Жанна Таль: «С папой было сказочно»
Во время Мемориала Таля я опубликовал интервью семилетней давности с дочерью восьмого чемпиона мира по шахматам. Вскоре у меня возникла идея поговорить с ней самому: узнать об изменениях, которые произошли за эти годы, услышать воспоминания о великом человеке и просто поговорить с интересным собеседником.
Жанна легко пошла на контакт, разве что по разным причинам наш разговор несколько раз откладывался. Наконец, дата назначена, в оговоренное время Жанна оказалась на связи. Итак, скайп, диктофон, мотор!
– Следите ли Вы за Мемориалами Таля, которые проходят в Москве и в частности за уже восьмым по счёту, который проходил в июне?
– Следила с большим интересом через интернет.
– Вы были в Москве в 2008-м году. Были ли Вы и/или Ваша мама на следующих турнирах? Приглашают ли вас организаторы?
– Не приглашают, не информируют. Всё узнаю из прессы.
– Вас это обижает или Вы спокойно к этому относитесь?
– Приятно, что делают. Состав очень хороший, элитарный. А последить за турниром я могу и в интернете.
– Понравилось ли Вам в 2008 году, когда Вас пригласили на турнир?
– Было всё очень красиво, хорошо организовано, я очень люблю шахматную атмосферу. Какая-то такая ностальгия возникает с детством, когда это всё было с папой. Огромная благодарность организаторам, что тогда пригласили меня и брата.
– Если Вас пригласят на следующие Мемориалы, то Вы с удовольствием приедете?
– Конечно!
– Есть ли любимый шахматист из современных ведущих игроков?
– Не могу назвать кого-то одного, потому что у каждого есть какая-то своя черта, своя изюминка. Очень нравится Ананд, очень нравится Грищук, я уж не говорю о Карлсене. Но настолько их сложно сравнивать, всё равно что грушу с яблоком. У каждого есть свой стиль, все они безумно интересны и талантливы. С кем-то довелось вживую пообщаться. Поэтому я не могу сказать какой у меня любимый шахматист.
– А шахматистки? Вы следите за женскими шахматами?
– За женскими шахматами тоже слежу, так как играют мои друзья. Например, Виктория Ни, которая, к сожалению, из Латвии сейчас переехала в Америку. Девушка сейчас достаточно успешно играет.
Правда, за мужскими шахматами слежу больше, признаюсь.
– Вы с братом Георгием основали в Риге фонд Михаила Таля. Расскажите, пожалуйста, о его целях, достижениях.
– Благотворительный фонд Михаила Таля создан мной вместе с братом. Фонд поддерживает развитие шахмат в Латвии, в том числе среди молодёжи. Сейчас найти спонсоров крайне сложно, тем более в нынешней ситуации: у людей в головах всё что угодно, только не шахматы. Но нам всё-таки удаётся проводить один-два турнира в год, именно детских. В последний раз нам очень повезло: в последний момент появился спонсор, который взял на себя и аренду зала, и оплатил питание детей, и выделил деньги на призы. Победитель получил 250 лат (примерно 15 000 руб. – О.Б.), это как хорошая зарплата.
Я всегда за то, чтобы дети чувствовали себя как дома. Для меня важно, чтобы они получали именно денежные призы. Я долго боролась с чиновниками, которые всегда предпочитают давать только кубки. Кубки это одно, а ребёнок должен понимать, что интеллектуальным трудом может заработать себе деньги.
– На фотографии Вы играете с девочкой, которая ставит Вам "детский" мат. Уверен, что это постановочная позиция. А как хорошо Вы играете в шахматы?
– Позиция постановочная наполовину. Это моя ученица по вокалу. Она параллельно занимается шахматами. К началу турнира Аня занималась шахматами недели три и в шахматной школе ей ещё не преподали что такое «детский» мат. Здесь я была в роли педагога, объясняла, что надо сделать, чтобы Жанна проиграла в 5 ходов (улыбается).
Сама я когда-то имела второй разряд. Играю в удовольствие. К сожалению, получается достаточно редко.
– Михаил Таль до сих пор популярен в Латвии: в Риге установлен памятник, выпускалась почтовая марка…
– Насчёт марки не знала. Наверное, это было до моего возвращения в Ригу (Жанна 16 лет прожила в Германии – О.Б.).
– Узнают ли Вас в Риге на улицах? Помогает ли как-то Вам то, что Вы дочь восьмого чемпиона мира по шахматам?
– К счастью, нет! (смеётся) Я могу нормально ходить по улицам.
С детства я скрывала фамилию, я не хотела, как сейчас говорят, пиариться за счёт того, что я дочка Таля. Я хочу, чтобы меня уважали за то, что делаю я, а не то, что у меня был такой папа.
Для меня честь, что мне довелось 16 лет общаться с таким человеком, как мой папа. Я могу только гордиться тем, что мне это было позволено, а кичиться фамилией – это не моё.
– Владимир Высоцкий в одной из песен, посвященной подготовке вымышленного персонажа к матчу с Фишером, пел: «Мы сыграли с Талем 10 партий: в преферанс, в очко и на бильярде. Таль сказал: „Такой не подведет!“». Был ли Михаил Нехемьевич лично знаком с Высоцким? Как он сам относился к творчеству Владимира Семёновича?
– С Высоцким мы не были знакомы. Единственное воспоминание, которое у меня есть о нём из детства, это то, что в 80-е гола почти в каждой семье были кассеты с его песнями. Мы с удовольствием его слушали, но это единственное, что я помню о Высоцком.
– С именем Вашего папы связано много весёлых историй, баек. Какая Вам нравится больше всего?
– Никакая! (смеётся) С папой было настолько интересно жить, что многие байки для людей, не знакомых с ним лично, казались неправдоподобными. Я не хочу никого обидеть, но для меня это детский сад.
С папой даже просто в быту было настолько сказочно, настолько интересно, что с ним никогда не было скучно. Папа мог сделать байку из любой ситуации. Поэтому я даже не могу выделить какие-либо истории. Для меня всё детство было сказкой, полное приключений. Поэтому байки про него я порой читаю, иногда узнаю что-то новое, но, как правило, это как очередной анекдот.
У меня свои воспоминания, связанные с папой. Вся жизнь с ним, ну 90 процентов, была вот такой байкой, я на этом выросла. Мама с этим жила, я на этом росла, с папой никогда не было скучно. Что для других было экзотикой, для меня было нормой.
– Ваша мама в интервью не скрывает гордости за Вас: Вы и актриса, и пианистка, и певица. Чем из этого Вы сейчас занимаетесь?
– Всем! Всё, чему я научилась, я использую. Я преподаю вокал, у меня много учеников, преподаю музыку, актёрское искусство. Пою на концертах, корпоративах, устраиваю со своими учениками концерты. На том же турнире, где была сыграна партия с «детским» матом, Аня перед партией пела.
Таким получился наш разговор: эмоциональным, дружеским, откровенным. Чувствуется, что Жанна переживает за развитие шахмат в Латвии, мечтает об успехе фильма о своём папе, любовью к которому пронизано каждое сказанное ею о нём слово. Я благодарен Жанне за интересную беседу и надеюсь что в будущем ещё представится возможность с ней пообщаться.
Беседовал Олег Баранцев.
сложно снять хороший фильм про такого человека (вернее, вдвойне сложно, чтоб и фильм был хороший, и образ походил на оригинал)