9 мин.

Почему Мохаммед Али стал Величайшим

Алексей Сукачев называет 10 главных причин, сделавших Мохаммеда Али иконой. И не только бокса.

alt

В мире, где правит клиповое, осколочное мышление, не так-то просто осознать что-то на системном уровне. Мохаммед Али всю свою жизнь боролся с Системой, но тем самым создал свою собственную, заложив основу для всего современного бокса и, в какой-то мере, всего современного спорта.

Али – фигура, несомненно, системная. Глыба, цельная в своей сути, содержании и в форме. Лишь взгляд на карьеру Величайшего сверху, взгляд объединяющий и обобщающий, показывает истинное величие этого человека, не столько даже в контексте спорта вообще или бокса в частности.

Олимпийская медаль

Год: 1960

50-е и 60-е годы прошлого века проходили на фоне явного доминирования американской школы бокса в тяжелых весовых категориях: наши еще не набрали плановые обороты, а Куба только-только начинала подтягиваться, перестраиваясь с бокса профессионального на любительский. Поэтому сама по себе победа Али на боксерском турнире римской Олимпиады неожиданностью не стала.

Неожиданностью стала та легкость, с которой Кассиус Клей одного за другим проходил не самых простых оппонентов. И если наш ветеран Геннадий Шатков (постаревший и выступавший не в своем весе) и не мог что-то противопоставить ртутному американцу, то на Збышека Петшиковского в финале возлагались большие надежды. Однако тогда еще полутяж Клей прошел его едва ли не с большей легкостью.

А ведь самой Олимпиады для Кассиуса могло и не быть: будущая легенда страдала аэрофобией в тяжелой форме, и в Рим Клей согласился лететь (а не плыть) только после двух месяцев уговоров и то – с парашютом за плечами.

Две победы над Санни Листоном

Годы: 1964 и 1965

alt

После победы в Риме Клей перешел в профессионалы и за три года превратился из талантливого юнца в полноценного претендента на титул чемпиона мира. Небольшие (разрешимые) проблемы ему на пути создали только Даг Джонс и сэр Генри Купер, но и с ними будущий Мохаммед Али не без труда справился. Все это, впрочем, никого не убедило. Считалось, что никакие победы не помогут Клею в поединке с таким монстром, как Санни Листон, больше которого в боксе боялись только молодого Формана, Дюрана и Тайсона.

Они и не помогли. Помогло другое: великолепная техника и чемпионский характер. В середине первого боя в глаза Кассиусу попала едкая мазь – возможно, умышленно нанесенная на перчатки Листона его командой. Другой бы спасовал, но не этот претендент: Клей отбоксировал полтора раунда на инстинктах, а закончил бой на ударной волне, заставив Листона сдаться в углу.

Матч-реванш был необходим, и он состоялся через год с лишним. На этот раз Санни не продержался и раунда, хотя бой был с душком: не все поверили в то, что нокаут действительно случился, а не был симуляцией.

Популярность

И до Али были боксеры, которые являлись настоящими мегазвездами не только в боксе, но и в спорте вообще: Джон Л. Салливан, Джек Джонсон, Джек Демпси, Джо Луис и Рокки Марчиано – в тяжах, Рэй Робинсон, Хенри Армстронг, Билли Конн, Гэрри Греб – в других весах. Их звездность была природной, но ограничивалась спортом.

Али же стал первым – не только в боксе, но и, пожалуй, в спорте, кто вышел за рамки, став поп-иконой в самом широком смысле этого слова. И он сделал это сам, собрав команду единомышленников, создав образ крикливого хвастуна, на каждом углу кричащего о своем величии, и заставив поверить в этот образ весь мир.

alt

За много лет до Чака Норриса, Али уже «поборол аллигатора, сдавил в тисках кита, приручил молнию, отправил грозу за решетку, убил скалу, повредил камень»…

Борьба за равноправие чернокожего населения

«Нация ислама», отказ от службы во Вьетнаме, требование монтировать звезду на Аллее Славы в стену, а не на землю, «чтобы ее не топтали те, кто меня не уважает» – все это лишь вехи, отдельные проявления цельной личности Али и его восприятия окружающей действительности.

«Даже Иисус всегда был белым на картинках. <…> Затем я заметил, что все ангелы на картинках были белыми. <…> Так что однажды я спросил маму: «Что будет, когда мы умрём? Мы попадём в рай?», – мировоззрение Али начало формироваться еще в юности, но лишь завоевание одного из самых престижных титулов в мировом спорте помогло Кассиусу обрести трибуну и полномочия вещать с нее.

