Итоги учебного года
Завершается необычный учебный год.
До середины марта всё шло по плану, первые признаки беспокойства пришли в конце февраля, когда отменили городской финал «Белой ладьи». Всё стало ясно к концу марта, когда уронили отменили вообще всё.
Коронавирус перевёл всё обучение в онлайн. Шахматы в онлайн себя давно комфортно чувствуют, а в новой реальности получили новый импульс.
До «короны» я с осторожностью и лёгким недоверием смотрел на обучение через интернет, до конца марта этого года у меня не было ни одного ученика, с которым я занимался онлайн. Форс-мажор внёс серьёзные коррективы. Кто-то из учеников с лёгкостью и радостью перешёл на такой формат, кто-то (временно) прекратил занятия из-за увеличившейся нагрузки по другим предметам.
Так как я работаю в дополнительном образовании, то групповые занятия шахматами детям могли уже стать костью в горле, особенно после мучительных (для многих) занятий в школе (это не фантазии, это мне говорили многие родители, да и по своей дочери-второклашке многое понимал). Естественно, кто хотел, тот получал теоретические знания, которые готовились для всех.
Но любителей теории меньше, чем практиков, поэтому мы организовали огромное количество турниров. «Мы» - это тренеры государственных и частных клубов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, к которым постепенно добавлялись тренеры/педагоги из других регионов. С конца марта организованы сотни турниров: личных, командных, тематических, развлекательных, по разным рейтингам, возрастам, отдельно для девочек и т.д. И эти турниры продолжаются.
По мере роста оговаривались правила участия, поведения и... наказания. Многие дети решили, что раз они в комнате одни, то никто не увидит, как они пользуются подсказками. Разочарование настигало их очень быстро. Чтобы минимизировать жульничество, тренеры (с помощью родителей в том числе) начали разъяснительную кампанию о вреде читерства. В группе ВК своего отдела я регулярно рассказывал о выявленных жуликах. Возможно, это один из важных факторов того, что в нашем ДТ не был выявлен ни один читер.
До конца апреля индивидуально я работал только со своими «старыми» учениками, а потом произошёл взрывной рост. Как раз тогда, когда я освоил Zoom, отработал методику занятий, произошёл Случай...
...По длинной цепочке мне передали скриншот (не ссылку!) объявления о том, что одна русскоязычная онлайн-школа в Великобритании ищет преподавателей рисования и шахмат. Рисуем мы плохо, а в шахматы я играть немного умею, поэтому решил найти эту школу, это объявление, чтобы узнать подробности. Школу нашёл, а объявление нет. Но решил всё равно написать. Выяснилось, что им написали десятки (!) преподавателей рисования, поэтому объявление пришлось удалить. Шахматистов, которые написали, было всего двое. Я оказался третьим. Мы договорились, и в начале мая началась работа. Сначала одна группа, потом две, а потом и третья добавилась. Это русскоязычные дети, которые живут в Англии, Франции, Израиле и других странах.
Параллельно появлялись новые ученики на индивидуальные занятия. Поэтому нам с женой пришлось ввести дома расписание, так как квартира превратилась в учебный центр: утром Марина занималась со своими студентами английским языком, после этого «офис» занимал я и работал со своими учениками. В редких случаях мы работали синхронно из разных комнат.
Для своих учеников из онлайн-школы групповых занятиях я организовал два турнира, в которых приняли участие дети (и даже родители) учеников этой школы, а также все, кто знал про школу и хотел поиграть. География участников расширилась: Швеция, США, Иордания, Приднестровье и (да-да!) Россия.
За всем этим я не забывал и про детей дома творчества. В прошлом году я был соорганизатором приезда английских детей в Петербург. Они сыграли три матча с детьми нашего ДТ, с ребятами из центра им. Алехина и из Дворца. И в годовщину этого события с подачи Марины мы организовали детский командный онлайн-турнир, в котором помимо наших ребят сыграли команды из Великобритании, а также Польши, Канады и Латвии (суммарно больше 130 детей). Это был интересный опыт. Джулиан Клиссолд, почётный вице-президент Английской шахматной федерации, пока дети играли, организовал зум-конференцию, в которую приглашал всех тренеров. В какой-то момент я в неё зашёл, и мы с ним поговорили немного. Он вспоминал, как ему понравилось в Петербурге, обудили партии матч-турнира и просто поболтали.
Ученики постепенно уходят на каникулы, меньше работать начинаю и я.
В планах подготовить уроки для онлайн-занятий (уверен, что в онлайн теперь обучения будет только больше), подтянуть свой английский, а также через записи в соцсетях начну общаться с родителями учеников (не обязательно своих). Мир меняется, надо понимать лучше, что хотят родители.
Всем хорошего лета!