День фаворитов
После сонливого во всех смыслах первого тура на турнире завязалась по-настоящему острая борьба: во втором туре половина партий завершилась с результатом, отличным от ничейного. Правда, ничейные поединки особой борьбы не содержали, но для начала и так сойдет.
Поединок Ароняна с Анандом очень напоминал соревнование в памяти, так как на доске за секунды были «отстуканы» 17(!) ходов дебюта с таинственным названием «антимосковский гамбит», который сейчас является одним из главных раздражителей шахматных умов. Но как только Ананд свернул с хоженых дорог, выяснилось, что в курсе происходящих на доске событий только он. У онлайн-комментатора сайта Chesspro.ru Максима Ноткина позиция вызывала крайне тягостные эмоции еще ходов за пятнадцать до сдачи партии. По-моему, устраивать соревнование в памяти с Анандом может только несколько шахматистов на Земле, причем у всех у них мозги не белковые, а электронные. Так что выбор белыми дебюта оказался крайне неудачным.
В партии же Крамника с Морозевичем никакого соревнования в памяти не было. Поединок довольно быстро свернул с известных вариантов, причем не просто свернул, а прямо-таки бросился в кювет: чемпион мира пожертвовал коня. Надо отметить, что, по мнению многих экспертов, в частности, Сергея Шипова в онлайне на сайте Crestbook.com, жертва была, мягко говоря, не слишком корректна. Но Моро, видимо, настолько привык, что фигуры жертвует только он, что начал тратить на каждый ход слишком много времени и загнал себя в цейтнот, да еще в острейшей ситуации с кучей развилок на каждом ходу. В итоге, позиция Морозевича очень быстро развалилась, что в очередной раз подтвердило поговорку «Клин клином вышибают». Может, теперь все начнут жертвовать Моро фигуры?
Петр Свидлер и Петер Леко оба являются экспертами в дебюте, называемом «Контратака Маршалла». Чтобы было понятно, объясню: этот дебют является настоящим бичом современных шахмат. Все основные варианты в нем проверены компьютером хода эдак до двадцать пятого. После исполнения «обязательной программы» гроссмейстеры с умным видом жмут друг другу руки, а журналисты в сотый раз пишут о непробиваемости контратаки Маршалла. Приблизительно это случилось и в Мексике: вроде позиция черных дышала на ладан, но везде находилась защита. В общем, Маршалл, как и было предсказано.
Ну, а Грищук с Гельфандом спокойно вели свою партию к ничьей, и помешать им осуществить затеянное в тот вечер ничего не могло. Немного помахали кулаками в новоиндийской защите, возможно даже заставили немного поволноваться своих болельщиков, но на самом деле, в битве двух равных соперников позиция от равенства не отклонилась ни на секунду.
Уже в следующем туре между собой сыграют новоявленные лидеры: Ананд и Крамник. Что-то будет. Скорее всего, правда, будет очень глубокомысленная гроссмейстерская ничья, но вдруг вчерашний настрой Крамника останется с ним и сегодня?
Почему с таинственным? Правда, в некоторых странах бывшего СССР такое название дебютного варианта «покатило» бы на ура.