Лишь Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс (один из главных духовных наставников Али, с которым он порвал, когда Икс ушел от Элайджи Мохаммеда) сделали больше для чернокожей Америки, чем Али, но никто из них – ушедших столь рано – не дал столь продолжительный во времени эффект. Али бросил вызов основам американского самосознания и победил.

Гонорары

alt

Следствием самопиара и самораскрутки, а также и просто раскрутки бокса и развития телевизионных технологий, стала гонка гонораров, развернувшаяся особенно рьяно после возвращения Али в бокс.

Став мегазвездой и начав делать кассу, Али стал основной причина резкого взлета гонораров в середине 70-х годов. Это повышение стало трендом, а после и единственным возможным направлением движения для бокса профессионального. Пока же за один только бой с Джорджем Форманом Али получил 5.5 миллиона долларов – это больше, чем Демпси, Марчиано и Луис за всю карьеру.

Стиль бокса

Про Али часто говорят, что он уничтожил целое поколение боксеров, старавшихся имитировать его стиль и адаптировать (вернее даже скопировать) его для своих интересов. Но копировать что-то можно только со своего уровня развития, а Али по уровню своего боксерского дарования в какой-то момент надолго и намного опередил современников.

При этом – что в еще большей степени подчеркивает величие Али как спортсмена – он смог меняться, а это уже высшее искусство. В 60-е он мог позволить себе порхать как бабочка и далее по тексту. После возвращения его уникальный стиль развалился: ноги отказывались быть столь быстрыми, как руки, да и те замедлились. Но Мохаммед нашел этому противоядие, сконцентрировавшись на развитии защитных навыков и новой тактике rope-a-dope.

Rumble in the Jungle

Год: 1974

alt

Ни один успех не производит большего впечатления, чем тот, который одержан вопреки мнению окружающих. После катка, которым Джордж Форман раздавил Джо Фрэйзера и Кена Нортона (оба по разу победили и проиграли Али), двух мнений быть не могло: Али должен был быть торжественно казнен Большим Джорджем.

Реальность оказалась волшебнее и проще одновременно: вся огневая мощь, которую Формен бросил на подавление своего оппонента, была самортизирована или отклонена .Сначала Али сломал Джорджа психологически, а затем и внутри ринга.

Thrilla in Manila

Год: 1975

Участие в именованном поединке – уже достижение, знание того, что как бы лично для тебя не сложился бой, имя твое будет увековечено.

Али принял участие в 3-х таких поединках: «Бое Века (1971 – против Фрэйзера), «Грохоте в джунглях» (1974 – против Формана») и «Триллере в Маниле» (1975 – опять против Фрэйзера).

Именно последний поединок и вошел в историю как истинный претендент на бой века. Он же завершил и трилогию Али и Фрэйзера, подытожив карьеры и достижения обоих, указав их место в истории. И, конечно же, такое лучше увидеть, чем прочитать.

alt

Статистика и достижения

Статистика – математическое обоснование боксерского величия Али. За свою карьеру Мохаммед провел 61 бой, 56 из которых выиграл (37 нокаутом), а еще 5 проиграл.

• Али 5 раз (рекорд) становился лучшим боксером года по версии The Ring (1963, 1972, 1974, 1975 и 1978);

• Али стал первым тяжеловесом, дважды возвращавшим себе чемпионский титул;

• Лучший спортсмен 1974-го года по версии Sports Illustrated, лучший спортсмен 20-го века по версии Sports Illustrated;

• Член Зала боксерской славы (1990 – в первом наборе);

• И множество-множество остального.

Борьба с Паркинсоном

alt

Последние тридцать с лишним лет не были для Величайшего столь уж радостными. Но даже в тисках суровой и неизлечимой болезни Али оставался собой до самого конца, побеждая болезнь своей собственной жизнью. Мохаммед вел максимально активный образ жизни, даже если активность эта и была больше сидячей. Открытие Олимпиады в Атланте, ведение нескольких благотворительных фондов, участие в телевизионных передачах – Али боролся и побеждал.

«Меня это (Победа Формана в чемпионском бою против Мурера) здорово задело за живое и тоже захотелось вернуться. Но потом наступило утро — пора было выходить на пробежку. Я лёг обратно в постель и сказал: «Ладно, все равно я самый великий».

Фото: REUTERS/Jorge Nunez/File Photo; globallookpress.com/dpa/picture-alliance (2,5,6), imago/Colorsport; Gettyimages.ru/Harry Benson/Daily Express/Hulton Archive; globallookpress.com/C.Niehaus/Future Image