«Узнал о своем первом бое за неделю. Победил». Как стать профессиональным бойцом ММА
Игорю Егорову и Алексею Махно еще нет 30 лет, но на двоих у них 34 боя и 25 побед в ММА-поединках. Им есть что сказать тем, кто решится все это повторить.
Нужна ли любительская карьера?
И. Егоров: Любительская карьера важна для любого спортсмена. Все-таки ММА – это немного другое, здесь больше зрелище. А любительский спорт дает возможность выполнить нормативы, построить спортивную карьеру. Тем более пока еще в ММА как правило переходят откуда-то, либо тебе помогают перейти люди, которые сами пришли в ММА из рукопашного боя, боевого самбо, борьбы. Любительская карьера дает возможность заводить знакомства, зарекомендовать себя.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО INDUSTRIALS TEAM
НАШИ НОВОСТИ: INSTAGRAM, FACEBOOK, VK
А. Махно: Многие пришли в ММА из других ударных видов или борьбы. И когда мы пришли, не было так, что начинали тренироваться по ММА. Тогда только стали появляться ММА-клубы. И все наши тренеры, естественно, старше нас, либо ударники, либо борцы. И если ты начинаешь тренироваться в ММА, будет упор на то, откуда пришел тренер. Тем не менее, я сторонник старой школы: лучше иметь базовую подготовку от какого-то вида спорта. С другой стороны, есть Рори Макдональд, он сразу начал заниматься ММА, и он один из сильнейших бойцов. Хотя недавно он проиграл парню, который начинал как ударник.
Как выглядит первый профессиональный бой?
А. Махно: Когда проводишь первый бой, никаких подобных мыслей о том, что начинаешь профессиональную карьеру в ММА, нет. У меня это случайно получилось: вышел как раз вместо Игоря Егорова на замену. Вышел, зарубился, но не было такого, что на следующее утро проснулся и решил – буду этим заниматься. На самом деле, все очень спонтанно. Я ходил по абонементу в зал, тренировался. У меня было желание научиться большему, и поэтому мне разрешили ходить не три раза в неделю, а каждый день. Я занимался, и мне предложили подраться. А потом решил, что хочу этим заниматься и стал уже искать пути, чтобы тренироваться и утром, и вечером. И как-то закрутилось.
И. Егоров: В тот момент не думаешь, что ты начинаешь профессиональную карьеру. Ну да, предложили бой по правилам ММА. Поскольку ты в принципе умеешь бить и бороться соглашаешься скорее как на возможность испытать себя.То есть, когда я 23 декабря 2011-го провел бой против Ивана Гладкого у меня не было мысли, что вот именно этот бой станет у меня первым поединком в списке профессиональных боев. Первым – в рекорде на Sherdog.
ИГОРЬ ЕГОРОВ О ТОМ, КАК СДАТЬ НА КРАПОВЫЙ БЕРЕТ
А. Махно: Страничка с моим рекордом появилась сразу после первого боя: мой друг Сергей Хандожко уже был в ММА-теме и подсуетился. Он мне все и объяснил. На самом деле, это большая проблема. Думаю, что если решил заниматься профессионально, надо озаботиться этим вопросом, найти человека, который бы помог вести статистику, чтобы бои не пропадали. Ведь рейтинг важен: первый вопрос на турнирах, особенно в больших промоушенах – о рекорде. Никто не будет смотреть бои, все посмотрят результаты.
С другой стороны, есть бойцы, например с рекордом 5-5, но они могут быть реально крутыми, и мне такие известны. Они могут доставить топовым бойцам серьезные проблемы. А есть ребята, у которых статистика, скажем, 20-0, но они так себе. Они на каких-то турнирах сами себе соперников выбирали, в результате рекорд бешеный, а по факту наоборот.
У меня например был рекорд 2-2, а почему? Мне дали соперников не моего уровня – Стоянова, человека с рекордом 16-2, на момент нашего боя он был топом. Мне сказали, подерешься, а я никогда не буду отказываться от боя. И если бы на тот момент я заботился о рекорде, то этот бой был бы для меня очень невыгодным. А второй бой я выигрывал, но в конце второго раунда пропустил, у меня закрылся глаз. Врач меня снял, и получилось, что победу присудили оппоненту. И опять возникает вопрос о статистике: никто не будет смотреть ход боя, по которому я выигрывал.
