8 мин.

Как бесплатный продукт в шахматах конкурирует с платным лидером рынка

На шахматном онлайн-рынке сложилась интересная ситуация — полностью бесплатная (нет ни рекламы, ни подписок, только пожертвования) платформа Lichess.org конкурирует с самым популярным шахматным порталом Chess.com

За качественный продукт пользователи готовы поддержать Lichess деньгами, покрывая траты в 400 тысяч долларов в год. 

Чтобы понять, в чем секрет успеха, нужно сравнить оба портала по основным параметрам.

Для справки

Chess.com запустился в 2007 году студентами Стэнфорда и работает по модели Freemium (часть функций доступна бесплатно, за остальное надо доплачивать). На июнь 2021 года играется около 10 миллионов партий ежедневно.

Логотип Chess.com

Lichess основал француз Тибо Дюплесси чуть позже, в 2010 году. Май 2021 стал вторым месяцем, когда платформа пробила отметку 100 миллионов партий в месяц (и это без учета вариантов шахмат).

Логотип Lichess.org

Игроки

Самое главное в любом игровом портале. 

Средний рейтинг игроков в блиц:

Chess.com: 832

Распределение игроков в блиц на Chess.com

Lichess: 1500

Распределение игроков в блиц на Lishess.org

Значит ли это, что игроки на Lichess почти в 2 раза сильнее, чем на Chess.com? Не совсем. 

Да, новички больше знают про Chess.com, а Lichess считается платформой для гиков. Но есть еще фактор стартового рейтинга. Иногда Chess.com дает на старте пунктов 400, и некоторые просто не успевают его поднять, остаются с низким рейтингом. В Lichess ты начинаешь с отметки 1500.

Но топовые гроссмейстеры на обеих платформах имеют рейтинг чуть выше 3000. Да и у большинства стабильно играющих и там, и там, рейтинг +/- одинаковый.

Что касается количества игроков, вы везде найдете соперника (только если не выставите специфические условия вроде 100 минут на партию).

Обучение

Второй по важности компонент. У Lichess есть разные возможности решения задач как на скорость, так и по отдельным темам. Многие из них подтягиваются из реальных партий на портале. Можно даже найти задачи из своих игр!

Есть неплохие тренажеры на разные темы, тренировка координат. Полно видео, загруженных самими пользователями. Но пожалуй самое ценное — это студии. Даже с телефона можно найти любой дебют или ловушки, без чьего-либо нудного закадрового голоса. 

У Chess.com в плане задач почти такие же возможности. Видео более высокого качества, так как загружают их квалифицированные пользователи со званиями, при поддержке самого портала. Большинство видео сопровождаются интерактивными уроками — посмотрел, повторил, закрепил.  

А раз качество высокое, то можно с него и заработать! Бесплатно можно решать только 5 задач в день и смотреть 1 урок. Дальше надо покупать одну из подписок.

Турниры

Есть на любой вкус и на Chess.com, и на Lichess. Но если вы хотите создать турнир для своих нужд, проще это сделать на Lichess. Поэтому там чаще играются призовые турниры (например платформа vvv.cash ежедневно проводит десятки турниров на деньги). 

Сеансы одновременной игры

Почему-то этой функции нет на Chess.com. Впрочем и Lichess выкатил это не так уж давно. Очень полезно для тренеров, да и стримеры любят поиграть сразу со многими подписчиками.

Сеанс одновременной игры теперь возможен не только вживую

Игра с компьютером

А тут обратная ситуация. Chess.com очень любит компьютеры:

Другие варианты шахмат

Тут тоже преимущество за лидером рынка:

Lichess в этом плане поскромнее, всего 8 вариантов. Хотя спрос на варианты пока что не такой высокий, чтобы переживать об этом. 

Доска

Тут сложно чем-то удивить. На обоих порталах есть много вариантов оформления доски, каждый найдет то, что ему по душе

Классическая доска Lichess

А вот по часам выигрывает Lichess. Тут есть возможность выставить время в миллисекундах, что важно для любителей игры в пулю (менее 3 минут на партию) и блиц (3-10 минут на партию).

Борьба с читерами

Оба портала отчитываются, что пачками банят негодяев. Как они это делают они не рассказывают (чтобы читеры не знали, как обходить слежку), поэтому и эффективность сравнить сложно. 

Для детей

Если вы хотите зарабатывать на шахматах, то нельзя игнорировать детей. Поэтому у Chess.com есть отдельный продукт для детей Chesskid. Подача уроков здесь в более детской форме (анимация, звуковое сопровождение), а безопасность гарантируется анонимностью и невозможностью писать ребенку в личные сообщения. 

Рекламы здесь нет изначально, поэтому зарабатывает субпродукт только на подписках.

Lichess, скорее всего, по этому пути не пойдет (разберем в конце почему).

Реклама

Зато реклама есть на основном сайте Chess.com. Однажды это привело к небольшому конфузу — на занятии наш тренер анализировал партию ученика, а справа от доски крутился рекламный баннер Durex. Благо занимался он не с ребенком, но все равно мы с тех пор всем тренерам даем подписку, на всякий случай.

У Lichess рекламы нет. И не будет. Точка.

Философия

“We are not selling, to anyone, for any price. Ever.” (перевод: «Мы не продаемся, никому, ни за какую цену. Никогда.»). Угадайте, на каком из 2 порталов это написано?

В 2010 году Тибо Дюплесси начал работать над Lichess в качестве хобби. С самого начала он заложил идею, что портал будет доступен всем, с открытым исходным кодом. Спустя 11 лет он не изменил своим принципам.

Собственно в этом и есть ключ к успеху Lichess. Выше мы разобрали, что глобально отличий у порталов немного. В каком-то компоненте лучше одни, в каком-то другие, но если вы просто хотите играть в шахматы и немного улучшать свои навыки — обе платформы решат вашу потребность.

А раз на чистой идее, без рекламы и подписок, можно конкурировать с коммерческим проектом, то это достойно уважения. И в качестве поддержки идеи (не какой-то специфической функции, а именно философии) простые игроки не жалеют своих денег. Хотя, после становления спонсором, у игрока не появляется никаких дополнительных привилегий, только иконка крыльев рядом с ником. 

Пример игрока, внесшего пожертвование

Так что, если делать свою работу качественно и искренне, награда не заставит себя ждать.

А какая из платформ нравится вам больше? Поделитесь своим опытом в комментариях.