии. И о том, что не знает, куда проляжет его путь.
– Я делал совершенно повседневные вещи, к примеру, забирал сына из школы. Разные мысли крутились в голове. Речь шла о том, чтобы оставить позади все произошедшее и принять решение, что делать дальше, – сказал 44-летний шахматист.
Но, несмотря на впечатление почти что жалости, которое производили его интервью, все наблюдатели уже в Цюрихе, в феврале, поняли, что Ананд устремился вперед. Подготовка к квалификации началась.
– Мне показалось, что ему было все равно, каким был результат в Цюрихе, во всяком случае, после пары раундов. У него перед глазами была только одна цель, а именно – турнир претендентов, – говорит Магнус Карлсен.
Одним из поворотных моментов стал ужин с Владимиром Крамником. Во время турнира в Лондоне Ананд пригласил приятеля на ужин, чтобы поддержать после плохо сыгранной партии. Все закончилось тем, что они поменялись ролями, и Крамник стал тем, кто поддержал товарища. Он посоветовал Ананду сыграть на турнире претендентов. Этот призыв он, возможно, пожелал отозвать назад двумя месяцами позже.
Необходимая смена команды
Но путь от принятия решения играть и победы в квалификационном турнире длинный. Каким образом Ананд смог улучшить свою игру за такое короткое время?
Петер Хейне Нильсен знает Ананда лучше других. Он был одним из его ближайших помощников, когда индиец был безусловно лучшим шахматистом мира в течение нескольких лет. Тем не менее, датчанин и близко не мог предсказать камбэк прошедшей зимой.
– Это было очень, очень неожиданно. Мне кажется, он сам тоже был удивлен, – говорит нынешний тренер Карлсена NRK.
Оглядываясь назад, Нильсен все же видит некоторые личные качества Ананда, которые сделали возможным возрождение после того, что он сам назвал самым большим поражением в его карьере.
– Когда я был в его команде, он всегда находил источники восстановления сам, несмотря на то, что далеко не все этому способствовало. Это было заметно по камбэку на турнире претендентов. У него очень высокий изначальный уровень, – говорит Хейне Нильсен.
Тренер также указывает, что Ананд извлек пользу из обновления команды.
– Ананд был безоговорочно самым сильным, когда взял первые два чемпионских титула. Но затем начался спад, одной из причин которого, возможно, был я. Это могло совпасть с усталостью членов команды и случиться из-за того, что мы делали все каким-то определенным образом. Это было очень эффективно в один момент, но затем стало тяготить. Ему, наверное, пришлось затрачивать слишком много сил.
– Во время турнира претендентов в этом году было видно, что он очень много поработал над новыми планами, и тогда снова начался подъем, – говорит тренер.
Зависимость от компьютеров?
Индийская журналистка Times of India Сьюзен Нинан пристально следит за карьерой Ананда. Она считает, что помогло то, что сильной стороной Ананда являются обширные знания в теории шахмат.
– Он действительно исключителен, когда речь идет о знаниях об игре. Это невозможно у него отнять. Кроме того, это человек, который прочно стоит на земле обеими ногами и точно знает, чего ему стоит ожидать от самого себя, – говорит Нинан NRK.
Ананд сам считает, что он мог бы впасть в зависимость от шахматных компьютеров и что многое изменилось, когда он стал по-другому работать с шахматами.
Вдобавок он рассказал в необычно открытом интервью Times of India, что ему было необходимо отдалиться от шахмат.
– Нет какой-то четкой причины, почему я выиграл турнир претендентов. Я не могу ее указать. Думаю, наиболее важным стал период перед турниром, когда я просто-напросто прекратил следить за шахматами на какое-то время. Я решил, что важнее всего было восстановиться эмоционально после всего этого – результата, который выбивает из колеи, – сказал Ананд.
Шок в Ханты-Мансийске
Экс-чемпион мира приехал в морозный биатлонный Ханты-Мансийск, абсолютно не испытывая давления от каких-либо ожиданий и с несколькими тузами в рукаве, которых он заготавливал к матчу на первенство мира, но не получил шанс использовать против Магнуса Карлсена. Наперекор всем прогнозам он победил главного фаворита Левона Ароняна в первой же партии. «Хорошо для него», думали, наверное, соперники пока не поняли, что Ананд задумал сохранить лидерство вплоть до самого конца.
Никто толком не понял, что происходит, а ветеран внезапно уже решил судьбу турнира в свою пользу.
– Я понятия не имел, чего мне стоило ожидать. Не стану скрывать, что это один из самых приятных сюрпризов, какие у меня были в последнее время, – сказал после победы индиец, не скрывая улыбки.
– Это один из самых невероятных камбэков в истории шахмат, – сказал изумленный Хейне Нильсен.
Везучий герой квалификации
В то же время стоит сказать, что 44-летнему шахматисту поспособствовала определенная доля везения. Двое из фаворитов были вне игры еще до турнира: Хикару Накамура не смог квалифицироваться. Такая же участь постигла Фабиано Каруану, который этим летом показал показал, что является вторым номером в мировых шахматах.
Вдобавок оба главных фаворита – Аронян и Крамник – стали допускать невероятные оплошности.
– Это действительно странно. Не могу припомнить, когда в последний раз было такое, что несколько лидеров мировых шахмат допускали откровенные ошибки. Полное затмение, – сказал известный шахматный комментатор Лоуренс Трент NRK.
– То, что произошло, практически чудо. Почему Крамник и Аронян так слабо играют? – задался вопросом комментатор Турстейн Бае и сам же сделал вывод:
– Сложно назвать иную причину, чем то, что они не справились с давлением. Шахматы – на 100 процентов психологический вид спорта, и есть много примеров великих игроков, которые уступали в критические моменты. То, что Виши Ананд лидирует в турнире, – совершенно невероятно, – говорит Бае.
После ежедневных напоминаний в течение многих месяцев о том, что он слишком старый, внезапно именно опыт дал ему преимущество в тот момент, когда остальные оступились.
– Те, кто сказали, что Ананду следовало завершить карьеру, должны быть пристыжены, – написал в своем твиттере Гарри Каспаров, пока Ананд совершал свою поездку на оленях в Хантах.
Повезло, – говорят одни. Тигр с новыми когтями, – считают другие.
Перевод с норвежского специально для блога «О шахматах», NRK
Психологически раскрепостился, успокоился, подошёл к турниру претендентов отдохнувшим и заслуженно победил.
Так что, народ, компьютеры - компьютерами, но и Крогиуса не забываем перечитывать.
– Это может стать большим психологическим испытанием для Магнуса. Ведь в его подсознании должен сидеть вопрос: «Какого черта я буду снова играть с этим парнем? Я ведь совсем недавно его победил!» – возбужденно говорит Каспаров NRK.
=======================================
Такая "странная" ситуация в истории шахмат случалась огромное количество раз. Ни Ботвинник, ни становившиеся чемпионами (на один год) его оппоненты, ни Карпов, ни много раз сам Каспаров(!) никогда прежде не считали её странной и таким дурацким вопросом не задавались. Любой матч является психологическим испытанием, и почему повторным матч должен стать испытанием более тяжёлым для победителя первого матча, чем для проигравшего, Гарри Кимович почему то объяснить не удосужился. Или Каспаров что-то хитро особенное узнал про Магнуса во время тренерства, чего нам знать не дано.
Ботвинник - другое дело, он был намного старше, умнее и опытнее для того, чтобы раз за разом отвоевывать титул. А вот Эйве в свое время не выдержал испытания Алехиным.