Статистику будут смотреть, если ты подписываешься в одну из трех крупнейших организаций в России: М-1, Fight Nights и ACВ. Но здесь такой момент: если ты очень крутой любитель, все-все повыигрывал, то могут и с нулевым рекордом взять. Есть варианты выйти на замену и проявить себя, что многие ребята из провинции и делают. Они не особо готовы, но это шанс. Хотя есть ежегодные турниры, например в Воронеже, Брянске, Орле и т. д. И организаторы связываются с клубами, которые на слуху, интересуются бойцами на нужные весовые категории. Клубы отвечают. Или организаторы турниров дружат с владельцами клубов и на таких началах договариваются, кто кого выставит.
Что приходится менять в тренировках?
И. Егоров: Я пришел в ММА двукратным победителем кубка мира по рукопашному бою, но у меня в борьбе в партере реально большой пробел. В защите от проходов – тоже. Сейчас пошел в бразильское джиу-джитсу, где мне торжественно надели белый пояс и я вновь стал учеником.
Для меня, как для рукопашника, неудобными были два момента. Первое – дают много работать в партере, не разнимают. У нас было все регламентировано: вы упали, проводите удержание или через определенное время поднимают в стойку. А в смешанных единоборствах, если тебе тяжело выбраться из-под соперника и на это тратится много времени, никто останавливать не будет. Второе – время. Допустим, в боевом самбо за пять минут надо выложиться полностью, а здесь нужно распределить силы на 15 минут. Это очень сложно, надо психологически перестраиваться – чисто эмоционально бывает очень сложно себя сдерживать и оставлять силы на третий раунд.
Если ты идешь в смешанные единоборства из другого ударного вида, то есть смысл в первое время заниматься отдельно либо с грепплерами, либо с борцами. Но психологически это тяжело: человек занимался, например, боксом и добился определенных результатов, а ему надо научиться бороться. Он приходил в борцовский зал – и он там новичок, мешок. И ему сложно из своего статуса победителя (в своем виде) опускаться в самый низ. Важна внутренняя готовность начать все сначала, не оглядываясь на уже имеющиеся достижения.
А. Махно: У меня было шесть тренировок в неделю: три раза ударка, три раза – борьба. Функциональной подготовкой вообще не занимался. Единственное, бегал, никакого железа не тягал. Это когда я перешел в «Клуб Единоборств № 1», тогда только мы узнали, что такое гири, железо и т. д. С отягощениями можно заниматься с любого возраста, просто надо адекватно подходить к весам. Никто не говорит, что надо начинать с 200 кг
ПОСЛЕ ПЕРЕЛОМА ЧЕЛЮСТИ ВРАЧИ НЕ СОВЕТОВАЛИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ
Если нет возможности посещать хороший ММА-зал, то стоит ходить, допустим, день на бокс, день – на борьбу в дополнение к ММА-тренировкам, хуже точно не будет. Мы тоже так делаем. Например, я отдельно хожу на тайский бокс, на силовую подготовку. Кто-то ходит на вольную борьбу и т. д. Это актуально. И многие топовые иностранные бойцы занимаются либо ударным спортом, либо каким-то видом борьбы.
Что нужно от тренера и менеджера?
И. Егоров: Тренер, если он с детства, это гораздо больше чем тренер. Он как наставник, он не только технически поможет, но и психологически поддержит: он тебя знает, понимает, чувствует твое состояние. Например, новый тренер по ММА не всегда поймет причину твоего поражения, он может не знать досконально его причин. А тренер, который ведет тебя с самого начала, знает каждую твою травму и оценивает твою работу, опираясь на большой опыт общения именно с тобой. Все-таки, считаю, должен быть такой человек, который с тобой по жизни.
А. Махно: В вопросе выбора менеджера ничего сложного нет, потому что и выбора пока нет. Мы отстаем в ММА от Запада, и у нас не так много профессионалов в этой среде. За то время, сколько я в ММА, знаю только двух менеджеров, отлично выполняющих свою работу. Это мой менеджер – Гаджи Караев и Алексей Жернаков.
И. Егоров: Есть такая проблема в российских ММА, когда у тебя никого нет, ты ни с кем не общаешься, а тебе звонят и говорят, что организуется турнир, а ты будешь биться с таким-то соперником. А ты – «Блин, буду!». А лучше ответить, что посоветуешься с тренером или менеджером. А потом перезвонить организаторам и отказаться, если есть причины. Я например проиграл свой третий бой в карьере. Дебют в М-1. Сейчас думаю, что сильно переоценил себя. И пробелы в партере в борьбе дали о себе знать, и я чуть-чуть перегорел. Лучше, когда менеджер понимает, какого уровня соперника тебе предлагают, потому что ты молодой парень, тебе кажется, что надо драться в любом состоянии, со всеми.
ИГОРЬ ЕГОРОВ: ХОТЕЛ БЫ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В UFC
И. Егоров: Посоветовал бы не спешить. Подойти к этому делу очень обдуманно, найти людей, которые смогут помочь. Очень часто на таких ребятах зарабатывают деньги и у таких ребят карьера может закончиться очень быстро. И ты можешь сломаться еще и психологически, например, очень тяжело выходить с тремя поражениями за спиной.
Помимо гонораров за бои можно и даже нужно зарабатывать. На гонорары в России не проживешь, даже если биться раз в три месяца. Все спортсмены работают либо тренерами, либо еще где-то. С этим тяжело, и рецепта нет. Но чем раньше начнешь смотреть по сторонам, тем лучше.
А. Махно: Вспоминаешь первые бои и понимаешь – ошибок хватало. Не надо было соглашаться на некоторые бои. Может, это характер: надо зарубиться и все. А еще я изначально больше бы уделял внимания физической подготовке, чтобы мышечный корсет окреп.
АЛЕКСЕЙ МАХНО: ГЕМАТОМУ Я ПРОБОВАЛ СКРЫВАТЬ ОТ МАМЫ, НЕ ВЫХОДИЛ В СКАЙП
Но вот сейчас, если бы меня спросили, соглашаться ли в начале профессиональной карьеры на бой с намного более опытным соперником, ответил бы нет. Никто не оценит это как трусость – надо понимать свои силы. И самое главное в нашей работе – это здоровье, а если в бою ты встречаешься с соперником на порядок сильнее, то это всегда чревато травмой, нокаутом. Зачем это нужно? После нокаута полгода восстанавливаться надо. А если кто-то начнет говорить, что парень просто срывается с боя, то он – идиот. Пусть сам выйдет и зарубится.
Другой вопрос, когда у тебя уже есть определенный уровень и амбиции и ты хочешь стать чемпионом и выбираешь себе соперников, то это уже не дело. Если ты хочешь быть чемпионом, должен драться со всеми. Можно быть запредельно крутым любителем, быть чемпионом мира по боксу, кикбоксингу, вольной борьбе, но ММА – совсем другое. Это идеальный вид спорта, в котором надо уметь всё! Вначале можно выигрывать чем-то одним, но потом это закончится.
По поводу денег слышал, что на первых турнирах обманывают, не выплачивают гонорары. Но это выходит наружу. Здесь главное – репутация турнира. И сейчас в интернете вся информация есть, все доступно. А выбить больший гонорар, не знаю, в первых боях маловероятно. Только если, например, ситуация, что выходишь на замену с каким-нибудь чемпионом. Тогда можно попробовать попросить прибавить за риск.
Очень хорошо, если есть материальная поддержка от семьи. И мне в этом плане тоже повезло. Я сказал родителям, что хочу заниматься, это моя мечта. Семья пошла навстречу, мне долго помогали. И финансово, и, что очень важно, морально. И по-другому не получится. Есть варианты: тренироваться и подрабатывать, но подработки не хватит. А потом времени будет очень мало – можно даже элементарно не успевать восстанавливаться.
Сегодня у меня 17 боев, я дерусь в лиге М-1, но и это полностью не обеспечивает. Это большая проблема. И на самом деле такая ситуация злит: каждый день рискуешь здоровьем, а получаешь копейки. В футболе деньги несоизмеримы с нашими. Это не зависть, это адекватная оценка того, что происходит. Вложите в бойцов хотя бы третью часть того, что вкладывают в футбол, и российские бойцы выиграют всё, что можно выиграть. И даже больше. Они прославят страну на весь мир. Так что в нашем деле в первое время и еще долго потом занимаешься на энтузиазме.
ЧТО ПРОЧИТАТЬ:
НА ЧЕМ ЕЗДЯТ БОЙЦЫ М-1 GLOBAL? ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ФОТООБЗОР АВТОМОБИЛЕЙ СПОРТСМЕНОВ
«ХОТЕЛ ВЫЙТИ ПОД ПЕСНЮ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ», НО ЗАПРЕТИЛИ». ГЛАВНОЕ О БОЕ НИКИТЫ КРЫЛОВА В UFC